Керамический пленэр проходит на одном из самых живописных мест Ольхона: рядом с самым большим песчаным пляжем Сарайского залива и буквально в 400-стах метрах от самого знаменитого священного места – мыса Бурхан (Шаман)

Новости / Статьи

Международный художественный проект «Байкал-КераМИСТИКА»: вопрос-ответ

Пресс-конференция посвященная проекту «Байкал-КераМИСТИКА» пройдет во вторник 29 мая в 14.00 в конференц-зале редакции газеты "Комсомольская правда"

 

-Что представляет из себя проект «Байкал-КераМИСТИКА»? - Проект «Байкал-КераМИСТИКА» -это интересный проект с большими планами и задачами, в который входит пленэр керамики на Байкале, выставка работ по результатам пленэра в 130-м квартале в г. Иркутске, и в дальнейшем формирование фонда музея современной керамики на территории Иркутского региона.

- Кто является организатором проекта? - Организаторы и кураторы проекта – художники-керамисты, члены Союза Художников России Таволжанская Елена, Таволжанский Игорь, Ерошенко Татьяна, и Пуртян Сергей.

-Кто помогает и поддерживает проект? - Проект проходит под эгидой Министерства культуры и архивов Иркутской области, при поддержке Иркутского художественного училища им. Копылова в лице директора Назаровой Людмилы Николаевны, АЭМ «Тальцы» в лице директора Тихонова Владимира Викторовича, также огромную поддержку оказал Институт Изобразительных Искусств и гуманитарных наук Ни ИрГТУ в лице искусствоведа, заместителя директора института Лось Ольги Константиновны, кафедра искусствоведения Института Изобразительных Искусств Ни ИрГТУ в лице заведующего кафедрой, доктора исторических наук Есипова Владислава Витальевича, издательство «Время странствий» в лице генерального директора Ерошенко Людмилы Георгиевны, интернет-сайт «Прибайкалье» в лице Ступина Дмитрия Викторовича, организация «Иркутскгеофизика», турфима «БайкалТерра» и турбаза Солнечная.

-Место и время проведения пленэра? – В этом году – это остров Ольхон, пос. Хужир. Турбаза Солнечная и мини-отель Байкал. Даты: с 26 июня по 5 июля 2012 года.

-В чем будет заключаться пленэр керамики на Байкале? - Во время проведения пленера в течение 10 дней все участники будут творчески работать, создавая из глины произведения по трем номинациям:

  • авторский стиль,
  • впечатления от Байкала,
  • традиционный гончарный предмет, как объект современного искусства.

Здесь же будут происходить обжиги керамических изделий: электрический, газовый, дровяной, обжиг-раку, когда раскаленные изделия вынимаются из печи и опускаются в опилки, также возможно будут экспериментальные обжиги, например, в шишках, которых на Ольхоне очень много. У всех участников будет возможность поучиться у других различным технологиям лепки, формования керамических изделий, декорирования и способам обжига.

-В чем уникальность проекта? - Уникальность проекта в том, что подобное мероприятие проводится впервые в нашем регионе. Симпозиумы керамики в различных видах проводятся в течение последних 20 лет на территории Европы, Японии, Кореи, Китая, Америки. Сибирский регион в данном вопросе несколько отстал, а ведь у нас много талантливых художников-керамистов - молодых выпускников и уже состоявшихся мастеров керамики. И не у всех есть возможность поехать в Европу и поучаствовать в международных проектах. Иркутск может стать одним из центров симпозиумного керамического движения не только в стране, но и в мире.

-Почему вы считаете, что Иркутск может стать таким центром симпозиумного движения? – Конечно, не только потому, что у нас есть интересные, талантливые керамисты. В нашем регионе существует богатейший исторический и художественный пласт развития искусства керамики Переваловского Фарфорового Завода в Усольском районе. Сохранившаяся часть Переваловского музея фарфора (около четырех с половиной тысяч изделий) хранится сейчас в Иркутске в областном художественном музее им. В.П.Сукачева. Кроме того Иркутск географически удобно расположен, объединяя в своем культурном пространстве традиции Востока и Запада. Также основным центром притяжения для художников-керамистов, как и для туристов всего мира, является Байкал.

