Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Общие сведения


Мы пишем

Иркутские пути-дороги

Продвижение русских на восток в конце XVI – 1-ой пол. XVII вв. привело к образованию острогов и других поселений на громадных просторах Сибири. Связь с центральными районами России осуществлялась благодаря существовавшим сухопутным путям, проложенным в течение десятков тысяч лет народами, населявшими земли Сибири -  тунгусами, бурятами, эвенками и другими.

.

Московский тракт

До середины XVIII в. главными связующими нитями между населёнными местами были реки. Но уже в начале XVIII в. для более успешной колонизации восточной окраины Российской империи устройство гужевой дороги через всю Сибирь стало настоятельной потребностью. Все, кому доводилось в те времена ехать из Енисейска за Байкал зимней дорогой, путь их пролегал вдоль Ангары через Братск или даже через Илимск и Братск.

Сведения, добытые служилыми людьми показывали, что по дороге, которая соединяла между собой Красноярск и Иркутск через Канский, Удинский и Балаганский остроги можно было удобно ехать, особенно летом: здесь не было недостатка в воде и корме. Кроме того, вновь разведанное направление на восток от Красноярска оказалось значительно короче старой дороги через Енисейск и по Ангаре.

Дату начала строительство Московского тракта установить трудно, он обустраивался долгие годы, поэтому многие начальные его страницы скрыты от историков.

Главным препятствием устройства тракта была незаселенность громадных пространств Сибири.

Существенный толчок к строительству почтового тракта через всю Сибирь дала оганизация Второй Камчатской экспедиции. Для обеспечения ее успешной деятельности была необходима почта для пересылки казенных бумаг и писем. Большую роль в организации подготовительных работ по устройству тракта сыграл руководитель Второй Камчатской экспедиции Витус Беринг. Направление будущего Московского тракта в общих чертах было известно: эта дорога была «проторена купецкими прикащиками, летом и зимой, ездившими без огласки для тайной закупки мехового товара у бурят».

Правда, эта дорога была не совсем удобной из-за большого числа водоразделов, подъемов на большие  высоты, крутые склоны которых были сплошь покрыты тайгой. Cеверное направление через деревни Бирюса и Алзамай был более удобным, здесь полнее использовались долины рек и рельеф был ровнее.

С середины 1740-х гг. на Московской дороге от Иркутска до Красноярска начинается строительство почтовых станций, которые располагают через каждые 30 км, вдоль тракта размещается большая часть переселенцев. Ездить по Московскому тракту зимой и летом начали с середины XVIII в. Проезжающие  по Московскому тракту в 1770 г. могли видеть относительный порядок на станциях, где должным образом следят за переменой лошадей. Это определялось тем, что вдоль всей дороги на всем ее протяжении находились почтовые станции, на станциях служили специальные смотрители.

Во второй половине XVIII в. Московский тракт подвергся значительной перестройке: многие участки тракта были спрямлены, а некоторые его участки перенесены на новые места. А к 1780-м гг. весь поток грузов по снабжению севера и востока Сибири перешел на Московский тракт.

Фото №4. К концу царствования Екатерины II в России практически полностью было устроено почтовое сообщение, а к 80-м годам XVIII в. в Сибири произошло полное «переключение» движения с водных путей на сухопутные. Основной грузопоток по снабжению Якутии, северо-востока Сибири и Забайкалья перешел на Московский тракт. (Московский тракт)

Фото№5. В черте Иркутска действовало два перевоза через Ангару  на плашкоуте (пароме): Московский – на Московском тракте и Троицкий, соединяющий центр города с Глазковским предместьем. Плашкоут ходит взад и вперед при помощи одного течения реки. Он состоял из двух судов, соединенных друг с другом общим помостом для людей и экипажей. От обыкновенного судна плашкоут отличался двумя вертикальными рамами, служащими для направления движения между берегами. Ход его осуществлялся благодаря канату, один конец которого крепился к якорям нескольких лодок, другой к рамам парома. С помощью руля плашкоут устанавливали под угом примерно 55º к направлению течения Ангары, которое и перемещало его по дуге от одного берега к другому за 4 – 5 минут. (Плашкоут на Ангаре)

Фото №6. Понтонный мост через Ангару в Иркутске был сооружен по проекту архитектора В. А. Рассушина. 18 понтонов были изготовлены в селе Лиственичном на Байкале четырьмя подрядчиками: Пашковским, Челпановым, Ведерниковым и Шишеловым. Якоря и цепи исполнены по особым чертежам на Николаевском железоделательном заводе М. Д. Бутина. Открытие и освящение моста было приурочено к дням посещения Иркутска наследником цесаревичем Николаем. Торжества прошли в его присутствии 24 июня 1891 г. (Понтонный мост до проведения в Иркутск железной дороги)

 


Сергей Иванович Медведев
Сотрудник журнала «Земля Иркутская»
и  издательского отдела ГУ «Центр по сохранению
историко-культурного наследия Иркутской области»