Керамический пленэр проходит на одном из самых живописных мест Ольхона: рядом с самым большим песчаным пляжем Сарайского залива и буквально в 400-стах метрах от самого знаменитого священного места – мыса Бурхан (Шаман)

Новости / Статьи

Всероссийский художественный симпозиум по керамике «Байкал-КераМистика»

Керамика - один из древнейших видов художественного ремесла. Древнейшее на земле искусство керамики всегда занимало важное место в развитии человеческой цивилизации и сегодня остается одним из видов искусства, играющих важную роль в развитии мировой культуры последней трети 20 - начала 21 вв. Этот уникальный природный материал обладает безграничными эстетическими и функциональными возможностями, богатейшей пластической и цветовой палитрой, дает возможность работать в разных жанрах и направлениях. Стремление современного человека к экологичности пространства, желание вернуться к природе, заставляет нас вновь обратиться к этому изначальному материалу. Высокие качества керамики идеальны для работы в архитектуре, монументально-декоративном искусстве, скульптуре, дизайне, инсталляциях и арт-объектах. Красота и пластичность терракоты, изысканная строгость фарфора, многоцветье фаянса и майолики, монументальное величие шамота – находят широкое применение в разных сферах человеческой жизни. Сегодняшние мастера, керамисты, художники имеют возможность, пользуясь всеми достижениями прошлого, искать свой путь самовыражения в искусстве керамики.

Важной вехой в истории современного искусства стало проведение тематических симпозиумов, пленэров, конференций, групповых инсталляций. Особое место в этом процессе занимают симпозиумы художественной керамики. Симпозиумное движение - часть мировой художественной жизни, особенно активизировавшаяся в конце прошлого - начале нынешнего века. География проведения симпозиумов довольно широка: это традиционно «керамические» страны: Латвия, Узбекистан, Грузия, Белорусь, Украина, западная часть России. Что касается остального мира, то симпозиумы керамистов с различными интервалами происходят в Польше, Хорватии, Германии, Италии, Израиле, Аргентине, Тунисе, Франции, Уругвае, Японии, Корее, Китае. Симпозиумы керамистов организовываются музеями и общественными организациями, производственными компаниями и отдельными инициативными людьми. По своему направлению они тоже имеют различия: есть симпозиумы поклонников одной керамической техники, например техники «раку» обжига или симпозиум с применением так называемых «примитивных» обжигов, проводятся симпозиумы традиционной малой пластики, симпозиумы ландшафтной керамики, тематические симпозиумы, симпозиумы пылающей керамической скульптуры.

С 20 июня по 4 июля 2013 года на острове Ольхон в поселке Хужир прошел II Всероссийский художественный симпозиум по керамике «Байкал-КераМистика». Проект организован ИРОО «Творческое объединение художников-керамистов». Автор и руководитель проекта - Ерошенко Татьяна, художник-керамист, член СХ России, технический руководитель проекта - Пуртян Сергей, координатор проекта - Лось Лидия, художник-керамист, технический помощник проекта - Ермаков Павел, художник-керамист. Проект поддержан министерством культуры Российской Федерации, министерством культуры и архивов Иркутской области. В симпозиуме участвовали 23 профессиональных художника-керамиста из разных городов России:  Москва, Самара, Нижний Новгород, Пермь, Рязань, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, а также художница из Германии, проживающая в России.

Проект «Байкал-КераМистика» включает в себя широкий круг целей и задач. Одна из главных задач: культурный, мировоззренческий, профессиональный, творческий обмен между художниками-керамистами разных регионов страны и других стран. Обмен опытом в таком сложном искусстве, как искусство керамики – очень ценен. Ведь существует много способов и лепки, и декорирования, и обжига керамики. Когда в одном месте собираются керамисты из разных школ, регионов и стран – то это совершенно уникальный способ обменяться знаниями и уменьями, научиться, быть может, мыслить по-иному.

