Численность постоянного населения Нижнеудинского района - 35,5 тысяч человек, которые проживают в 3 поселках и 83 сельских населенных пунктах

Муниципальное образование Нижнеудинский район

Площадь района свыше 50 тысяч квадратных километров. Климат района резко континентальный. Средняя температура воздуха:
среднегодовая от 1,5 до 2 градуса С, января - -50С , со средней – 24 градуса С, максимальная температура июля - 39 градусов С.. Административный центр - город Нижнеудинск.

Картографическое описание границ МО Нижнеудинский район

Выдержка из Закона Иркутской области № 86-оз от 16 декабря 2004 года "О статусе и границах муниципальных образований Мамско-Чуйского района Иркутской области"

В состав территории муниципального образования "Нижнеудинский район" входят территории следующих муниципальных образований:

1. Верхнегутарское муниципальное образование;
  20. Атагайское муниципальное образование;
  21. Нижнеудинское муниципальное образование;
  22. Уковское муниципальное образование;
  23. Шумское муниципальное образование.

По смежеству с Чунским районом граница муниципального образования "Нижнеудинский район" начинается от точки, где сходятся административные границы Тайшетского, Чунского и Нижнеудинского районов, и идет в юго-восточном направлении по водоразделу рек Парендушка и Катарма до р. Уда (Чуна), пересекая ее в 4,5 км выше по течению от населенного пункта Приудинск Чунского района. Далее идет в восточном направлении, выходит на р. Анга-Сухая, по которой выходит на высоту с отметкой 622 м, и по водоразделу рек Тарей и Тангуй-Удинский с их притоками идет до точки, где сходятся границы Чунского, Братского и Нижнеудинского районов Иркутской области.

По смежеству с Братским районом граница начинается от общей точки, где сходятся административные границы Чунского, Братского и Нижнеудинского районов, в вершинах рек Тангуй-Удинский и Тарей, и идет в общем южном направлении по водоразделу рек, впадающих в реки Ия и Уда, доходит до вершины р. Малый Карай до точки, где сходятся административные границы Братского, Тулунского и Нижнеудинского районов.

По смежеству с Тулунским районом граница проходит в общем южном направлении, начинается от места стыка границ Братского района, Тулунского и Нижнеудинского районов и идет суходолом до вершины второго правого притока р. Уит, идет по р. Уит до устья Анташей, по этому притоку до места слияния его с ручьем Малый Уит, затем идет вверх по течению ручья Анташей до восточной границы КС/ХП "Объединенный труд" (бывший колхоз "Объединенный труд") Нижнеудинского района. Далее идет по границе КС/ХП "Объединенный труд", затем идет по западной и юго-западной границе КС/ХП "Верный путь" (бывший колхоз "Верный путь") Тулунского района до места пересечения Московского тракта с линией железной дороги. Отсюда проходит вправо по тракту до углового столба границы КС/ХП "Верный путь", по этой границе и границе Тулунской ГСС при селе Аверьяновка идет на юг до р. Курзанка, пересекает ее и идет суходолом до границ АКХ "Сибиряк" (бывший колхоз "Имени XXI Партсъезда") Нижнеудинского района. По границе этого колхоза и по северо-западной границе КС/ХП "Присаянье" (бывший колхоз "Рассвет") Тулунского района граница идет до вершины р. Угнай, огибает ее, пересекает р. Икей выше устья р. Каша на 800 м. Отсюда идет вверх по хребту Осиновый, выходит на хребет Сублунский, огибает вершины рек Малый и Большой Шаблык, реки Большой Хокай, пересекает р. Барбитай в устье р. Желос и идет на юго-восток суходолом до р. Ия, пересекает ее в устье р. Большой Шитый. Отсюда граница проходит вверх по течению р. Большой Шитый до границы с Республикой Бурятия.

Далее граница муниципального образования "Нижнеудинский район" идет по смежеству с Республикой Бурятия, Республикой Тыва и Красноярским краем.

По смежеству с Тайшетским районом граница муниципального образования "Нижнеудинский район" начинается от стыка границ Нижнеудинского и Тайшетского районов Иркутской области и Красноярского края (отметка 1006,4 метра), расположенного по прямой в юго-западном направлении от устья ручья Федосеевский, левого притока р. Туманшет. Отсюда граница идет в восточном направлении по ранее существующей границе между Нижнеудинским и Тайшетским районами до р. Бирюса, затем проходит по р. Бирюса, идет вниз по течению р. Б.Бирюса и водоразделу рек Слюдянка и Изан, по водоразделу в юго-восточном направлении идет 30 км и далее поворачивает на северо-восток до водораздела рек Тымбыр и Большой Замзор, откуда в северо-западном направлении на протяжении 60 км идет по водоразделу р. Тымбыр с ее притоками и притоками р. Топорок до вершины р. Косой Брод. Огибая вершину реки Косой Брод, граница в восточном направлении идет по прямой 16,3 км до Московского тракта, в 3 км восточнее населенного пункта Никольск Тайшетского района, отсюда идет строго на север на протяжении 16 км, оставляя населенные пункты Новокиевский, Кавалерия и Буракова (бывший Скала) в Нижнеудинском районе, затем поворачивает на восток и пересекает реку Топорок южнее поселка Харлоши Тайшетского района в трех километрах, и выходит на водораздел реки Катарма, по которому идет до точки, где сходятся административные границы Тайшетского, Чунского и Нижнеудинского районов Иркутской области.