Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Ленская деревня: Макарово и Балашова (часть 7)

В 2007 году по заданию Архитектурно-этнографического музея «Тальцы» я вновь отправляюсь в дорогу. Тяготы и радости моего пути на сей раз разделяет жена, Лариса Аболина. На новом участке реки Лены наша задача остается прежней: обследовать ленские селения на предмет старинных построек в них. Они повсеместно, неумолимо исчезают. Эту, как говорят в кино, «уходящую натуру» нам и нужно успеть зафиксировать.

Утро в Макарово

Дом по улице Советской

Макарово, центр села

Макаровская Ильинская церковь

Макарово, копка картошки

Балашова

Балашова. Над рекой Леной

В поисках уходящей натуры (от Усть-Кута до Петропавловска)

Седьмая часть обширного очерка Юрия Петровича Лыхина о ленской деревне. Предыдущие части прицеплены ниже ...

Другую версию этого же сплава от Ларисы Аболиной см. здесь

 

Макарово и Балашова

Проплыв немного после Верхолукской, остановились в виду большого села Макарово. Деревень Панскóй и Чечёткиной, находившихся между Верхолукской и Макарово, уже давно не существует.

Утром встали пораньше, чтобы успеть осмотреть село и деревню Балашову на противоположном берегу Лены. Однако Макарово в архитектурном отношении нас разочаровало. В отличие от деревень, в которых по бедности большей части пожилых людей все остается неизменно, по-старому, в крупных селах идет активная перестройка как домов, так и хозяйственных сооружений. Осуществляется она, чаще всего, грубо, безвкусно, неорганично. В полной мере это относится и к Макарово. Наиболее старая улица села (ул. Советская) тянется по берегу Лены на добрых два километра. Баки нефтебазы делят село на Старое (ниже по течению) и Новое Макарово. В Новом Макарово выделяются Хутора, а на самом краю – Коттеджи или Кулаковка, где участки земли под застройку выделялись по 22 сотки.

Главная улица Старого Макарово, Советская, имеет двустроннюю застройку. Лишь несколько самых нижних домов, стоящих на берегу реки, сохранили старую ориентацию на Лену. По трем другим улицам, расположившимся параллельно Советской, настроено много двух- и четырехквартирных совхозных домов. Население Макарово составляет около 1,5 тысяч человек. Селу есть куда расти и по Лене, и вглубь террасы. Здесь прибрежный ленский хребет далеко отступает от реки, образуя многокилометровый в длину широкий ровный участок.

Улица Советская продолжается и за село, переходя в дорогу до Киренска, до которого отсюда 60 километров, а в другую до Краснояровой и далее до Небеля. Улица не заасфальтирована, и проезжающие машины поднимают страшную пыль, коей все вокруг густо посыпано.

В центре села находится пустующее и разрушающееся здание Макаровской Ильинской церкви, построенной в 1901 г. Церковь была деревянная двухэтажная, с прирубленным южным приделом. Сложена она в лапу, бревенчатые стены снаружи и изнутри оштукатурены и побелены, в результате чего создается впечатление каменной постройки.

Между зданием церкви и пыльной дорогой теперь устроена детская площадка. Здесь же стоит установленный в ноябре 1967 г. памятник, посвященный «светлой памяти земляков, павших за свободу и независимость нашей Родины, за счастье будущих поколений».

В Макарово живет знакомая по переписке Галина Николаевна Швецова. Несколько лет назад она отправила мне записанные ею частушки, которые потом вошли в изданную книгу. Теперь мы встретились с ней и познакомились лично. Галина Николаевна родилась в 1938 г. в Киренске, в 1957 г. окончила там педучилище и по распределению приехала в Макарово. Учительствовала в начальных классах, а параллельно училась в университете. После его окончания много лет преподавала русский язык и литературу, была завучем Макаровской школы. Собрала богатый материал для школьного музея, однако в декабре 1994 г. он сгорел вместе со школой. В нынешнем году в Макарово, наконец, отстроили новый школьный комплекс на 178 человек с отдельным зданием интерната. Галине Николаевне уже под 70, несмотря на это она с неисчерпаемым энтузиазмом продолжает заниматься краеведением, преподает факультативный курс «Родной край».

Свои вещи мы оставили в Кулаковке, во втором сверху доме, у Алексея Олимповича Потапова. Он родился в 1947 г. в уже не существующей деревне Почтовой, бывший речник, человек вдумчивый, с удовольствием размышляющий о старине. Со слов своего деда он рассказал нам о некоторых особенностях домового строительства.

Раньше в деревне обязательно был особый «спец», он «проходил по лесу, деревья простукивал, тёски делал – отмечал деревины, которые валить». Особой пилой-«баяном» эти деревья спиливались. Но прежде чем валить их, «клали лёжки – на них валили». По размерам дома отпиливали бревна, срубали с них сучья и в несколько линий по периметру бревен снимали кору. Два года после этого они лежали – сохли. Затем на лошадях бревна вывозили в деревню, окончательно ошкуривали, «кольцевали», т. е. выравнивали по диаметру комель с вершиной, и после этого начинали строить. При этом чтобы дом не гнил, стоял крепче, бревна южной своей стороной (там, где древесина рыхлее – древесные кольца располагаются на большем расстоянии друг от друга) укладывали во внутреннюю сторону дома, а северной (где древесина плотнее) – в наружную. При строительстве домов два нижних венца обычно клались из листвяка, а остальные из сосны – «она теплее и легче человеку в ней». Амбары же ставились целиком из лиственницы.

В Макарово все дружно копают картошку. Дни стоят жаркие. В воздухе вновь повисла плотная туманная дымка – где-то горят леса.

Немного передохнув от осмотра Макарово, переправляемся на противоположный берег Лены. Расположенную здесь деревню Балашову (другое название – Гусева) мы пробежали быстро. В ней всего семь жилых хозяйств. Стоит деревня на столь высоком берегу, что ее никогда не топило. Строения чуть интереснее, чем в Макарово, но все аналогично уже виденному и многое в плохом, полуразрушенном состоянии.

Одна из сегодняшних балашовских жительниц, с которой мы побеседовали – Раиса Афанасьевна Монакова, 1930 г. рождения. В 1953 г. она приехала сюда вместе с матерью по спецпереселению из Украины. Прожив более полувека на Лене, она обрела характерный для ленских жителей говор: «Коров нонече никто не держит, свиней нет, мы одну кобылу дёржим».