Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Поездка Владыки Евгения по реке Лене: деревня Верхне-Марковская, село Марково

Священник Марковской Троицкой церкви Алексей Алексеевич Стуков с семьей

Пароход «Карл Винберг»

Троицкий храм в с. Марковском. Налево — молитвенный дом

Епископ Евгений в каюте парохода «Карл Винберг»

Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).

Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.

 

В 1 ч. дня — дер. Верхне-Марковская. В часовне совер­шен молебен пред образом Скорбящей Божией Матери и сказано Владыкой краткое слово о молитве нашей к Бого­матери. Молящихся собралось около 100 человек. Деревня в 65 дворов; в недалеком будущем, можно надеяться, здесь будет молитвенный дом с алтарем. Усердие и желание со стороны насельников к этому есть.

Чрез 3 в. — приходское село Марково, в котором 15 лет тому назад я, со школьной скамьи, начал свое пастырское слу­жение. Отрадно было видеть теперь своих бывших прихожан: крещеные мною — уже кончили школу, венчанные — успели состариться, некоторых почтенных старичков, у которых когда-то черпал первые жизненные уроки, уже нет в живых… Храм, при мне освященный, стал как будто еще величественнее и красивее, благодаря постоянным заботам прихожан и их пастырей.

Берег села был положительно переполнен народом, ког­да мы подплывали. Казалось, насельники всех 15 деревень прихода побросали свои дела и собрались здесь взглянуть на своего редкостного гостя — Архипастыря… Прихожан до 4000; все они государственные крестьяне, и все чужды каких-либо сектантских или раскольнических заблуждений; это последнее качество относится почти ко всем приленским приходам. О, если бы то же самое можно было сказать и о всей святой Руси!

Храм, во имя Живоначальной Троицы, краси­во стоит на берегу Лены. Священником служит о. Алексий Стуков51, псаломщиком — Фирс Н. Телятьев52, мой бывший сослуживец. После встречи Владыки в храме и благословения им народа в 5 час. началось всенощное бдение. Владыка выходил на полиелей53. Молящихся полон храм. После службы Владыка осмотрел старый молитвен­ный дом, помещающийся в церковной ограде, и нашел его вполне подходящим, по некотором ремонте, для женской церковно-приходской школы, о чем даны указания о. Сту­кову. В квартире его, где остановились на ночлег, Владыка в беседе преподал немало полезных и нужных советов по вопросам церковно-приходской жизни.

23-го июня в Марковском храме — Божественная литур­гия. Во время часов Владыка посвятил в стихарь54 псалом­щика Усть-Кутской церкви Ярыгина; сам причастил около 30 младенцев, пред Похвалой Пресвятой Богородице сказал слово на текст: «приидите ко Мне вси труждающиися и об­ремененнии и Азъ упокою вы»… По благословении народа проследовал в местное 2-классное министерское училище. Здание светлое, просторное. Когда мы были в Марково, прибыл небольшой пароходец «Карл Винберг», любезно предоставленный Ленским золотопромышленным товариществом в полное распоряжение Владыки, по хо­датайству его добрых знакомых. На пароходе всего одна двухместная каюта; в ней поместился Владыка с сопровож­давшим его священником, свита расположилась наверху, прикрывшись брезентами. Удобств особенных нет, зато предстояла значительная экономия времени. Поблаго­даривши телеграммой за любезность г. управляющего Лензо­то и М.С. Сапожникова за его мотор, мы, после трех паро­ходных свистков, в 3 ч. отбыли из Марково. Окрестности Марковского погоста, по описаниям, напоминают приволж­ские — ни грозны, ни величественны; однако ж способ­ны нравиться игривостью холмов, кустарниками, лесами и ручьями; последние в очень многих местах просачиваются и фонтанами пробиваются в плитообразную породу белого песчаника. Напластования гор беспорядочны: пласты пере­ломаны и даже как будто искрошены с намерением.

 

Примечания:

51 Стуков Алексей Алексеевич (около 1877 – после 1914). Сын диакона. В 1895 г. окончил курс в Нерчинском духовном училище Забайкальской области. 7 июля 1895 г. назначен псаломщиком Тургинской Знаменской церкви Забайкальской епархии. 14 авгус­та 1898 г. посвящен в стихарь. 30 августа 1904 г. рукоположен в диакона. С 5 сентября 1906 г. был экономом Иркутской духовной семинарии. 24 августа 1908 г. рукоположен в священника церк­ви Пресвятой Троицы с. Марково Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Кутский район Иркутской области), где служил более 6 лет.

52 Телятьев Фирс Николаевич (около 1878 – после 1914). Сын диакона. По увольнении из 1-го класса духовного училища 2 сен­тября 1897 г. определен послушником в Иркутский Вознесенский монастырь. 2 июня 1898 г. назначен псаломщиком церкви Пресвя­той Троицы с. Марково Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Кутский район Иркутской области), где прослужил более 16 лет. 26 июня 1913 г. посвящен в стихарь.

53 Полиелей — составная часть воскресной или праздничной службы; включает в себя торжественное песнопение, составлен­ное из стихов псалмов 134-го и 135-го «Хвалите имя Господне», тропаря или величания, чтения Евангелия и Псалтыри. В псалме 135-м многократно повторяется слово «елеос» (т.е. милость). Во время песнопения в храме зажигаются многочисленные светиль­ники (елейные лампады). Эти две причины и дали название части утренней службы — полиелей.

54 Псаломщик является мирянином церкви и представляет со­бой низшую степень церковного клира. Посвящение его в стихарь обозначает переход в разряд священства. Стихарь (подризник) является общим одеянием для всех степеней священства. Он представляет собой одежду до пят в виде рубахи, расширяющей­ся книзу, с вырезом для головы, без ворота и является образом одежды земной жизни и страданий Христа Спасителя. У низших клириков и диаконов стихарь — верхнее богослужебное одеяние. У священников и епископов стихарь — нижнее одеяние, поверх которого надеваются прочие ризы.

 

На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»

Книга издана при финансовой поддержке 
Государственного архива Иркутской области