Административный центр - город Киренск. Основан как зимовье в 1630 в устье р. Киренга казаками из отряда В. Бугра. До 1665 назывался Никольский погост, затем Киренский острог.

Статьи

Владыка Евгений в сёлах Петропавловское, Сполошинское, Ильинское, Ичерское, Дубровино Киренского уезда. 1913 год

Спасский храм в с. Петропавловском

Церковно-приходская школа в с. Петропавловском – двухклассная

Приписной храм в с. Ильинском

Никольский храм в с. Ичерском

Школа в с. Ичерском

Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).

Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.

 

Рано утром 2-го июля отплыли из Чечуйского для совершения литургии в с. Петропавловском. Верстах в 5 встречаются утесы и выдвиги гор, напоминающие собою берега Байкала; окрестности неприветливы и угрюмы. В 10 час. началась литургия. Храм каменный, двухэтажный, построенный в 1810 году; нижний храм во имя Нерукотворенного образа Спасителя, верхний — свв. апостолов Петра и Павла; в приходе 2948 душ обоего пола. Священником состоит о. Михаил Мацуев95 — дельный, трудолюбивый, пользующийся расположением прихожан; псаломщиком — Василий Перетолчин96. При переполненном храме Владыка после литургии совершил похвалу Божией Матери и сказал слово о предстательстве Богоматери за мир христианский. Обозрев затем местную двухклассную церковно-приходскую школу, в которой обучалось за истекший учебный год 45 челов., обревизовав документы и навестив священника, Владыка отбыл на пароход, спеша посетить в тот же день приписные храмы Петропавловского прихода, расположенные ниже по Лене. В Петропавловском Владыка, между прочим, обратил внимание на колокол, сделанный самоучкой — политическим ссыльным; колокол надлежаще не обделан, звенит плохо. На месте уверены, что в окрестностях Петропавловского имеются богатые залежи медной руды, которая пока никем не эксплуатируется.

В с. Сполошинском Владыку встретили хлебом-солью; народ производит впечатление добродушного, мягкого. Собралось человек 300; храм — чистенький. После молебна св. пророку Илии и св. Иннокентию отправились в с. Ильинское. Здесь в храме — встреча и благословение народа. Храм — маленький, подсвечники некоторые деревянные.

Не дойдя версты до Ичеры, ночевали на пароходе. Нужно заметить, что Владыка старательно избегал причинять кому-либо какое беспокойство ночевками, обеднями и т.п. В данном случае, несмотря на сырость, он, за поздним часом, предпочел ночевать на пароходе. Из всех 50 дней нашего путешествия ночевали в жилых помещениях разве 4–5 раз.

Утром 3-го июля прибыли в Ичерское. Настоятель прихода о. Тимофей Наполов97 встретил Владыку приветственным словом; затем был совершен молебен свв. Николаю и Иннокентию с акафистом, после чего Владыка сказал слово о силе молитвы и подражании св. Николаю в его добродетелях.

Храм производит очень приятное впечатление, чистенький, сравнительно новый (1900 г.). О. Наполов окончил пастырские курсы в Москве, служит здесь с мая 1912 г. Среди ичерцев, по словам о. Наполова, сильно развито пьянство. Местная винная лавка вытягивает из мужицкого кармана ежегодно до 25 000 руб. Пред большими праздниками мужичкам выдается из волостного правления на необходимую провизию субсидия по 10–15 руб. на дом, каковая потом, конечно, взыскивается. К сожалению, эта «необходимая провизия» берется не из магазинов хлебных или съестных лавок, а винной монополии, чем значительно увеличивается бюджет казенных питей, а дом мужичка беднеет. О. Наполов очень ревностно борется с этим народным недугом, население готово идти ему навстречу, но… пока дело двигается вперед туго: есть какие-то невидимые тормозы.

Здание церковно-приходской школы плохонькое, полы рассохлись. Познания учеников Владыка нашел удовлетворительными. В приходе живет 1 штундист и много политических ссыльных, которые, по словам о. Наполова, оказывают на население плохое влияние.

Посетив на пути приписной храм в с. Мутинском, мы направились в Дубровно. В Мутинском узнали о гибели двух человек. Виной — опять проклятое вино: двое поплыли ночью и попали в волны парохода. Будь трезвые, выбрались бы, а пьяные пошли ко дну.

По пути к Дубровно находятся известные Ленские ворота, иначе «щеки» (в 1314 в. от Иркутска). Они тянутся более трех верст. Это утесы, спускающиеся отвесно в реку сначала с правой, затем с левой стороны, снова с правой, а далее с той и другой. Некоторые из утесов очень высоки. Плывущие у подножия их суда кажутся щепками. Однако щеки привлекают внимание не столько высотою, сколько крутостию поворотов. На каждом уклоне пловец видит пред собою три стены — боковые и встречную. При большой воде эти встречи на судовщиков наводят ужас. Сжатая утесами вода, ударяясь о скалы, производит сильное волнение, при малейшей оплошности волны бросают судно по произволу и разбивают о скалу. И помимо этого местность грозна и опасна. Плывущий видит над головою высунувшиеся камни; видит подмытые, растреснувшиеся и только выжидающие своих жертв утесы; видит и сознается, что он атом пред громадою, пылинка пред горою…

В Дубровно Владыке представился староста местной церкви Шишмаков98 и просил его посмотреть оставшуюся после пожара церковную утварь (храм сгорел 30 января 1911 г.) и закладку нового храма во имя Нерукотворенного образа Спаса. Осмотрев все, Владыка нашел утварь хорошею и предложил г. Шишмакову поусердствовать в скорейшей постройке храма, причем от себя обещал пожертвовать 100 руб. Народ, подходя под благословение, становился на колени, напоминая насельников Илима.

