Иркутская область : главная
Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

"Большая Евразия"  цивилизационный проект, устремлённый в будущее.
Вход

Общие сведения


Мы пишем

Верхнеленский ТПК

Данный территориальный комплекс находится в стадии форми­рования. Он охватывает северные районы области, зону БАМа, а также территории, прилегающие к бассейнам Лены, Киренги и Нижней Тун­гуски. В состав ТПК входят Казачинско-Ленский, Качугский, Усть-Кутский, Киренский, Жигаловский и Катангский административные районы, города Усть-Кут и Киренск (табл. 4.6).  В общей площади Иркутской области ТПК занимает 40 %, в числен­ности населения — 7 %, в объеме промышленной продукции  —   1 %.

Территория ТПК остается пока одной из слабоосвоенных в Иркут­ской области. В природ-но-географическом отно­шении она труднодоступ­на для размещения новых производств. Строитель­ная база здесь почти не развита, нет мощных ЛЭП, отсутствует сеть круглого­дичных транспортных магистралей. Железная дорога проходит только в меридиональном на­правлении. Реки в пределах ТПК судоходны лишь три-четыре месяца в году, а Нижняя Тунгуска — около двух месяцев. Плотность населе­ния на территории ТПК в 16 раз меньше, чем в среднем по России. Слабо заселен Катангский район, где на 100 км2 приходится не более 5-6 чел. Только ценность выявленных природных ресурсов может компенсировать затраты на пионерное инфраструктурное освоение этого обширного региона.

Транспортная изолированность предопределила очаговый ха­рактер хозяйства ТПК, где преобладают производства, ориентирован­ные на удовлетворение местных потребностей. Промышленные и сель­скохозяйственные центры располагаются на значительном удалении друг от друга и сосредоточены в небольших городах и поселках, таких как Усть-Кут, Киренск, Качуг и Жигалово, слабо связанных друг с другом. Эта раздробленность сказывается на административно-терри­ториальном единстве данной территории, эффективности ее дальней­шего освоения. К настоящему времени в пределах ТПК получили развитие деревообработка, водный и железнодорожный транспорт, пред­приятия легкой и пищевой промышленности.

Наиболее крупными отраслями являются судостроение и судо­ремонт, а также лесозаготовка. Предприятия этих отраслей имеются во всех перечисленных центрах. Ввод в эксплуатацию Западного уча­стка БАМа создал условия для дальнейшего роста лесоперерабатыва­ющей промышленности за счет использования лесных массивов, тяго­теющих к железной дороге. Это привело.,к некоторому повышению удельного веса ТПК в промышленном производстве области с 0,5 % в 1970 г. до 1,0 % в 1995 г. при одновременном увеличении численности населения с 86 тыс. чел. в 1970 г. до 185 тыс. в 1995 г.

Суровые природно-климатические условия сдерживают разви­тие сельскохозяйственного производства, которое ориентировано пре­имущественно на удовлетворение местных нужд. Однако в районе возможно развитие зернового земледелия и животноводства мясо­молочного направления. Для этого пригодны широкие террасовые долины рек и пологие склоны с темно-коричневыми почвами.

В пределах Верхнеленского ТПК сосредоточены большие запа­сы древесины, углеводородного сырья, калийной соли, обнаружены ме­сторождения свинцово-цинковых руд и флюорита. Имеются перспек­тивы на выявление алмазов. В центральной части ТПК находятся основные массивы кедровых лесов Иркутской области и всей России. Кедровники богаты промысловыми видами животных, ценными расти­тельными ресурсами. Здесь целесообразна организация целого ряда охотничьих хозяйств. Совокупность всех этих природных ресурсов и определит будущий промышленный облик ТПК.

В настоящее время на территории Верхнеленского ТПК присту­пили к доразведке и разработке залежей углеводородного сырья. Запа­сы уже открытых месторождений позволят в ближайшей перспективе ежегодно добывать 50-200 тыс. т нефти и 5-20 млрд м3 природного газа, которые можно поставлять в южные районы области и на экспорт. В более отдаленной перспективе возможно развитие лесной, деревообра­батывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, производства ка­лийных удобрений.

К сожалению, необходимость освоения ископаемых ресурсов всту­пает в противоречие с традиционно сложившимся на этой территории промысловым хозяйственным укладом (охота, заготовка кедрового оре­ха и др.), поскольку разработка нефтегазовых месторождений будет происходить на участках с наиболее продуктивными кедровыми мас­сивами. Потребуется проведение большого объема лесоочистки для размещения бурового оборудования и прокладки транспортных маги­стралей. Важно разумно сочетать лесоэксплуатацию с разработкой ископаемых ресурсов с целью сохранения условий для промыслового использования таежных массивов.

В отдаленной перспективе, с поэтапным промышленным освое­нием месторождений углеводородного сырья и калийной соли, терри­тория ТПК может быть разделена на два самостоятельных экономи­ческих района. Один будет тяготеть к Качугу и Жигалову, дру­гой - к Усть-Куту и Киренску. Эти поселения на сегодняшний день являются основными промышленными центрами ТПК.

Наиболее значимым промышленно-транспортным узлом Верх­неленского ТПК является Усть-Кут. Здесь сходятся речной, желез­нодорожный и воздушные пути, расположен крупнейший речной порт России — Осетрово, который справедливо называют «воротами на север». Имеются судоверфь и затон, где строятся и ремонтируются суда и баржи. Для обслуживания и ремонта подвижного железнодо­рожного состава создано депо. Действуют небольшие предприятия строительной индустрии, деревообрабатывающей и пищевой промыш­ленности.


Винокуров М.А., Суходолов А.П.
Экономика Иркутской области: В 4 т. - Иркутск:
Изд-во: БГУПЭ, 1998. Т. 1. - 203 с.

На Байкал

  • Листвянка
  • Ольхон
  • Заказ микроавтобуса в Иркутске

 

 


Иркутская область




 
 

Уважаемые господа! Копирование, тиражирование, иное использование фотографий, статей, размещенных на сайте "Иркутская область : Города и районы", возможно только с письменного разрешения НУК "Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ"

 
© 2008-2020  All rights reserved