Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

«Можно ли жить в Похабовске?». В Иркутске состоялся круглый стол, посвященный теме имиджа города

«Можно ли жить в Похабовске?» - задались вопросом участники круглого стола «Иркутск или Похабовск?», проведённого 10 ноября в Иркутске рамках проекта «Фабрика смыслов». Темы имиджа города и его культурного облика, оттока населения и ценностных ориентиров общества – одни из немногих, которые стали предметом дискуссии, вызванной появлением ассоциируемого с именем Иркутска слова «Похабовск» и фильма с таким названием, претендующего на формирование образа сибирского города.

Михаил Сеурко, представитель Евразийского Союза Молодёжи, высказал своё наблюдение, сложенное на основе дискуссий в интернете, что выход фильма среди фанатов кино такого рода был воспринят «как приход цивилизации в ссыльную и провинциальную Сибирь». С одной стороны, для города с богатым культурным наследием такие заявления представляются странными, с другой - отражают сложившиеся закономерности и с ними можно согласиться. «Цивилизация Запада, действительно, предлагает нам подобные продукты массовой культуры, у нас же как примеры для подражания из них старательно отбирают самые худшие примеры» - поделился мнением выступавший.

«Моя точка зрения многими может быть воспринята как попытка охранителя-ретрограда наехать на честный и «неполживый» проект. При этом складывается впечатление, что в обществе отсутствует понимание, что только ориентация на высокую культуру, а не на суррогаты так называемой «цивилизации» могут дать положительный эффект в общественном плане. Проглатывая такие проекты как «Похабовск» мы сами у себя выбиваем почву из под ног» - заявил докладчик.

Выступающий поделился мнением, что единственным способом противостояния таким явлениям может быть создание альтернативной интеллектуальной и культурной среды, в частности среди молодёжи, которая должна быть как можно более свободна от коммерческой сферы. «Таким образом мы сможем поддержать традиционный образ Иркутска как культурного и духовного центра» - закончил выступавший.

Представитель «Молодой Гвардии Единой России» Эдвард Милевичюс сообщил, что участников встречи интересуют не художественные качества вышедшего фильма, а то, что ради его раскрутки использовалось глумливое по отношению к исторической памяти города название. Выступавший сравнил этот случай с деятельностью по раскрутке фильма этого года «Горько!», в рекламной кампании которого используется изображение обезглавленного Муравьёва-Амурского. «Со стороны государственных структур необходим контроль за такого рода явлениями» - заявил он.

Руководитель Восточно-Сибирского информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований, кандидат исторических наук Артём Ермаков высказал точку зрения, что несмотря на регулярные обсуждения проблемы бренда Иркутска эта тема до сих пор существенно не продвигается. Он также отметил, что «даже несмотря на постоянную ротацию городских и областных властей и, соответственно, неустойчивость информационной политики у Иркутска есть достижения». Среди них «лицо нового Иркутска» 130-й квартал, работы по реконструкции Нижней Набережной, Московские ворота и ряд других памятников, в том числе и Якову Похабову.

Однако, практически ни один из этих проектов не получил своего логического завершения в городском, региональном, а тем более, в общероссийском информационном пространстве. За счёт концептуального вакуума и отсутствия планомерной работы в этом направлении появилась возможность для появления теневых, «опускающих» проектов вроде «Похабовска» и создания негативного образа Иркутска, считает докладчик.

Создание образа «Похабовска», по мнению эксперта, имеет культурно-исторические предпосылки и легко встраивается в имиджевый ряд, который неоднократно применялся для негативного описания России с середины XIX века. К нему можно отнести такие понятия, как «жандарм Европы», «тюрьма народов», «империя зла», которые, по задумке их распространителей, должны были спровоцировать глобальное реформирование российского общества. В тот же образный ряд легко встраивается город Глупов М.Е. Салтыкова-Щедрина, городок Окуров М. Горького или город Зеро из одноименного фильма К.Шахназарова. В данной художественной традиции стало почти нормой дурно отзываться и смеяться над символическим пространством своей страны, всячески унижать его. «Стоит обратить внимание, что часто приводимые в качестве примера для подражания голливудские комедии обычно высмеивают не символическое пространство Америки, а несоответствие местного населения высоким символам своей страны или своего штата, косвенно призывая людей подниматься до них» - отметил докладчик.

Понятие «Похабовск» создаёт сниженное, отталкивающее впечатление от Сибири в целом. «Парадоксально, что одни и те же люди не согласны считать себя похабовчанами, но готовы легко согласиться с тем, что они живут в Похабовске» - сообщил докладчик свои наблюдения. «В итоге, это приводит к вытеснению возможности какой-либо созидательной деятельности, конструированию общего будущего, потому что у Похабовска не может быть будущего, он проклят и заклеймён изначально» - подытожил он.

Однако проект «Похабовск», по мнению докладчика, подал хороший повод для появления ответной позитивной реакции в обществе. «Хотелось бы, чтобы эта дискуссия послужила к пробуждению участия жителей города в продвижении образа Иркутска. Если та или иная инициативная общественная группа сможет подарить нам позитивные переживания, связанные с символами города Иркутска, то жители, я думаю, с большей радостью отреагируют на них» - заключил эксперт.

Преподаватель кафедры философии БГУЭП, сопредседатель Иркутского отделения движения «Русский Лад» Геннадий Сурдин заявил, что даже реклама фильма вызвала негативную оценку у старшего поколения горожан, а сам он несёт враждебная нашей цивилизации коды. По его мнению, «в фильме смеются не над пороками, а над вполне положительными качествами». При этом на пьедестал возводятся ценности карьеры и успеха, притом финальная речь центрального персонажа ничего не меняет. «Нужно

понимать, что фильм не имеет никакого отношения к городу Иркутску или какому-либо другому сибирскому городу» - заключил докладчик.

Андрей Коноплёв, преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью ИГЛУ, член Восточно-Сибирского политологического клуба, заявил, что фильм «Похабовск» - не очень значительное и исключительно местное явление. «Молодёжь нацелена на стереотип «здесь жить нельзя». Постоянно транслируются установки, что в нашем обществе, в России в целом жить нельзя. И в этом я вижу главную проблему», - сообщил выступавший. «Похабовск», по его мнению, лишь эпизод на общем негативном фоне.

Ксения Куркова, член Клуба политологов ИГУ, поделилась мнением, что серьёзная заявка создателей фильма «Похабовск» создать общий образ сибирского города осуществлена не была, а в результате получился «непонятный продукт». «Я не вижу смысла в исключительной комедийной концепции образа города» - поделилась мнением участница круглого стола.

По её мнению, большого влияния фильм на имидж города не окажет, так как он и так в упадке и среди молодёжи преобладают эмиграционные настроения. Однако он хорошо вписывается в общую тенденцию создания образа города, которую можно кратко описать как «Иркутск – место, непригодное для проживания».

Ксения Куркова предложила свой вариант решения проблемы: необходим долгосрочный культурный проект, который должен быть осуществлён государством и обществом совместно. По её словам, это нужно, чтобы культурная жизнь города не была зависима от коммерческих структур, а направлялась с помощью общественной инициативы.

Площадка «Фабрика смыслов» организована иркутскими региональными отделениями Молодой Гвардии Единой России, Евразийского Союза Молодежи, движения «Русский лад» при поддержке Восточно-Сибирского информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований (РИСИ).