Куйтунский район включает в себя 69 населенных пунктов, объединенных двадцатью сельскими администрациями и 1 рабочий поселок Куйтун.

Статьи, новости

Этнографические экспедиции в Жигаловский и Куйтунский районы Иркутской области организовали сотрудники Областного центра народного творчества и досуга

Центр народного творчества и досуга 20 сентября 2011
Категория: Жигаловский район, Куйтунский район
Предыдущая статья  |  Следующая статья

Этнографические экспедиции проводились ведущим научным сотрудником по этнографии отдела фольклора и этнографии ОЦНТиД Мельниковой Лидией Михайловной.

Цель экспедиций: выявление сведений о материальной культуре старожилов-чалдонов, проживающих на территориях исследуемых районов.

Уникальным явлением в жизни каждого народа является его материальная культура. Изучением такой культуры я занимаюсь более 7 лет. Очень успешно в августе 2011 года прошли экспедиции в Жигаловский и Куйтунский районы Иркутской области.

В Жигаловском районе с   9 по 16  августа 2011 года были обследованы поселок Жигалово, села  Чикан, Тимошино, Лукиново, Рудовка, Тутура, Дальняя Закора, Знаменка, Усть-Илга, деревни  Якимовка, Байдоново, Кузнецовка, Константиновка – 13 населенных пунктов и  28 информантов

В Куйтунском районе с 22 по 29 августа 2011 года были обследованы поселок Куйтун, села Барлук, Большой Кашелак, Харик, Уян, Усть-Када, Александро-Невская станица, Кундуй, станция Харик, Карымск, Александро-Невский завод, Тулюшка – 12 населенных пунктов – 27 информантов.

Подготовка районов к исследованиям и прием экспедиции оцениваются на отлично. За короткий срок в 8 дней было сделано очень много благодаря отлично  организованной работе с информантами.

В цифровом формате записаны устные рассказы: о производстве тканей, обуви и одежды в домашних условиях, о выращивании конопли и льна, о вязании носок и варежек из шерсти овец и конского волоса, о комплексах одежды, в том числе и промысловой, о способах хранения одежды, технологиях изготовления традиционной тряпичной куклы, традиционной пищи старожилов и многом другом.

Выявлены и зафиксированы на фотопленке  и в полевом дневнике предметы материальной культуры, находящиеся в краеведческих комнатах районов и в  собственности информантов.

Казалось бы, что прошло всего 60-70 лет. Но многие из нас уже не знают значение предметов и слов, которые были естественны для того времени: шодиники, шабуры, курмушки, пятры, лопатина, атымалка, лукотерник или рукотерник, ландорки, тарочки, чирки, ичиги, постигонки, крипотки или прикопотки…

Мы практически не знаем, как постирать и погладить по старинке, если нет стирального порошка, а ведь многое из того, что делали наши предки, не было бесполезно. Постирать, например можно золой или березовой и лиственичной губой.

Интересным моментом стало изучение традиционной пищи старожилов и переселенцев: квасники, сусло, шаньги, сырчики или мандришки, ландорики или ландарики (Куйтун.), мурцовка, парёнки, маслёнки, тарочки, драники или чибрики (Куйтун.), порса (Куйтун.) или шарба (Жигалово). Многие вспоминают о трудной жизни после войны словами: «Да, мурцовки-та мы хлебнули», хотя в Куйтунском районе, что такое мурцовка даже не знают.

Интересной стала информация о шаньгах, которые в   разных районах стряпают по-разному, но обязательно в русской печке. Оказывается в Жигаловском районе стряпают на ряду со сдобными шаньгами, «тонки шаньги» из пресного теста.

По традиции мною была собрана информация по традиционной  старожильческой и переселенческой кукле, которые отличаются по конструкции и использованными материалами: бумага, тряпочки, палочки, солома.

Научные сотрудники ОЦНТиД во время экспедиции постоянно оказывают методическую помощь  работникам школьных  музеев, музеев-библиотек, работникам краеведческих  музеев, проводят мастер-классы с жителями,  педагогами школ и работниками культуры, занимающимися краеведческой работой.

Уникальностью и ценностью экспедиций также является и то, что весь наработанный научными сотрудниками в полевых условиях материал остается в архивах районов и дается разрешение на его использование.

Результативность: цель экспедиций выполнена полностью. Экспедиция позволила сделать вывод, что выявленные образцы традиционной культуры остались в единичных экземплярах, и являются ценнейшими артефактами. По устному описанию информантов и сохранившемуся фотографическому архиву можно составить представление о материальной культуре быта русских старожилов района, в частности об одежде, в том числе бытовавшей в середине ХХ века, пище, игровой кукле, промысловой одежде.

 

Мельникова Л.М.
Ведущий научный сотрудник
Отдела фольклора и этнографии
ОЦНТиД