Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Владыка Евгений в Киренске. Съезд духовенства Благочиния. 1913 год

Спасский собор в Киренске

Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).

Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.

 

По мысли о. протоиерея Кокоулина, к приезду Владыки в Киренск был приурочен съезд духовенства Благочиния 1-го округа, чтобы по назревшим вопросам церковно-приходской жизни слышать авторитетное слово своего Архипастыря. На съезде присутствовал и о. благочинный 2-го округа, свящ. Николай Пономарев67, приехавший в Киренск для сопутствования Владыке при обзоре церквей его благочиния.

По обсуждении очередных вопросов благочиния (выбор депутата на епархиальный съезд и под.) был поставлен вопрос о возрождении и поднятии религиозно-нравственной жизни прихода, причем о.о. съезда указывали на упадок веры и ревности к храму, на уклонения прихожан от исполнения христианского долга исповеди и св. причащения (говеет в год 1/3 прихода), на непосещение храма взрослыми, особенно мужчинами, на пьянство, гульбу на вечерках и другие болезни прихода. В своих заявлениях и обсуждениях наболевших вопросов пастыри обнаружили искреннее желание к надлежащему их разрешению, указывали на встречающиеся для них при этом затруднения и просили руководственных указаний по вопросу об уклоняющихся от исповеди и св. Причащения и в то же время нередко вступающих в брак без исполнения сих таинств…

С напряженным вниманием ждали о.о. съезда слова Владыки к уврачеванию наболевших язв и нестроений приходской жизни… Речь Владыки, насколько нам удалось записать ее, сводилась приблизительно к следующему: «Если духовенство, — говорил он, — искренно опечалено уклонением прихожан от таинства исповеди и причащения, то пастырям чаще и убедительнее надо проповедовать, что таинство причащения есть залог нашего духовно-нравственного возрождения и спасения, что оно духовно укрепляет и питает человека-христианина и уклонение от него ведет к духовной смерти (Иоанн. 6, 53–57). С проповедию об этом пастырь должен обращаться всегда, когда к тому представляется случай, особенно же в большие праздники, предшествующие постам, при обходе домов прихожан со святыней, при служении полевых молебнов, когда бывает особенно много молящихся. Непременно требовать от вступающих в брак, если они ранее не говели, исполнения ими исповеди и св. причащения пред браком, причем в этих случаях жениху и невесте должен назначаться, по крайней мере, трехдневный пост.

Брак даст возможность много и подробно говорить священнику с брачующимися, и, пользуясь этим, священник должен научить брачную чету основным истинам веры Христовой, если таковых они еще не знают. Также необходимо после совершения таинства брака пастырю обращаться к брачующимся со словом назидания и выяснять все величие и значение этого таинства, а равно убеждать воздерживаться от пьянства и разгула, которыми обычно в деревне сопровождаются браки. В целях поднятия религиозно-нравственной жизни прихода необходимо развить пастырям учительство в смысле непрестанного проповедания слова Божия. Частнее — вести обязательно катехизические беседы, чтобы научить пасомых основным истинам веры, вести, указывая великое руководящее значение истин, исповедуемых нами в символе веры, для жизни и деятельности истинно-христианской. Необходима проповедь, как беседа с народом по вопросам церковного обряда и дисциплины, ибо часто наблюдается, что в церкви стоят неблагоговейно, не умеют не только подойти под благословение, но иногда и положить, как должно, крестного знамения.

Помощницею пастырю в его религиозно-нравственной просветительной деятельности, естественно, должна быть начальная школа. И вот, в школе церковной, а равно и министерской, пастырь одинаково должен быть духовным воспитателем подрастающего поколения в области истин религиозно-нравственных. С этою целию материал, подлежащий изучению в школе, он должен предлагать детскому сознанию в разработке жизненной, а не теоретически отвлеченной, ничего не говорящей сердцу ребенка. Предполагаемые изучению нравственные истины вполне возможно и должно пояснять и подтверждать примерами истории ветхо- и новозаветной, а равно и житиями святых. Необходимо, например, выяснить ребенку, что имя, которое он носит, должно обращать его мысль и сердце к известному святому, жизнь которого должна для него, после жизни Христа, быть примером подражания. Знание дня памяти святого, его жития, тропаря68 и кондака69 безусловно необходимо для каждого христианина. Пастырское влияние священника должно выражаться в духовном руководительстве не только питомцев школы, но и учащих в ней. Ввиду того, что преподавание Закона Божия в министерской школе не изъято из ведения и руководства Церкви, долг каждого пастыря не только за страх, но и за совесть, бдительно наблюдать — как это преподавание ведется в школе, так как учащие весьма нередко недостаточно ясно сами представляют себе основные истины веры Христовой. Священник — законоучитель в министерской школе — должен являться таким же пастырем — руководителем вверенного ему стада Христова, как и в школе церковной, а не считать себя благородным свидетелем той безрелигиозности, которой научаются дети безрелигиозными учителями.

Посещение храма Божия должно быть одинаково обязательно как для детей, учащихся в церковной школе, так и в министерской, ибо преподавание атеизма пока еще не введено как предмет обязательный в программу школ министерских. Учащие в школах министерских должны неукоснительно быть примером религиозно-нравственной жизни для учащихся и вместе с ними посещать церковь и приступать к ее таинствам — исповеди и причащению.

