Административный центр - город Киренск. Основан как зимовье в 1630 в устье р. Киренга казаками из отряда В. Бугра. До 1665 назывался Никольский погост, затем Киренский острог.

История Киренска

Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова 
«Города Иркутской области», 2010 год 

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru) 
публикуется с разрешения авторов

 

Киренск был основан как небольшое поселение в 1630 г. казаками из отряда Василия Бугра. Место оказалось очень удачным. Здесь были построены зимовья для жилья, часовня, склады и лабазы. Через десять лет начала действовать первая в регионе соляная варни­ца, построенная Ерофеем Хабаровым, была распахана первая пашня, положившая начало земледельческому освоению Приленья.

Застраиваемый вначале как крепость — со стенами и башнями — по примеру первых западносибирских поселений, которым приходилось обороняться от степных кочевников, острог никогда не видел сраже­ний. Наоборот, выгодная торговля притягивала к новому поселению коренные племена, занимавшиеся охотой.

Первое время поселение назы­валось Никольский погост, и только в 1665 г. его переименовали в Усть-Киренск — по названию реки*.

Здесь организовали ярмарку и таможню. Начали развивать хлебо­пашество и огородничество, кузнеч­ное дело и судостроение. В начале XVIII в. Киренск представлял уже достаточно обжитое поселение, где была Спасская церковь и съезжая изба, располагались гостиный двор, таможенный дом, амбары, лавки, около 40 жилых домов и часовня.

Стратегическое месторасположение Киренска, ставшего плац­дармом русского продвижения на восток, было использовано при под­готовке ряда важнейших экспедиций, осуществлявшихся Хабаровым, Дежневым, братьями Лаптевыми, Чириковым и Берингом, другими первопроходцами и исследователями новых северных и восточных тер­риторий. В те годы именно Киренск был последним опорным пунктом на пути в Якутию, на Камчатку и Чукотку, в Северную Америку.

Расположенный на перекрестке двух рек, он улучшал также транспортную доступность близлежащей территории, позволял осваи­вать новые богатые пушниной районы.

Статус города и название — Киренск — поселение получило в 1775 г. Еще через восемь лет Киренск стал уездным городом, а в 1822 г. — окружным городом Иркутской губернии. В то время в нем насчитывалось 140 домов, 5 церквей и 10 торговых лавок.

Открытие золота в бассейне Витима и развитие во второй по­ловине XIX в. пароходства в бассейне Лены дали новый импульс для роста Киренска. Здесь был организован крупный отстойный пункт, где на зимний ремонт останавливалось около десятка пароходов и столько же грузовых барж. В районе затона располагались кузница, паровой молот, механическая мастерская, лесопилка и литейка. Группа этих предприятий стала прообразом первого производственного объедине­ния на Лене. Обслуживание водного транспорта превратилось в очень важную статью городского дохода.

В начале XX в. в городе насчитывалось около 300 жилых строений (в том числе несколько каменных), а численность населения превы­сила 2 тыс. чел. Действовали судоремонтное, небольшие портняжные и сапожные производства. Основными занятиями населения были обслуживание водного транспорта, хлебопашество и огородничество, сезонная работа на золотых приисках.

До революции в Киренске проживало также несколько судо­владельцев и представителей торговых фирм, в том числе обладателей миллионных состояний. Они поставляли на Ленские золо­тые прииски сено, овощи и картофельную муку местного приготовления, занимались скупкой пушнины и отправкой ее в Иркутск. Участвовали в сезонных ярмарках (с середины мая по июль), оборот которых оценивался в 50-100 тыс. р. золотом.

В то время в городе было несколько церквей, мужской Свято-Троицкий монастырь и часовня. Из образователь­ных учреждений действовали уездное и городское училища, приходское училище для маль­чиков, женская прогимназия, церковноприходская школа. Работала больница и фельдшер­ский пункт. Имелась хорошая гостиница. Торговля велась в нескольких магазинах и 30 лав­ках. Действовали пристань, отстойный пункт для флота, имелись большие склады, в том числе винные.

После революции, в сере­дине 1920-х гг., был образован Киренский район, и город стал районным центром. В эти же годы в Киренске жил и работал будущий Председатель Сове­та Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин (возглав­лявший правительство СССР на протяжении 16 лет— дольше всех в истории царской, совет­ской и постсоветской России). Он был направлен в Сибирь в 1924 г. после окончания Ле­нинградского кооперативного техникума, где до 1930 г. работал в системе потребительской кооперации. В 1927 г. он вступил в члены ВКП(б). Именно в Киренске Косыгин получил жизненный опыт, который затем помог ему стать блестящим премьер-министром могучей страны. Достаточно сказать, что благодаря «северному» опыту он смог инициировать строительство знаменитой Дороги жизни вдоль восточного берега Ладожского озера в период блокады Ленинграда. Косыгин также персонально отвечал за организацию водного транспорта на Ладожском озере, применяя опыт судоходства на Лене. Дух купечества и предпринимательства, который он впитал в Сибири, помог ему начать в 1965 г. в громадной коммуни­стической стране реформу по совершенствованию планирова­ния и усилению экономического стимулирования промышленно­сти. Суть ее состояла в децен­трализации народнохозяйствен­ного управления, повышении роли интегральных показателей экономической эффективности (прибыль, рентабельность) и увеличении самостоятельности предприятий. Восьмая пяти­летка (1966-1969), в течение которой проводилась реформа Косыгина, стала самой успеш­ной в советской истории и по­лучила название «золотой».

В послевоенный пери­од и вплоть до начала пере­стройки Киренск развивался очень динамично. Он сохранял свое транспортное значение и служил опорным пунктом при освоении северных территорий. Большое внимание уделялось раз­витию Киренской и Алексеевской ремонтно-эксплуатационных баз флота. Начиная с 1950-х гг. старый паровой флот постепенно замени­ли новыми, более эффективными дизельными судами повышенной грузоподъемности с более высокими технико-экономическими показа­телями. В городе строилось новое благоустроенное жилье.

В 1980 г. рассматривалась возможность прокладки железной дороги от Усть-Кута до Киренска и создания здесь крупного речного порта.

В кризисные 1990-е годы лучшая часть флота, кормившая город, ушла в «свободное плавание» в другие бассейны, в том числе за рубеж.

На гербе Киренска в верхней части щита изображен бабр (тигр), а в нижней части в золотом поле — протекающая и разделяющаяся на два устья река Киренга, по имени кото­рой назван город. Герб был утвержден 26 октября 1790 г. В то время все подчиненные Иркутску города в верхней части своих гербов имели изо­бражение бабра, как на гербе Иркутска В советское время было не­сколько попы­ток заменить исторический герб Киренска новым. Но ни одно из пред­ложенных изо­бражений обновленного герба города не при­жилось.

  

* Существует несколько версий происхождения названия города. По одной из них, Киренск назван в честь десятника Кириллова (Кири) из отряда Василия Бугра. По другой, река, а за ней и острог получили название от эвенкийского слова «кири» — грязный (галька и песок по берегам Киренги имеют черноватый налет гидроокиси марганца). Более красивая версия утверждает, что город по­лучил название опять же от эвенкийского слова «киренха», переводимого как «орлиное гнездо».