По пути от Дубровно к Витиму на пароходе было совершено всенощное бдение преп. Андрею Критскому99, так как на завтра была назначена литургия в Витиме. За Дубровно, по правому берегу Лены, тянутся горы пепельного и желтого цвета. Многие из них, выходя из общего уровня, представляют подобие громадных зданий, отживающих свой век, но еще не утративших величия. Тут же стоят и собратья их, обратившиеся уже в песок и щебень. Кто не скажет, что то же совершается с царствами и народами? (как это благовременно сказать теперь, когда черные зловещие тучи заволокли политический горизонт Европы)… Одни живут дряхлея; другие в развалинах лежат.

 

Примечания:

95 Мацуев Михаил Николаевич (1879–1920). Родился в крестьянской семье. В 1896 г. окончил курс Иркутского Александро-Мариинского пятиклассного училища и назначен учителем Тибильтийской школы грамоты в Иркутском уезде. 20 мая 1898 г. определен псаломщиком церкви Спаса Нерукотворного Образа с. Петропавловское Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Киренский район Иркутской области). 10 августа 1903 г. рукоположен в диакона с оставлением на должности псаломщика Петропавловской Спасской церкви. 2 августа 1903 г. перемещен на штатное диаконское место к собору Спаса Нерукотворного Образа г. Киренск. 18 июля 1906 г. был рукоположен в священника церкви Святителя Николая Чудотворца с. Мухтуйское Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Республика Саха (Якутия)). 5 марта 1908 г. перемещен в церковь Спаса Нерукотворного Образа с. Петропавловское Киренского уезда, где служил до 1916 г. В ноябре 1916 г. был переведен в церковь Покрова Пресвятой Богородицы с. Большежилкина Иркутского уезда Иркутской губернии (ныне Усольский район Иркутской области). В июле 1917 г. перемещен на должность настоятеля церкви Святителя Николая Чудотворца пос. Хайта (пос. Мишелевка) Балаганского уезда Иркутской губернии (ныне Усольский район Иркутской области). Умер от тифа в начале 1920 г.

96 Перетолчин Василий Леонидович (около 1895 – после 1913). Родился в мещанской семье. В 1907 г. окончил начальное училище при Иркутском Вознесенском монастыре. С 1910 г. исполнял обязанность псаломщика церкви Казанской иконы Божией Матери с. Тальцы Иркутского уезда Иркутской губернии (ныне Иркутский район Иркутской области). 26 января 1912 г. перемещен на должность псаломщика церкви Спаса Нерукотворного Образа с. Петропавловское Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Киренский район Иркутской области).

 

97 Наполов Тимофей Евфимьевич (около 1885 – после 1913). Уроженец Донской области, из казаков. В 1903 г. окончил курс второклассной учительской школы. С 1903 по 1911 г. состоял учителем церковных школ Донской области. В 1911–1912 гг. обучался на Московских пастырских курсах, по окончании которых архиепископом Алексеем, пребывающим на покое в Московском Донском монастыре, рукоположен в священника Иркутского кафедрального собора. 17 мая 1912 г. иркутским архиепископом Серафимом определен на священническое место в церковь Святителя Николая Чудотворца с. Ичерское (Ичера) Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Киренский район Иркутской области). С 1912 г. состоял заведующим церковно-приходской школой с. Ичерское и законоучителем в ней.

98 Шишмаков Илья Евгеньевич (около 1851 – после 1913). Крестьянин с. Дубровно (Дубровское) Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Киренский район Иркутской области). С 1899 г. на протяжении пяти трехлетий был старостой церкви Спаса Нерукотворного Образа с. Дубровно. Имел два благословения Св. синода за пожертвования в Дубровнинский храм, а также серебряную медаль на Станиславской ленте, пожалованную в 1903 г. за его заслуги по духовному ведомству.

99 Святой Андрей, архиепископ Критский (? – около 726). Родился в Дамаске. От рождения был немым, но обрел дар слова в 8 лет после принятия Св. Тайн. С 14 лет жил в монастыре св. Саввы в Иерусалиме, обучался наукам и богословию. В конце VII в. был поставлен архиепископом острова Крит. Св. Андрей известен как проповедник и церковный поэт. Написал много гимнов-песнопений на церковные праздники, особенно известен «Великий покаянный канон», читаемый на 1-й неделе и в четверток 5-й недели Великого поста. Память 4 (17 по н. ст.) июля.

 

На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»

Книга издана при финансовой поддержке 
Государственного архива Иркутской области