Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

По реке Илим : Часть 3. Ручей и деревня Лыхины

Сто лет назад, в июне 1913 года, иркутский викар­ный епископ Евгений Зернов в ходе своей поездки по Киренскому уезду Иркутской губернии проплыл по реке Илим.

Столетие спустя, в июне 2011 года, наша небольшая команда (Дмитрий Ступин, Никита Виноградский и Юрий Лыхин) повторила часть пути епископа Евгения по Илиму. Взяв в руки описание поездки епископа Евгения, мы сравнили его с тем, что увидели сами.

Часть 3. Ручей и деревня Лыхины

О деревне Лыхиной и ее жителях в описании поездки преосвященного епископа Евгения, к сожалению, ничего не говорится. Лодка владыки миновала эту деревню ночью. Для нас же Лыхина представляла особый интерес. Ради нее, собственно, и был затеян этот илимский маршрут.

Как нам удалось выяснить, деревня получила свое название по прозвищу поселившегося здесь беглого иркутского казака Афоньки Семенова сына Лыхи. Однако беглым в то время далеко не всегда удавалось скрыться бесследно. Афоньку Лыху разыскали. В Илимск «по указу великих государей» был послан иркутский казак Федор Челюшин. «И того де он Офоньку нашел в Илимском уезде у пашенного крестьянина у Терешки Павлова, а тот де Терешка Офоньке тесть. И на заимке де у себя он, Терешка, с ссыльным, беглым человеком, с зятем своим с Афонькою Лыхою, да с пашенным крестьянином с Абакшею, ево, Федьку, били и увечили и отбили у него, Фетки, лошадь с седлом и с потники, топор, да шубу баранью». 

Отбившись таким образом от присланного казака, Афонька Лыха остался жить на Илиме. Тем более что на Илиме он женился, породнившись с пашенным крестьянином Терешкой Павловым сыном Вологжанином, потомки которого стали называться Вологжаниновыми. Афонька же Семенов Лыха в крестьянских книгах 1690-х и 1700-х гг. записывался как по своему прозвищу, так и по фамилии Сергиев. К примеру, в дозорной книге илимского воеводы Ф.Р. Качанова 1699 г., в которой записаны все деревни и жители Верхо-Илимской слободы Илимского уезда, перечислялось: 

«Вниз по Илиму от Дениска Тирсково дватцать пять верст до деревни. А в ней двор на правой стороне пашенного крестьянина Аввакумка Васильева. Пашет полдесятины ржаные, ярового тож.

Межа той ево деревне снизу от того Половинного ручья вверх по Илиму по обе стороны Илима реки до Икторы речки.

Вниз по Илиму от Авакумовой деревни [позже – д. Абакшина] десять верст до деревни. А в ней двор на правой стороне пашенного крестьянина Офоньки Сергиева на правой стороне [позже – д. Лыхина]. Пашет четь десятины ржаные, ярового тож.

Межа той деревне от тово придаточного луга вверх по Илиму по обе стороны Илима реки до верхные межи по Половинной ручей и по Жигальное зимовье, которой ручей, вверх идучи, на правой стороне выше Большево Лиственишного пашенного лугу.

Вниз по Илиму от Офонкиной деревни Сергиева десять верст до деревни. А в ней три двора пашенных крестьян:

Евсютки да Ортюшки Солотковых 

Митьки Гаврилова з братьями на левой стороне [позже – д. Солодкова].

Пашут десятину ржаную, ярового тож».

Афонька Лыха потомства после себя не оставил. В одном из документов он был отмечен как бездетный. Тем не менее, его прозвище дошло до наших дней в названии деревни и ручья Лыхиных. 

За несколько километров до деревни Абакшиной в Илим впадает ручей Лыхин. Высаживаемся на берег.

Ручей настолько мал, что его и не заметишь, если не ждешь.

Негромко журчащий ручеек можно перешагнуть даже ребенку.

По этому ручью, видимо, были охотничьи угодья Афоньки Лыхи. Его прозвище и закрепилось в названии ручья.

Жарки огоньками горят на берегу ручья Лыхина.

От Абакшиной плывем еще 15 километров до деревни Лыхиной.

15 километров – это три часа неспешного передвижения.

Течение реки спокойно влечет наши лодки, навевая легкую дрему...

Наконец, впереди показалось место, где стояла когда-то деревня.

На другой стороне Илима у кромки густого леса замечаем зимовье.

Хозяин занят загрузкой лодки, явно собираясь в поездку. Мы не стали его отвлекать.

А вот и место впадения в Илим речки Большой Мячик. Лыхина располагалась в устье этой речки на правом берегу Илима в 176 верстах от Илимского острога.

Ныне жизнь в устье речки обезлюдела. Теперь здесь обитают только бабочки-капустницы.

Причудливая графика множества крыл зачаровывает.

Соприкосновение с природой – это то, чего не хватает нам в городской жизни.

Кто тут кого изучает?

Одно дуновение и все исчезает в белой тающей дымке.

А на месте деревни Лыхиной, просуществовавшей до середины ХХ века, еще заметны ямы от домов.

Как памятники другой жизни, из земли торчат покосившиеся столбы от заплотов.

Речка с непонятным названием Большой Мячик – типичный горно-таежный водоток.

В самом устье Большой Мячик сворачивается в петлю…

…а затем, распрямившись, умиротворенно вливается в Илим.

Место расположения Лыхиной показалось нам весьма приятным. Однако это сегодня, а как жилось здесь в XVII веке?

У самой воды на берегу Илима мы развели костерок, приготовив нехитрый походный обед. После недолгого отдыха снова в путь…