Керамический пленэр проходит на одном из самых живописных мест Ольхона: рядом с самым большим песчаным пляжем Сарайского залива и буквально в 400-стах метрах от самого знаменитого священного места – мыса Бурхан (Шаман)

Новости / Статьи

Е.А.Власова (Санкт-Петербург) о «Байкал-КераМистике»

Власова Елена Афанасьевна (Санкт-Петербург), старший научный сотрудник Елагиноостровского дворца – музея, куратор акций «Стекло и керамика в пейзаже» 2005 - 2014 г., доцент кафедры художественной керамики и стекла СПГХПА им. А.Л.Штиглица

Международный симпозиум по керамике

«Байкал-КераМистика» 2014 год – третий Международный симпозиум по керамике. Место проведения остров Ольхон, Хужир, Шаманка – центр Байкала. Это действительно уникальное пространство Земли, Воды, Воздуха, сфер Небесных в гармонии и бесконечном взаимодействии с ветрами, дождями, восходами, закатами, игрой приливов, отливов, дрожанием течений рождающих Энергию необычайной силы. Находясь в центре воистину светопреставления, являясь малой песчинкой сущего, пропускаешь ее сквозь себя.

Благодаря устроителям симпозиума каждый из участников мог совершить путешествие по Байкалу, его островам, добраться до Хобоя. Большое спасибо им за возможность обозреть просторы степей, лесов, долин, озер, гор, ощутить захватывающий масштаб и планетарность нетронутой человеком байкальской земли. После этого еще более укрепляешься в понимании извечности, простоты и ясности ценностных понятий нашего существования. Байкал дает ответы на многие вопросы и прежде всего о прямой зависимости человека от природных стихий в духовных, эстетических, эмоциональных смыслах.

Девятнадцать художников из разных городов России и других стран участвовали в художественной акции. В течение двух недель на Ольхоне шла активная работа по созданию керамических объектов, завершившаяся выставкой в Иркутске. Обязательным условием при проведении симпозиума стала передача по одному произведению каждого автора в дар будущему музею керамики, который начинают формировать Татьяна Ерошенко и Сергей Пуртян. Данное устремление требует особого внимания и поддержки. Керамика древнейший вид прикладной деятельности цивилизации. Но уже несколько столетий как она вышла за рамки своих чисто утилитарных функций и стала полноправным участником современного творческого процесса. Поэтому мы всячески поддерживаем начинание наших устроителей симпозиума по созданию в центре Евразии Музея художественной керамики. На перекрестье культурных, религиозных традиций язык эсперанто древнейшего материала понятен и принимаем всеми.

Что мы увидели и что бы хотелось отметить по 3-му прошедшему симпозиуму. Хорошую подготовку для работы керамистов на предоставленной им базе на Ольхоне. Энтузиазм участников симпозиума. Интересные презентации каждого из них. Мастер - классы по техникам и обжигу. И, наконец, живое творческое общение.

В ряду созданных произведений представляет интерес композиция А.Квасовой «Семья», чисто исполненная в материале, точная по пластическому решению. Спиралевидный завиток рельефа вторит силуэту объемов. Уместно и деликатно применены глазури при обжиге раку. Архитектоникой формы, растущим ритмом объемов характеризуется арт-объект А.Гориславца «Ковчег». В нем прочитываются и этнические культурные традиции и тенденции к созданию обобщенного знакового образа. Археология и семантика (а как без нее на Байкале) вдохновляли Д. Хохловкина. Особенно удачным нам кажется сосуд «Снежный лось», где органично соединились элементы мелкой пластики, символического декора и керамических технологий. Симпозиумы, подобные данному, схожи с мастер-классами, акциями «на открытом воздухе». В них допускается шутка некая творческая свобода. В данном ключе с удовольствием выделяем работу Т.Криво «Рыбный день» с уместным юмором, точным соблюдением условности и достоверности исполнения. Запомнились произведения Т.Ерошенко «Шёпот звезд» и «Шум ветра». Образные, романтические, пластически убедительно исполненные. Очень неплохая идея была у Галины Лежниной создать портреты участников симпозиума. И по художественной стилистике, настроению композиция состоялась. В симпозиуме приняли участие керамисты из Турции. Прежде всего, они поразили своим трудолюбием. Сейхан Илмаз создала композицию «Два байкальских дерева» виртуозно технически выполненную, с замечательным пониманием возможностей материала и нетривиальным решением декоративных задач. Творческий путь Бетюль Демир Каракайя связан с осмыслением семантики колоколов в культурах различных народов. И это точный путь, не рассеиваясь осмыслить сущность предмета, максимально полно использовать разнообразные возможности керамического материала. Бетюль замечательный творческий художник. Все ее работы качественны и разнообразны по форме, декору, особенностям исполнения. Художник из Литвы Ю.Ясинскайте играет с материалом. Любопытен модульный принцип ее сборно-разборных композиций, масштабность работ, замечательное использование старинных техник в частности обвара. К удачным произведениям стоит отнести и композицию белорусского художника О.Семашко «В горах» абсолютно идентичную характеру Ольхона, его свободе, простору, природе. Из произведений пропитанных энергией Байкала, его сущностью можно отметить работы С.Уваровой и композицию Л.Лось «На закат». К поискам создания современных техногенных объектов достаточно жестких и конструктивных относятся произведения П. Ермакова.

Подводя итог краткому обзору байкальского симпозиума, следует сказать, что необходимо всеми силами сохранять данное уникальное явление, как точку рождения Культурного феномена Сибири, путь обновления и обогащения нашего отечественного наследия.

Е.А.Власова
Санкт-Петербург, 2014 год