Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Отчет Владыки Евгения о поездке по Илимскому краю. 1913 год

Епископ Евгений в каюте парохода «Карл Винберг»

Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).

Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.


Вот что пишет об обитателях Илимского края в своем отчете Преосвященный Владыка Евгений: «Религиозно-нравствен­ное состояние насельников Илима можно признать удовлетворительным. Но при этом нельзя не отметить, что народ в общей массе темен и в религиозном и в нравственном отношении.

Главный порок — пьянство, на почве которого растут и развиваются все другие пороки и преступления — рас­путство, убийства, дерзость и своеволие молодежи. Духовенство в меру своих сил стремится поднять религиозно-нравственную жизнь своих прихожан и к отправлению своих пастырских обязанностей относится с усердием и самоотвержением. Условия, в которых живет и работает духовенство, весьма тяжелые и в культурном, и социаль­ном, и климатическом, и топографическом отношении и требуют большого подвига от священника. Приходы, на­пример, кроме Нижне-Илимского, разбросаны на большие пространства — есть селения, отстоящие на 100 верст от приходского храма. Отсюда понятно, сколько тратится свя­щенником времени и труда (о трудности и лишениях в пути, о холоде и непогоде я уже не говорю) лишь на то, чтобы по­сетить своих прихожан со святынею на праздниках Рождества Христова и Пасхи, а равно для совершения треб — исповеди, причащения, крещения и иногда погребения (в большинстве, за отдаленностью, отпевание совершается заочно). Прихожа­не тоже за отдаленностью редко посещают свой приходский храм. При таком условии пастырское влияние священника невольно ослабляется, и священник часть своей паствы ни­когда не видит и не может видеть в своем приходском храме, а значит, и лишен возможности достаточно научить всех ее членов вере и нравственности.

Единственною пособницею в пастырской просветитель­ной работе священника остается церковная школа. Их в крае 7; шесть мною посещены. Все они довольно благоуст­роены и достаточно снабжены учебниками, учебными посо­биями и письменными принадлежностями. Произведенные мною выпускные экзамены в школах Коченгской, Тубин­ской и Кеульской и спрос учеников в остальных школах дает мне основание заключать, что учебное дело в них поставлено удовлетворительно. Удовлетворительно постав­лено и дело воспитания: дети производят своим поведением и внешностью доброе впечатление. Где школы находятся около приходских храмов, церковные службы по праздни­кам и воскресным дням учащими и учащимися посещаются неопустительно, а равно те и другие исполняют долг испове­ди и св. причащения. Где же школы далеко от приходского храма (наприм. Кочергинской), там учащие собирают детей в школу и ведут религиозные беседы. Но это дело бесед и чте­ний не достаточно организовано и не ведется систематически. Мною на это было обращено внимание учащих и о.о. заведу­ющих и предложено обязательно вести при школах религи­озно-нравственные и литературные чтения и, где возможно, иллюстрировать эти чтения картинами волшебного фонаря. Школа, неся свет в среду подрастающего поколения, почти не касается народной взрослой массы, но чрез чтения рели­гиозные, литературные и по сельскому хозяйству она могла бы свет и знание вносить и в темную крестьянскую семью, привлекая взрослых на эти чтения, давая им на дом читать полезные книжки из школьной библиотеки и поддерживая, таким образом, живую связь со школьниками, оставившими уже школу, а чрез них и с семьями, проводя туда все доб­рое и полезное. Но надо сознаться, что пока школа далека от народа. Да и народ не умеет ценить пользы просвещения и зачастую отрывает ребенка от школы для своих домаш­них работ. Радует, однако, то, что в школах учится много девочек. Это будущие матери-христианки, ибо церковная школа стремится воспитывать своих питомиц в духе право­славной веры и Церкви.

Кроме церковных, посещено мною 7 училищ минис­терских. Общее впечатление от посещений такое, что в большинстве школ Закону Божию уделяется очень мало внимания; отдел религиозно-нравственный в школьных библиотеках крайне ничтожный, — житий святых, даже сокращенных — в изложении Бахметевой41, нет. Учителя пре­подают Закон Божий без всякого руководства со стороны священников, и преподавание сводится в лучших случаях к заучиванию учебника, а то наблюдается и полное отсутс­твие всяких знаний…

Итак, положительное влияние пастырей и школы на на­род нельзя признать на Илиме достаточным и сильным, осо­бенно если иметь в виду, что параллельно ему идет другое влияние — отрицательное, распространяемое уголовными преступниками и политическими ссыльными…

Вообще жизнь на Илимском крае тяжела. И священни­ку приходится терпеть много лишений, так что подвиг пас­тырский — там подвиг особенно трудный, сопряженный не только с лишениями культурных удобств, но с дороговизною жизни и с затруднениями достать предметы первой необхо­димости.

К этому еще надо прибавить, что дело медицинской помощи поставлено весьма слабо. Врача на Илиме в мой приезд не было, и нет его давно, фельдшерский персонал очень ограничен (на весь Илимский край 3, из них двое появились только за последние годы), аптеки и больницы медикаментами бедны.

Обеспечение духовенства, в большинстве скудное, приходские доходы ничтожны, а казенное жалованье 600 р. — священнику и 200 р. — псаломщику, конеч­но, крайне недостаточно. Необходимо ходатайствовать об увеличении жалованья священнику хотя до 900 р. и пса­ломщику до 400 р. в год. К чести духовенства Илимского края, я приятным долгом считаю еще раз отметить, что оно самоотверженно мирится со всеми лишениями и делает в меру своих сил и способностей Божие дело, отличаясь доброю нравственностию»…

Этими глубоко справедливыми словами Владыки Евге­ния я заканчиваю свои заметки об Илимском крае, искрен­но сожалея, что недостаток времени и ограниченный размер нашего епархиального печатного органа не позволяют мне шире использовать весь материал, который имеется у меня под руками об этом захолустном уголке Киренского уезда...

Примечание: 

41 Имеется в виду книга в 12 томах: Бахметьева А.Н. Жития святых, кратко изложенные по руководству Четьи-Минеи (М., 1912). В тексте публикации фамилия духовной писательницы ис­кажена.

 

На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»

Книга издана при финансовой поддержке 
Государственного архива Иркутской области