Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Владыка Евгений в деревне Банщикова и селе Бадарминское. 1913 год

Приписной Василия Великого храм в с. Бадарминском

Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).

Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.

Из Воробьево предстояло проехать вверх по Ангаре для посещения прихода Шаманского, но мысль эту пришлось оставить за невозможностью проезда: берега завалены льдом, который не успел растаять после весеннего ледохо­да Ангары. Ввиду этого нужно было или тянуться в лодке на бечеве под нависшими громадными льдинами, которые, подтаивая, рушатся то здесь, то там, — или ехать верхом на лошади чрез крутые горы по тропинке в глухой тайге. Как тот, так и другой способ достижения Шаманского прихода в данное время был крайне опасен и труден. Удобно можно посетить его зимой вместе с приходами Нижне-Удинского уезда, с которым он граничит.

Население Ангары Владыке понравилось; особенно он обратил внимание на радушие и гостеприимство, с каким его встречали…

В 1 час дня, 11 июня, в дер. Банщикова, в 33 двора. Из­дали берег пестрел народом. В часовне Владыка совершил молебен св. пророку Илии33 и св. Иннокентию с добавле­нием моления о дожде. Горяча была его молитва за этих детей природы, не без усердия молились и они о дождике на свои нивы и поля… Владыка в слове, раскрывая при­чину наказания Божия, убедительно призывал слушателей хранить православную веру и преданность св. Церкви, воз­можно чаще исполнять долг исповеди и св. причащения. Затем указал на необходимость расширения часовни, ввиду сравнительно большого населения деревни, и пристройки к ней алтаря. После молебна посетил крестьянскую избу, пил чай. Здесь одна вдова обратилась с просьбою устроить двух ее детей в Иркутск. Владыка обещал помочь. При его содействии девочка-калека имеет быть устроена в больнице хроников, а мальчик принят в монастырскую школу.

Мошка тучами окружала нас в самой деревне, предвещая дождь. Действительно, отплыли мы не более 5–6 верст, как в Банщиково полил обильный дождь. Мужички благодари­ли Господа…

В 6 час. вечера — село Бадарминское. Здесь приписной молитвенный дом во имя св. Василия Великого34. Небольшой, живопись икон неважная. Писал, ради куска хле­ба, какой-то из ссыльных — самоучка. Престол в храме очень низкий. От берега до села расстояние около полверсты. Весь путь был уставлен березками в два ряда, а на самом берегу устроена из березок арка. По селу длинная улица устлана по­ловиками… Владыка был немало удивлен выражением столь необычайного радушия со стороны насельников Ангары… В храме отслужен молебен, розданы в большом количестве крестики. Владыка сказал простое прочувствованное слово, убеждая сельчан быть верными св. православной вере… 

Примечание:

33 Святой пророк Илья (Фесвитянин), один из наиболее чти­мых христианских святых. Родом из Фесвы (в Палестине), жил в IX в. до Рождества Христова. Был одним из самых пламенных ревнителей истинной веры и благочестия, получивший за свою праведность вечную жизнь и вознесенный живым на небо. В фоль­клорной традиции с образом Ильи связываются, с одной стороны, представления о грозном повелителе небесных стихий, низводящем на землю молнии и дождь, огонь и воду, а с другой — о щедром защитнике, посылающем крестьянам плодородие. Среди русского народа св. Илья пользуется особым уважением и принадлежит к самым популярным святым, наравне с Николаем Угодником. Па­мять 20 июля (2 августа по н. ст.).

34 Святой Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадо­кийской (около 330–379). В Афинах получил блестящее обра­зование, изучив грамматику, математику, философию и другие науки. Путешествуя по Сирии, Палестине и Египту, познакомился с монашеской жизнью и, вернувшись в Кесарию, поселился в пус­тыне, где занимался глубоким изучением Священного Писания. В возрасте 34 лет стал пресвитером, а в 370 г. был назначен еписко­пом Кесарийским. Строго защищал церковь от противников веры, прославился великой ученостью, написав много богословских тру­дов. За свою подвижническую и высоконравственную жизнь был назван Великим. Память 1 (14 по н. ст.) января.

 

На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»

Книга издана при финансовой поддержке 
Государственного архива Иркутской области