Еще одна из задач: популяризация искусства керамики среди Российского и в частности Иркутского зрителя. К сожалению, многие иркутяне, имеют представление и судят о керамике по изделиям не самых лучших китайских производителей, которые наводнили Иркутск, или по ремесленной и сувенирной керамике, которую делают иркутские народные мастера на продажу. Мы хотим рассказать людям и показать, какой может быть керамика, что такое авторская художественная керамика, что керамика – это не только крынка, свистулька или кафельная плитка, что она не обязательно должна нести какую-либо функциональную задачу. У зрителей возникает возможность приехать на пленэр и понаблюдать, как создаются авторские изделия ручной работы из глины, а также увидеть готовые изделия на последующих выставках. На Западе и на Востоке художественные работы из керамики приобретаются государственными музеями, частными художественными галереями, ценителями. В России, особенно в Сибири, понимание керамики у галеристов и зрителей довольно поверхностное, не очень многие различают ремесленную керамику от керамики художественной. Наш проект, я уверена, должен увеличить интерес публики именно к авторской художественной керамике.

Также задачей проекта является расширение границ возможностей для молодых художников, выпускников Иркутских и других Российских учебных заведений по специальности художник декоративно-прикладного искусства. Созданная на пленэре творческая площадка позволяет попробовать те обжиги, которые невозможно применять в каком-либо закрытом помещении. Участие в нашем пленэре позволит художникам-керамистам участвовать в международных проектах и профессионально расти, создавать работы для выставок. В настоящее время мало у кого из начинающих художников существует возможность создания базы для работы с керамикой, т.к. это очень материально-затратное мероприятие, необходима не только мастерская, но и дорогостоящее оборудование. Многие выпускники специальности «керамика» меняют направление профессиональной деятельности именно из-за отсутствия возможности работать в материале. Данный проект направлен, в том числе, на возможность хоть немного возместить нехватку творческой мастерской и личного оборудования. Многие керамисты, даже имея техническую базу, также меняют направление своего творчества из-за невостребованности местного рынка в авторской керамике. Воспитание вкуса зрителя – также одна из задач проекта «Байкал-КераМистика».

При организации подобного мероприятия сложность состоит в том, что необходимо создать оборудованную базу для выполнения полного технологического цикла изготовления изделий из керамики. То есть должны быть рабочие места для каждого участника, глина, место для сушки работ, печи для утильного обжига, печи для политого декоративного обжигов, достаточно мощная электрическая сеть, которая выдержит нагрузку печей,  гончарные круги. На нашем пленэре у участников была возможность обжечь свои творческие работы в трех видах обжига: раку, восстановление и дровяной. Также они могли использовать традиционные древне-русский метод декорирования керамики: обвар в мучной болтушке. В пленэре мы совместили достаточно современный способ обжига с использованием газа и довольно старые способы, на которых я остановлюсь поподробнее.

Обжиг - «раку» родился в Японии в 17 веке, благодаря корейскому мастеру Тэдзиро, который создал новый тип грубой керамики, покрытой темной глазурью и отличающейся благородной простотой. Одна из его чашек была подарена вельможе Хидэёси. В знак благодарности вельможа подарил мастеру золотую печать с иероглифом «раку», что означает «наслаждение», «душевный покой». Сегодня «раку» называется определенный стиль керамики, когда изделие, сделанное из грубой шамотированной массы обжигается, покрывается глазурью, часто оставляя непокрытые участки глины, затем вновь обжигается, вынимается раскаленным из печи щипцами и опускается в горючий материал: опилки, листья, сено, кору, газету. Каждый материал дает свой декоративный эффект. Черепок приобретает цвет от черного до серого или коричневого, а глазурь, если она в своем составе содержит оксиды меди – восстанавливается и становится неоднородно-медной. Последние десять-двадцать лет получил активное распространение в Европе и европейской части России.

