Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Планировка станций и станционных поселков на КБЖД. (Станция и станционный посёлок Слюдянка)

ПЛАНИРОВКА СТАНЦИЙ И СТАНЦИОННЫХ ПОСЕЛКОВ НА КБЖД.

 

Железнодорожные станции по своему назначению и устройству стояли обособленно как среди путей сообщения, так и среди населенных пунктов. Этим объясняется их своеобразное планировочное решение. Железная дорога часто становилась осевой линией застройки, а вокзал, как правило, был архитектурной доминантой и центром поселка, вокруг него происходило формирование производственной и селитебной зоны. Не все станции на железной дороге имели одинаковое назначение. На одних производилась смена паровозов, на других только заправка их водой, а на третьих только обслуживали пассажиров и груза. В связи с этим в середине XIX века один из основоположников учения о железных дорогах П.П.Мельников классифицировал станции по их назначению, объему перевозок, количеству путей, оснащенности их техническими средствами. Самые большие станции назывались внеклассные, затем шли станции первого, второго, третьего, четвертого и пятого классов. Станция Слюдянка планировалась как станция третьего класса, то есть самая крупная на этом участке.

Всего на Кругобайкальской железной дороге, во время прокладки первого пути, было построено 80 жилых домов. Из них 44 дома на ст. Слюдянка. Типовые рабочие поселки более крупных станций, возникшие в этот период можно считать архитектурными комплексами, так как и производственные и жилые здания строились в одно время и выдержаны в одном стиле, а потому производят впечатление ансамбля (ст. Слюдянка, ст. Танхой, ст. Мысовая).

Архитектурно-планировочное решение станций и станционных посёлков на Кругобайкальской железной дороге имеет свои особенности и различия даже в пределах этого небольшого её отрезка и делится на Западный и Восточный участки с различным рельефом, где прослеживается своя специфика в планировке селитебной зоны. На Западном участке из-за горного рельефа поселки (п. Байкал или Малый Баранчик, ст. Маритуй) и состояли из двух, перпендикулярно расположенных рядов зданий: вдоль дороги и в долинах речек, где дома индивидуальной застройки строились на удобных или искусственно созданных для этого площадках. А на Восточном – с равнинным рельефом - общей чертой планировки станций была прямолинейная, параллельными рядами, вдоль железнодорожных путей (ст.Утулик, ст. Мурино, ст.Танхой, ст. Мысовая). Самой крупной станцией и посёлком  на этом участке была Слюдянка, расположенная на обширном конусе выноса одноимённой речки, где до строительства станции рос  смешанный с преобладанием лиственницы лес.

Система водоснабжения. Снабжение водой на всём протяжение строящейся железной дороги было одной из главных задач, поэтому строительство станций и станционных посёлков начиналось в первую очередь со строительства типовых водоподъёмных и водоёмных зданий, связанных между собой системой трубопроводов. Они строились только на станциях. Водоподъёмные здания  состояли из двух, соединённых между собой, помещений: каменного машинного отделения и деревянного на каменном фундаменте жилого помещения для машиниста, которые были расположены как можно ближе к источнику воды и предназначались для  её забора. Из  водоподъёмного здания вода при помощи насоса и паровой машины поступала по напорным трубам в водоёмное здание, расположенное, как правило, ближе к станции и посёлку.

Система водоснабжения Слюдянки состояла, так же из двух зданий. Водоподъёмное здание находилось на берегу речки Слюдянки, на расстоянии чуть меньше километра от устья. Внутри него располагалась паровая машина Шухова, приводившая в движение насос системы Вартингтона, при помощи которых вода перекачивалась в водоёмное здание. Слюдянское водоподъёмное здание первого периода строительства было деревянным и не имело помещения для машиниста.

Водоёмное здание в первый строительный период было построено небольшое, для двух баков, и  находилось примерно на таком же расстоянии от водоподъёмного, на самой верхней улице посёлка. Рельеф местности создавал благоприятные условия для работы водопровода: т.к. все сооружения располагались ниже водоёмного здания, чем создавалось дополнительное напорное давление. Здание  представляло собой одноэтажный  прямоугольный деревянный сруб на каменном фундаменте, с семью окнами по периметру, с тамбуром и двустворчатой филенчатой дверью на главном фасаде. Тамбур освещался одним узким окном. Внутри здания по длине, так же на каменных фундаментах были установлены два металлических бака, вмещающие 155 кубических метров воды. В холодное время года положительная температура в здании поддерживалась двумя круглыми, обшитыми металлом «утермарковскими» печами с кирпичными дымовыми трубами. Фундаменты между баками соединялись арочными отверстиями и имели отверстия для труб, по которым поступала вода.