Является неоспоримым фактом, что для поднятия религиозно-нравственной жизни и пастырской деятельности в приходе необходимо также и самим пастырям озаботиться о своем религиозно-нравственном развитии, а равно и пополнении своих, часто весьма скудных, богословских знаний. Священник сам должен духовно созидаться. А для этого он должен неопустительно и ежедневно читать св. Евангелие, послания апостольские, псалтырь, святоотеческую литературу, жития дневных святых. Это не только будет духовно питать душу, но с постепенностью даст священнику богатый запас богословских знаний. Знание слова Божия и житий святых даст ему возможность делать прихожанам соответствующие наставления и указания от Писания. Где отсутствует святоотеческая литература, необходимо ее выписать в церковной библиотеки. Творения Иоанна Златоустого70, Василия Великого71 и Григория Богослова72, внимательно прочитанные, будут лучшей богословской школой для пастыря. Ни в одной из церквей среди книг осмотренных мною библиотек я не нашел «Добротолюбия», — между тем книга эта была бы весьма полезна как воспитывающая для самих пастырей, дающая возможность хорошо познакомиться по изложенным в ней аскетическим творениям с психологиею добродетели и греха и средствами борьбы с грехами, а также и указаниями аскетического опыта — как назидать в себе добродетель. Если указанный богословский материал будет, как должно, усвоен пастырем, то он вполне сможет говорить и учить народ с церковной кафедры истинам веры.

Общая болезнь приходской жизни — пьянство. Чтобы борьба с ним была продуктивной, пастырь должен показать пример абсолютной трезвости и вина не пить, приглашая к сему и прихожан. Таким образом, под председательством пастыря, для оздоровления прихода создается общество трезвости, которое будет иметь целию — под покровом церкви вести просветительную работу в приходе. Это общество должно вести религиозно-нравственные чтения, устраивать паломничества, распространять религиозно-нравственную литературу и брошюры о вреде вина и борьбе с пьянством.

Наконец, — сказал Владыка, — необходима организация и развитие при приходских храмах благотворительности. Всякому из вас, отцы, хорошо известно — сколь важное значение имеют как для каждого христианина, так для каждой церковной общины дела благотворения, как осуществление главнейшей заповеди Христовой о любви, а потому останавливаться на этом особо не буду. Буду счастлив, если мои и немногие советы, высказанные здесь, примете к сведению и руководству в своей пастырской церковно-приходской и школьной работе»…

Обменом мнений по вопросу о благотворительности и развитии в этом направлении деятельности приходских попечительств - Владыка закончил свою прекрасную беседу с о.о. благочиннического съезда. О.о. сердечно благодарили Владыку за архипастырские советы и указания…

После заседания съезда Владыка отбыл в Киренский монастырь.

 

Примечания:

67 Пономарев Николай Никандрович (около 1868 – после 1913). Сын священника Никандра Афанасьевича Пономарева. В 1892 г. окончил полный курс Якутской духовной семинарии. 13 августа 1894 г. рукоположен в сан священника церкви Святителя Николая Чудотворца с. Мухтуйское Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Республика Саха (Якутия)) и вскоре был назначен законоучителем Мухтуйского одноклассного училища Министерства народного просвещения. 9 мая 1905 г. назначен священником церкви Спаса Нерукотворного Образа с. Витим Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Республика Саха (Якутия)), в которой служил более 8 лет. 17 февраля 1909 г. утвержден в должности благочинного 2-го округа Киренского уезда.

68 Тропарь — краткое песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, священного события или представляются главные события жизни и подвигов прославляемого святого.

69 Кондак — краткое песнопение, близкое по содержанию и структуре к тропарю, входит в состав акафиста. Употребляется в богослужениях на литургии после малого входа и на утрени после третьей и шестой песен канона.

70 Святой Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский (около 347—407), один из трех «вселенских учителей». Был талантливым христианским оратором, известно более 800 произнесенных им проповедей, которые представляют собой популярную энциклопедию христианского нравоучения. Сочинения Иоанна Златоуста были изданы Санкт-Петербургской духовной академией в 12 томах в 1898–1906 гг.

71 Святой Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской (около 330—379). Великий отец и учитель церкви. Им составлена литургия, дошедшая до нашего времени в 3 списках, написано много бесед, слов, монашеских и нравственных правил. Русский перевод всех сочинений Василия Великого был издан в 7 частях Московской духовной академией в серии «Творения св. отцов» в 1845–1848 гг.; 2-е издание вышло в свет в 1891–1892 гг.

72 Святой Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский (около 329–389). Сподвижник Василия Великого, один из трех «вселенских учителей». Сочинения Григория Богослова разделяются на три группы: 45 слов, около 240 писем и собрание стихотворений. Наиболее значимые из них: «Пять слов о богословии», «Слово о поставлении епископов и о догмате св. Троицы» и «О соблюдении доброго порядка в собеседовании о Боге». Полный перевод творений Григория Богослова был издан в 1843–1848 гг. в 6 томах Московской духовной академией; 2-е издание вышло в свет в 1889 г.

 

На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»

Книга издана при финансовой поддержке 
Государственного архива Иркутской области