Восстановительный или, по-современному, редукционный обжиг - это также не новое изобретение, его применяли еще в 13-14 вв. керамисты из Северного Китая. Корейские мастера в 10-14 вв. благодаря снижению кислорода в печи получили глазурованные селадоновые серовато-зеленые изделия (название происходит от имени персонажа французского театра Месье Селадона, одетого всегда в зеленое). Такой цвет дает железо, содержащееся в небольшом количестве в глазури. Интересна также техника «масок», применявшаяся на протяжении веков в Андах и процветающая до сих пор в Северном Перу. На обожженный черепок наносится шликер и при повторном бескислородном обжиге открытые участки поверхности становятся черными, а под слоем наложенного шликера, там, где создается бескислородная среда – светлые. Также бескислородный обжиг в коптящем пламени применялся традиционно и в России при изготовлении так называемых «синюшек». Первым в России профессиональным художником, вспомнившим про эту технологию, был Врубель. Работая в Абрамцево, он экспериментировал с технологиями обжига в дровяном горне, получив серию художественных работ с эффектами восстановленной меди. На нашем пленэре мы провели редукционный обжиг, используя газовую печь и возможности газовых горелок.

Дровяной обжиг в бочке, который также активно используется в Европе современными керамистами, берет свое начало, как я полагаю, из примитивного так называемого ямного обжига, которыми пользовались еще в эпоху неолита и в некоторых странах, применяют до сих пор. Традиционно обжиг этот проводят в яме, засыпая изделия битыми черепками, а сверху закладывая топливом, в Индии таким топливом служат высохший коровий навоз. Из-за того, что не всегда удается поддерживать равномерный жар и приток кислорода, цвет может получиться неровным, пятнистым. Именно к такому непредсказуемому эффекту стремятся современные художники, используя эту древнюю технологию обжига. Сегодня иногда в него еще привносятся дополнительные эффекты, например, добавление солей и окислов разных металлов. В нашем случае экспериментатором и вдохновителем этого обжига стал организатор, наш технолог Пуртян Сергей. Он, в некотором смысле, компилировал, то есть собрал воедино увиденные им способы проведения подобного обжига, переосмыслил, поэкспериментировал и получил свой метод дровяного обжига с применением медного купороса и пищевой соли. Обжиг этот трудно описать, изделия пересыпаются купоросом, солью, опилками, дровами, биотопливом, все это медленно прогорает в бочке, и в результате получаются совершенно уникальные изделия из керамики, здесь уже совершенно точно почти непредсказуемые и неповторимые.

Но использование каких-либо конкретных обжигов для нас не самоцель. В следующем пленэре могут быть другие печи и другие обжиги. Прежде всего, мы исходили из сегодняшних своих возможностей и возможностей места. Главное было: организовать сам пленэр, рабочую площадку, обеспечить качественное спекание изделий, а задача участников - применить данные возможности для создания законченного художественного объекта.

В течение двух недель участники работали над созданием произведений искусств из керамики по пяти номинациям: Байкальская история, лучшее пластическое решение, лучшее формальное решение, лучшая художественная работа в технологии «раку», новизна и оригинальность. Темы выбраны не случайно: разные мастера работают очень по-разному, и техники изготовления разные и способы декорирования, и очень разный пластический язык, подход к теме. Поэтому дана возможность проявиться в разных номинациях: у кого-то сильна пластическая часть, кто-то лепит очень простую форму, но тему раскрывает именно в графике, фактуре и декоре. Также интересна номинация «Лучшая художественная работа в технологии «раку». Часто так случается, что образ задуманный художником, раскрывается именно после декоративного обжига, когда выявляются живописные качества изделия. Случается и так, что раку-обжиг совсем не помогает, а иногда и мешает раскрытию темы. Поэтому попадание в предложенные на пленэре способы обжигов – одна из сложнейших задач приехавшего сюда художника. Работа в своей мастерской в привычных для себя условиях разительно отличается от выездных условий работы. Это и заставляет учиться мыслить по-иному.