Декор здания аналогичен декору зданий первого строительного периода, и имел лишь незначительные отличия. Стены были обшиты горизонтальными и вертикальными рядами досок, так называемой, «шалёвкой», наличники окон и треугольные фронтоны украшены  накладным орнаментом . На фасаде здания, над тамбуром, кроме элемента пропильной резьбы, имелся квадратный фриз из досок, сложенных в геометрический рисунок. Гребень многощипцовой крыши, параллельно главному фасаду, украшала решетка с геометрическим орнаментом и двумя шпилями по краям. Досчатые пилястры по углам тоже были украшены накладными декоративными элементами.  [Альбом типовых и исполнительных чертежей постройки КБЖД 1900-1905г. СПб., 1907. Сооружение Кругобайкальской железной дороги. Сборник пояснительных записок, технических условий и расчетов сооружений (к альбому типовых и исполнительных чертежей). 1900-1905. СПб., 1907.[1] Отчет по постройке Кругобайкальской железной дороги. 1900-1905. СПб., 1908]

Во время строительства второго пути водоснабжение всех станций Кругобайкальской железной дороги усиливается. Строились дополнительные водоёмные здания, прокладывались новые трубопроводы. Всё это было вызвано потребностями увеличения провозной способности железной дороги. На станции Слюдянка, рядом с прежним деревянным водоёмным зданием было построено новое, большее по объёму, кирпичное.      

На всём протяжении железной дороги «водонапорные башни», как их обычно называют, не смотря на сходство конструкций, отличались внешним разнообразием и служили украшением населённых пунктов. Слюдянское водоёмное здание второго периода строительства, также значительно выделяется из ряда других зданий подобного назначения, расположенных не только вдоль Кругобайкальского участка, но и вдоль всего Транссиба. Первое его отличие состоит в том, что оно расположено на значительном расстоянии от самой железной дороги. Возможно, это было продиктовано тем, чтобы вместо монтажа новых водопроводных труб использовать, проложенные  для первого здания, которое было демонтировано.

Слюдянское водоёмное здание, которым мы можем любоваться до сих пор разновысотное, и состоит из двух цилиндрических объёмов: один, высотой 19 метров, другой – 11 м., построено на каменном фундаменте и из-за вытянутых по вертикали пропорций напоминает средневековую башню. Высокая башня внутри имеет три уровня: подвальное помещение в 3.4 м высотой, первый и второй этажи. Для удобства обслуживания всей системы водоснабжения, все три уровня помещения соединяются между собой железной винтовой лестницей, находящейся в небольшом дополнительном цилиндрическом объёме у противоположной от входа стены. Этажи разделяет площадка из рифлёного железа. Стены здания различной толщины. Так, у основания, толщина стены составляет 1.0-1.2 метра, в средней части – 0.7-1.0 метра и в верхней от 0.4 до 0.5 метра. По мере сужения стены высокой башни изнутри образуют уступы, предназначенные для опоры водоёмных баков, стоящих на них специальными опорными кольцами.

Баки цилиндрической формы с выпуклым дном  были снабжены устройством для определения уровня воды. В центре бака сквозное цилиндрическое отверстие (как в самоваре) через которое проходила дымоход железной печи, для прогрева воды в холодное время года. Обогрев осуществлялся при помощи круглых металлических печей, расположенных на уровне первого этажа.

Шесть плоских кирпичных граней здания, на которых расположены узкие, высокие окна в два ряда, завершающиеся каменными наличниками, отделаны по углам камнем различной величины. Над прямоугольными окнами [1]располагаются семь круглых, форму которых подчёркивает сложная решетка остеклённых рам. По карнизу цилиндрической части первого и второго этажей проходит фриз образованный рельефом из кирпича. А над ним, поднимаясь до высоты кровли, располагаются сложные пятиступенчатые фронтоны. Каждая ступенька имеет декоративный карниз и покрыта железом. Изящные, круто поднимающиеся фронтоны, являются одновременно и композиционными осями фасадов, и элементами обогащения силуэта здания. Низкая (одноэтажная) часть башни имеет шатровое покрытие. У высокой (двухэтажной) части более сложная форма кровли, которая из-за фронтонов почти не просматривается. [Альбом типовых и исполнительных чертежей по постройке 2-го пути на участке Байкал-Култук-Танхой Забайкальской железной дороги. 1911-1915. СПб., 1915].

Снабжение паровозов водой происходило при посредстве гидравлических кранов, стоящих между путями. Гидравлический кран представлял собой чугунную колонну, поворачивающуюся поперёк пути, из которой по специальной трубе в тендер паровоза подавалась вода. Сверху гидравлического кран освещал фонарь для безопасности движения.