-В чем сложность организации и проведения керамического пленэра? – Сложность заключается, прежде всего, в необходимости создания оборудованной территории. Т.е. мы везем на место проведения пленэра большое количество материалов и оборудования. Это подготовленная гончарная и шамотная глина в больших количествах, гончарные круги, электрические обжиговые печи, а также газовые печи для обжига керамики, газовые баллоны.

-Какие задачи преследует проект «Байкал-КераМИСТИКА»?

  1. Культурный, мировоззренческий, профессиональный, творческий обмен между художниками-керамистами разных регионов страны и других стран;
  2. Популяризация искусства керамики среди Российского зрителя;
  3. Расширение границ возможностей для молодых художников, студентов и выпускников Иркутских учебных заведений по специальности художник декоративно-прикладного искусства;
  4. Формирование города Иркутска, как одного из центров современного искусства керамики.

-Поподробнее о каждом пункте целей и задач? -

  1. Обмен опытом в таком сложном искусстве, как искусство керамики – очень ценен. Ведь существует много способов и лепки, и декорирования, и обжига керамики. Когда в одном месте собираются керамисты из разных школ, регионов и стран – то это совершенно уникальный способ обменяться знаниями и уменьями.
  2. К сожалению, многие иркутяне, имеют представление и судят о керамике по изделиям не самых лучших китайских производителей, которые наводнили Иркутск. Мы хотим рассказать людям и показать, какая может быть керамика, что такое авторская керамика и что такое ручная работа художника. У зрителей будет совершенно уникальная возможность приехать и посмотреть, как создаются авторские изделия ручной работы из древнего как мир материала – глины. Несмотря на свою древнюю историю, искусство керамики в настоящее время очень актуально, в Европе и на Западе изделия ручной работы чрезвычайно ценятся. А мы как-то отстаем в понимании ценности ручной работы из керамики в частности.
  3. Дать возможность молодым художникам-керамистам участвовать в международных проектах и профессионально расти, создавать работы для выставок. В настоящее время, когда закрываются предприятия, мало у кого из молодых художников существует возможность создания базы для работы с керамикой, т.к. это очень материально-затратное мероприятие, необходима не только мастерская, но и оборудование. Данный проект направлен, в том числе, на возможность хоть немного возместить нехватку творческой мастерской и личного оборудования.
  4. Формирование города Иркутска, как одного из центров современного искусства керамики, может быть, слишком грандиозная задача, но все возможно. Данный проект как раз и начнет формирование фонда для будущего музея современной керамики, который планируется создать на территории Иркутского района. Подобный музей существует на Украине в Опошне, в Богородске, Нижнем Новгороде, являясь центром притяжения для туристов и горожан. Туда приезжают керамисты из разных стран, работают на базе музеев, оставляют работы, благодаря которым созданы великолепные коллекции современного искусства керамики. Наш Иркутск ничем не хуже, у нас много и своих талантливых художников, и у нас есть замечательное место притяжения – Байкал, куда стремятся попасть многие.

-Как жители и гости города могут поучаствовать в проекте? – У жителей и гостей города существует уникальная возможность посмотреть, как происходит волшебный процесс создания уникальных авторских изделий из бесформенного куска глины, понаблюдать за совершенно завораживающими процессами обжига керамики и даже попробовать выкрутить свое изделие на гончарном круге. Также можно будет полюбоваться результатом пленэра весь день 7 июля в 130-м квартале г. Иркутска. Также планируется организовывать выставки керамики с участием работ, созданных во время этого пленэра.

-Будет ли такой пленэр проходить ежегодно и какие планы развития проекта? – Мы планируем проводить пленэр керамики на Байкале если не каждый год, то раз в два года. В будущих планах – приглашать на участие в пленэре художников из Японии, Кореи, Европы, именитых художников России, проведение мастер-классов. Это будет возможно только при финансовой поддержке администрации города и области. При этом возникает необходимость создания творческой организации или Ассоциации профессиональных художников-керамистов. Такая творческая организация необходима для координирования выставочной деятельности, для работы симпозиумов керамики и керамических пленэров, для обмена информацией о тенденциях в мире керамических технологий и творческих направлений. Подобное творческое объединение является открытым для вступления в него художников-керамистов не только Иркутска и Иркутской области, но и художников из других городов и регионов, а также зарубежных художников.

Художник-керамист Татьяна Ерошенко