Понятие «симпозиум» из науки перешло в искусство не случайно: здесь художники могут не только реализовывать свои авторские замыслы, но и проводить мастер-классы для участников симпозиума, делиться своим профессиональным личным опытом, собственными интересными приемами с коллегами, новаторскими способами декорирования и обжига керамики. Много было также совместных экспериментов.

Проект «Байкал-КераМистика» - это довольно уникальный проект. Подобные мероприятия проводятся на Украине, в Белоруссии, в Европе, Японии, Китае, Корее, других странах, но в России  подобных мероприятий пока не было. Очень много в стране проводится фестивалей гончаров, игрушечников, мастеров-ремесленников, где собирается огромное количество как участников, так и зрителей, но у нашего проекта другая задача: это встречи и совместная творческая работа именно профессиональных художников-керамистов. Приоритетные задачи проекта - создание выставочных художественных изделий, создание Музея современной керамики на территории Прибайкалья.

Данный проект как раз и начнет формирование фонда для будущего Музея современной керамики, поскольку каждый участник будет оставлять одну свою работу, выполненную на пленэре, в фонд музея. Нужно только найти для музея место. Пока мы – художники-передвижники.

Подобные музеи существуют на Украине в Опошне, в Богородске, Нижнем Новгороде, являясь центром притяжения для туристов, художников, искусствоведов, зрителей. В этих музеях собраны великолепные коллекции как современного, так и традиционного искусства керамики. Я считаю, что для создания Музея современной керамики в Иркутске есть все основания. Ведь в нашем регионе существует богатейший исторический и художественный пласт развития искусства керамики в лице Переваловского Фарфорового Завода в Усольском районе, от коллекции уникальных работ которого осталась лишь малая часть в коллекции музея-усадьбы Сукачева. Кроме того Иркутск находится на границе между Востоком и Западом, также у нас есть замечательное место притяжения – Байкал, куда стремятся попасть многие.

Данный художественный проект, по моему мнению, внесет ценный вклад в становление Иркутска, как центра туризма, как города современного, который не обходят стороной тенденции современного искусства, в том числе искусства керамики.

Итогом большой творческой работы стала двухдневная выставка в филиале Иркутского областного краеведческого музея «Окно в Азию» в 130-м квартале города Иркутска 5 и 6 июля. На открытии выставки 5 июля прошла работа профессионального жюри и награждение участников. Были выбраны лучшие работы, которые остались в фонде проекта и вместе с фондовскими работами прошлого года продолжили работу выставки до конца лета. В сентябре-октябре выставка прощла в Музее часов в городе Ангарске.

 

Состав участников симпозиума «Байкал-КераМистика-2013»:

  1. Малыгин Юрий Викторович, Самара
  2. Кострова Наталья Александровна, Н.Новгород
  3. Рогова Инна Александровна, Пермь
  4. Корчёмкина Наталья Александровна, Пермь
  5. Степанова-Ланская Марина Михайловна, Москва
  6. Хан Ольга Никитична, Москва
  7. Юшкова Юлия Юрьевна, Красноярск
  8. Вагина Елена Михайловна, Н.Новгород
  9. Краснова Елена Анатольевна, Красноярск
  10. Сметанина Галина Алексанровна, Рязань
  11. Елизарова Ирина Александровна, Самара
  12. Поляница Андрей Владимирович, Иркутск
  13. Мещерякова Надежда Евгеньевна, Красноярск
  14. Гречанов Константин Борисович, Хабаровск
  15. Киркинская Анна Александровна, Новосибирск
  16. Рудая Ирина Игоревна, Красноярск
  17. Терещенко Алеся Олеговна, Иркутск
  18. Зуева Юлия Юрьевна, Новосибирск
  19. Воронова Людмила Павловна, Иркутск
  20. Ева Хайнцманн, Германия-Россия
  21. Ермаков Павел Александрович, Иркутск
  22. Лось Лидия Аркадьевна, Иркутск
  23. Пуртян Сергей Павлович, Иркутск
  24. Ерошенко Татьяна Александровна, Иркутск

