Киренский район Иркутская область
Административный центр - город Киренск. Основан как зимовье в 1630 в устье р. Киренга казаками из отряда В. Бугра. До 1665 назывался Никольский погост, затем Киренский острог.

Конкурс  медиаматериалов.
Вход

Статьи

Владыка Евгений в Киренске. 1913 год

Спасский собор в Киренске

Спасский собор в г. Киренске. Налево причтовые постройки – диакона и псаломщика, направо квартира для второго псаломщика

Второклассная школа в г. Киренске

Киренская второклассная школа

Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).

Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.

 

Спасский собор в Киренске каменный, трехпрестольный [фото 72, 75], достаточно вместительный, весьма благоустроенный трудами о. протоиерея Кокоулина. При соборе довольно хорошая, сравнительно с сельскими храмами, библиотека. Но напрасно в пределах собора сделан лепной потолок и раскрашен в кирпичный цвет, что совершенно не гармонирует с отделкою главного храма и является бьющим в глаза пятном; иконостасы приделов тоже выкрашены не в тон иконостаса главного храма: тот голубой, а эти красные. Существенного значения, конечно, все это не имеет, но портит общее приятное впечатление от собора.

При соборе три священника: настоятель о. протоиерей Прокопий Кокоулин, состоящий благочинным церквей 1-го округа Киренского уезда, наблюдателем церковных школ, председателем отделения, законоучителем прогимназии, 2-й священник — о. Сергий Пономарев — законоучитель городского училища, казначей отделения; 3-й священник (временно вакансия) — заведующий второклассной учительской школой. К собору приписано 20 деревень на 300-верстном расстоянии, более чем с 5 тысячами жителей. Обремененность делами не позволяет причту, даже при трех священниках, совершать каждодневно службу и вообще отдаться на работу приходу как бы следовало. Приписанные к соборному храму деревни необходимо отделить и образовать из них самостоятельный приход; и тем дать возможность соборному причту направить свою пастырскую работу исключительно в среду горожан.

В соборе особо чтимая икона Спасителя; Владыка рекомендовал уделить один день недели, хотя бы вечер воскресного дня, для совершения пред образом молебного пения с акафистом, предваряя каждый раз это молитвенное собрание жизненным пастырским словом назидания: «Малая капля долбит камень частым падением, слово ли Божие и пламень общей молитвы, — говорил Владыка, — не расплавит религиозной черствости души человеческой»… Бедноты в городе достаточно. Владыка настойчиво рекомендовал устроить или богадельню, или попечительство для бедных. Заботливость о нуждах народных, говорил он, бесспорно, значительно поднимет влияние духовенства среди горожан. Против «друзей человечества» (а их в Киренске много), бьющих воздух для счастья народного языком, это был бы ответ и отпор самым делом… Рекомендовал Владыка при соборе организовать общество трезвости (к общему стыду, пишет Владыка в отчете, самое грандиозное здание в Киренске — «винная монополия»), привлечь к деятельности в нем учителей городских школ, которые и могли бы вести в своих школах воскресные чтения против пьянства.

После литургии Преосвященный посетил о. настоятеля собора и второклассную школу [фото 79, 82], которую осмотрел детально. Здание ее, построенное бывшим заведующим священником о. Конст. Кокоулиным66, нашел прекрасным и благоустроенным; при школе отличный физический кабинет и библиотека, приобретенные тем же о. Кокоулиным, но в значительной мере запущенные последующими о.о. заведующими.

Примечание:

66 Кокоулин Константин Прокопьевич (1875–1938). Сын свя­щенника, уроженец с. Подкаменка Киренского уезда Иркутской губернии. В 1896 г. окончил курс Иркутской духовной семинарии. 11 июля 1897 г. рукоположен в диакона, а через два дня — в свя­щенника церкви Святителя Николая Чудотворца при поселке Ни­колаевского железоделательного завода в Нижнеудинском уезде Иркутской губернии (ныне Братский район Иркутской области). 22 сентября 1899 г. перемещен в церковь Спаса Нерукотворного Образа с. Петропавловское Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Киренский район Иркутской области). 1 января 1903 г. пере­веден в собор Спаса Нерукотворного Образа г. Киренск Иркутс­кой губернии (ныне Киренский район Иркутской области) на ва­кансию 3-го священника, вскоре назначен заведующим Киренской второклассной школой и законоучителем в ней, а также членом и делопроизводителем Киренского отделения Иркутского епархи­ального училищного совета. С 1911 по 1914 г. служил священни­ком в иркутских церквах — Крестовоздвиженской и Александров­ской. С 1914 по 1917 г. исполнял обязанности благочинного 1-го округа Киренского уезда. В 1917 г. был членом и председателем 1-й послереволюционной городской думы. 5 ноября 1920 г. был арестован в г. Киренск, обвинен в контрреволюционной деятель­ности и приговорен к 5 годам принудительных работ условно. В 1920–1930-х гг. работал в различных советских учреждениях (в Киренском уездном статистическом бюро, Ленском союзе коопе­ративов, Киренском педагогическом училище и др.). В августе 1937 г. переехал в Иркутск. 29 марта 1938 г. арестован, пригово­рен к расстрелу, приговор был исполнен 14 июня 1938 г.

 

На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»

Книга издана при финансовой поддержке 
Государственного архива Иркутской области

 

На Байкал

 


Иркутская область




 
 

Уважаемые господа! Копирование, тиражирование, иное использование фотографий, статей, размещенных на сайте "Иркутская область : Города и районы", возможно только с письменного разрешения НУК "Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ"

 
© 2008-2022  All rights reserved