Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Поездка Владыки Евгения по реке Лене: сёла Макаровское, Криволукское

Ильинский храм в с. Макаровском

Никольский храм в с. Криволукском. Народ — в ожидании выхода епископа с парохода

Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).

Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.

 

24-го июня в 10 час. утра — приходское село Макаровское.

Храм во имя пророка Илии, построен в 1901 г., очень поместительный, светлый, достаточно чистый; несколько нарушали общее хорошее впечатление тусклые от грязи рамы в верхнем ряду; по словам батюшки, их не успели вымыть после ремонта. Живопись на иконах не особенно удачна. Священником состоит о. Михаил Корсунский60, псаломщиком — Пантелеймон Кашкадамов61; прихожан — 2447 человек обоего пола. Встречало Владыку человек 500. После молебна св. пророку Илии и св. Иннокентию с акафистом Владыка произнес прекрасное слово о ревности прор. Илии, призывал подражать ему, особенно убедительно звал исполнять долг исповеди и св. причащения. Тщательно осмотрел Владыка библиотеку и ризницу, затем ветхий прежний храм и посетил приходское училище. Псаломщику К-ву за неповиновение священнику и неаккуратное ведение церковных документов Владыка сделал строгое внушение.

В 2 час. дня двинулись дальше. Соседний приход — Криволукский.

В районе этого прихода Лена делает большую извилину или луковину. Дугу лука считают в 7 верст, а тетиву его — в полторы. Приходское село — Криволукское. Священником здесь в течение уже более 30 лет служит окончивший курс Иркутской духовной семинарии о. Иоанн Тетерин62 (из наград имеет только скуфью63), псаломщиком — Власий Тетерин64; прихожан — 2063 чел. обоего пола. Храм в честь св. Николая, каменный, красивый, жаль, что не особенно поместительный. Сердечною речью встретил в храме Владыку о. настоятель, свидетельствуя свою искреннюю, неподдельную радость по случаю прибытия Владыки. «Сегодняшняя наша радость, — говорил о. Тетерин, — равна радости нашей в пасхальную ночь!»… Отслужен молебен св. Николаю с акафистом и св. Иннокентию, после чего Владыка убедительно призывал слушателей-богомольцев к подражанию добродетелям св. Николая. Под благословение подошло более 400 человек. Осмотрев тщательно храм, Владыка прошел в здание местной церковно-приходской женской школы. Здание не новое, но довольно поместительное; затем посетил министерское двухклассное училище, новое здание для которого построено местным богатеем Поповым. Переправившись через Лену на моторной лодочке, продолжавшей сопровождать нас, Владыка побывал в дер. Вологиной, где недавно открыта одноклассная церковно-приходская школа. Учащихся — 33 человека, учителем состоит окончивший церковно-учительскую семинарию Никодим Тетерин. Здание пока наемное.

Ночлег на пароходе. Утром 25-го июня Владыка еще раз навестил о. Тетерина, где, за стаканом чая, в живой непринужденной беседе, давал всем собравшимся руководственные советы и указания к поднятию и развитию приходской и церковно-школьной жизни.

В 10 ¾ час. мы покинули Криволукский приход.

Примечания:

60 Корсунский Михаил Платонович (около 1872 – после 1916). Образование получил в Иркутской учительской семинарии. В ноябре 1892 г. держал экзамен в правлении Иркутской духовной семинарии и был удостоен звания учителя церковно-приходской школы. В 1900 г. участвовал в военном походе против Китая. 22 июня 1902 г. рукоположен в диакона сверх штата церкви Оди­гитриевской иконы Божией Матери с. Усть-Илга Верхоленского уезда Иркутской губернии (ныне Жигаловский район Иркутской области). 25 декабря 1902 г. перемещен на штатное диаконское место в церковь Спаса Нерукотворного Образа с. Усть-Кут Ки­ренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Кутский район Иркутской области). 3 апреля 1905 г. рукоположен в священника церкви Пророка Илии с. Макарово Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Киренский район Иркутской области). В 1916 г., будучи священником церкви Преображения Господня с. Яндинс­кое Балаганского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Удинс­кий район Иркутской области), был назначен катехизатором по благочинию 2-го округа Балаганского уезда.

61 Кашкадамов Пантелеймон Васильевич (около 1890 – после 1914). Родился в крестьянской семье. Образование получил в Ир­кутской духовной семинарии, из которой 7 января 1907 г. по собственному прошению был уволен из 2-го класса. 12 июня 1908 г. назначен псаломщиком церкви Пророка Илии с. Марты­ново (Нижнемартыново) Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Казачинско-Ленский район Иркутской области). 15 ноября 1909 г. переведен на ту же должность в церковь Пророка Илии с. Макарово Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Кирен­ский район Иркутской области). 13 октября 1913 г. резолюцией преосвященного Евгения, епископа Киренского для пользы службы переведен в церковь во имя иконы Казанской Божией Матери с. Бутаково Верхоленского уезда Иркутской губернии (ныне Качугский район Иркутской области).

62 Тетерин Иоанн Дмитриевич (около 1860 – после 1914). Ро­дился в мещанской семье г. Киренск Иркутской губернии. В 1879 г. окончил полный курс Иркутской духовной семинарии. 21 марта 1880 г. рукоположен в диакона, а 23 марта 1880 г. — в священ­ника церкви Святителя Николая Чудотворца с. Карапчанка Ки­ренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Илимский район Иркутской области). Около полугода заведовал церковью Святых Мучеников Кирика и Иулитты с. Туба Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Илимский район Иркутской области). 8 июня 1882 г. переведен в церковь Святителя Николая Чудотворца с. Кри­вая Лука Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Киренский район Иркутской области), где служил более 35 лет.

63 Скуфья — головной убор для духовенства и монашества. В древности скуфья представляла собой небольшую круглую шапоч­ку, похожую на чашу без подставки. Позднее она приобрела вид фигурной мягкой складывающейся шапочки, покрывающей голо­ву глубоко, до бровей, сшитой при этом так, что складки надетой скуфьи образуют на голове знамение креста. Указом императора Павла I от 18 декабря 1797 г. в церковное употребление были введены фиолетовые скуфьи и камилавки как награды белому духовенству.

64 Тетерин Власий Федорович (около 1887 – после 1914). Родил­ся в крестьянской семье в Киренском уезде Иркутской губернии. В 1902 г. окончил Киренскую второклассную церковно-приходскую школу и был назначен учителем в церковно-приходскую шко­лу с. Потапово Киренского уезда Иркутской губернии. С 12 мая 1905 г. исполнял должность псаломщика церкви Казанской иконы Божией Матери с. Подымахино Киренского уезда Иркутской гу­бернии (ныне Усть-Кутский район Иркутской области). 7 ноября 1908 г. был переведен псаломщиком в церковь Святителя Николая Чудотворца с. Кривая Лука Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Киренский район Иркутской области). 30 июня 1913 г. пре­освященным Евгением утвержден в должности псаломщика.

 

Публикуется на сайте www.pribaikal.ru
с разрешения авторов