 

В составе жюри:

  • Председатель: Кавецкая Светлана Вячеславовна, член международной ассоциации искусствоведов, Москва;
  • Ломанова Татьяна Михайловна, искусствовед, Красноярск;
  • Федчина Ирина Георгиевна, искусствовед, Иркутск;
  • Копенкина Ольга Юрьевна, член СХ России, Иркутск;
  • Элоян Сергей Норикович, Член СХ России, заслуженный художник России;
  • Сериков Лев Иванович, член СХ России.

 

Победители по номинациям:

Номинация «Байкальская история»

1 место: Кострова Наталья, Нижний Новгород, работа «Сарма»

2 место: Корчемкина Наталья, Пермь, работа «Отдых в пути»

3 место: Лось Лидия, Иркутск, работа «Ветер»

 

Номинация «Лучшее пластическое решение»

1 место: Малыгин Юрий, Самара, работа «Ноша»

2 место: Ерошенко Татьяна, Иркутск, работа «Облачный день»

3 место: Корчемкина Наталья, Пермь, работа «Осень»

 

Номинация «Лучшее формальное решение»

1 место: Рогова Инна, Пермь, «Ольхонские сны»

2 место: Малыгин Юрий, Самара, «Ольхонские встречи»

3 место: Краснова Елена, Красноярск, «Звезды над головой»

 

Номинация «Новизна и оригинальность»

1 место: Лось Лидия, Иркутск, «Вверх»

2 место: Рогова Инна, Пермь, «Жажда»

3 место: Ольга Хан, Москва, «Гнездо деревьев»

 

Номинация «Лучшая работа в технологии «раку-обжига»

1 место: Краснова Елена, Красноярск, «Импровизация»

2 место:  Зуева Юлия, Новосибирск, «Улов»

3 место: Мещерякова Надежда, Красноярск, «Болотные цветы»

 

Гран-при: Корчемкина Наталья, Пермь, «Дальняя дорога»

 

 

Благодарность людям и компаниям, поддержавшим проект и оказавшим содействие в его организации, проведении и популяризации:

Компании "Керамистам РФ" и директору Сергею Домницкому;

Интерсайту Pribaikal.ru и Дмитрию Ступину;

Турбазе "Усадьба Беликовых" пос.Хужир;

Турбазе "Звезда кочевника" пос.Хужир;

Редакции журнала "Время странствий", директору Ерошенко Людмиле Георгиевне;

«Центру ездового спорта» и Олегу Анатольевичу Тюрюмину;

 Иркутскому областному краеведческому музею, директору Люстрицкому Дмитрию Георгиевичу и всему коллективу филиала краеведческого музея «Окно в Азию»;

Мэру Ольхонского района Копылову Сергею Николаевичу;

Главе Хужирского муниципального образования Огдонову Григорию Викторовичу;

Начальнику управления культуры Ольхонского района Сарнутовой Антонине Антоновне;

Директору художественного училища им.Копылова Назаровой Людмиле Николаевне;

Институту изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук НИ ИРГТУ, заместителю директора института Лось Ольге Константиновне, заведующей кафедрой Дизайна Железняк Ольге Евгеньевне, преподавателю кафедры Дизайна Лукьяновой Анне Васильевне;

Новому музейному центру «Арт-Хаус», куратору центра Смольковой Татьяне;

Карлосу Кампс Суаре, дизайнеру, фотографу;

Солисту ансамбля «Степные напевы» Леониду Будаеву;

Студии этнической перкуссии «Этнобит».

 

 

Фейсбук:

Байкал-КераМистика, художественный симпозиум по керамике на Байкале
www.facebook.com/groups/187284721439057/

ВКонтакте:

Группа Байкал-КераМистика
vk.com/baikalceramistika