Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Туризм в Иркутской области

Состояние индустрии туризма Иркутской области

Хотя в Иркутской области сосредоточено 7% всех российских природных рекреационных ресурсов, на ее долю приходится менее 1 % мест в учреждениях отдыха и оздоровления России, менее 2% мест в гостиничном хозяйстве страны. Это свидетельствует о слабом исполь­зовании рекреационно-туристского потенциала территории и наличии больших резервов в развитии индустрии туризма.

Небольшим пока остается влияние индустрии туризма и отдыха на экономику региона. Доля их в суммарном объеме производимой

в области продукции составляет всего 1%, в численности занятых — немногим более 2%, в объеме платных услуг населению — свы­ше 12%, в налоговых поступлениях в региональный бюджет — 0,3%.

Состояние туристского бизнеса, 2000г.

Показатель

2000

Количествопредприятийиорганизаций, уставыкоторых предусматриваютведениетуристскойдеятельности, ед.

350

Количествотурфирм, ед.

39

Числоотправленныхтуристов, тыс. чел.

14

Оказаноуслуг, млнруб.

746

 

Доля рекриационного комплекса в экономике Иркутской области, 2000г.

Показатель

Экономика вцелом

Индустрия туризма

Доля,%

Среднесписочнаячисленностьзанятых, тыс. чел.

1 066,8

22,5

2,1

Объемпродукции, млнруб.

72494,0

746,5

1,0

. Объемплатныхуслуг, млнруб.

5986,3

746,5

12,5

Поступленияврегиональныйбюджет, млнруб.

8692,7

28,1

0,3

 

Характеристика рекреационного комплекса Иркутской области, 2000г.

Показатель

Транс- ­портное обслу- ­живание

Гости- ­ницы

Санатор- ­но-ку- ­рортные учрежде- ­ния

Физ- ­культура испорт

Туристско- экскур- сионное обслужива- ­ние

Услуги культуры

Всего

Количество предприятий, ед.

3

23

25

9

20

87

206

Объемоказаных услуг, млнруб. (%)

33,9

(5%)

144,8 (19%)

291,5

(39%)

15,9 (2%)

41,0 (6%)

219,4 (29%)

746,5 (100%)

Численность занятых, тыс. чел.

1,6

4,0

0,9

1,2

13,9

22,2

Численность обслуженных, тыс. чел.

160

224

111

51

19

180

759

Сумманалогов, млнруб.

5,9

13,9

2,5

0,6

2,4

2,8

28,1


Имеющиеся в Иркутской области рекреационные ресурсы и созданная инфраструктура позволяют сформировать региональный турпродукт, конкурентоспособный на мировом рынке. Уже сейчас рекреационный комплекс области обслуживает около 800 тыс. чел. в год, в том числе более 30 тыс. иностранных туристов. Есть все воз­можности для увеличения количества приезжающих в регион гостей в несколько раз.

Рекреационный комплекс Приангарья в 2000-2001 гг. оказывал услуги в объеме 750-800 млн руб.

Место рекреационного комплекса в экономике области

Отрасль промышленности

Доля, %

Цветная металлургия

24,1

Лесопромышленный комплекс

19,4

Машиностроение

11,1

Электроэнергетика

9,6

Химия и нефтехимия

8,6

Пищевая

5,7

Нефтеперерабатывающая

2,9

Промышленность строительных материалов

2,7

Черная металлургия

2,3

Угольная

1,5

Туризм

1

Микробиологическая

0,9

Мукомольно-крупяная и комбикормовая

0,3

Полиграфическая

0,2

Прочие

9,7

Всего

100,0

 

Динамика въездного туризма


Динамика въездного туризма. Анализ показывает, что в 1990—1998        гг. поток въездного иностранного туризма постоянно снижался и упал с 35 тыс. до б тыс. чел. (снижение в 5,8 раза, рис. 44.4). В настоящее время эта негативная тенденция преодолена.  Начиная с 1999 г. въездной поток очень быстро увеличивается. Темпы его роста в 1999-2003 гг. существенно опережали средние темпы экономического роста (в 1999 г. — 50% рос­та, 2000 г. - 85%, 2001 г. - 20%, 2002 г. - 32%, 2003 г. - 14%). Этому способствовала социально-экономическая стабилизация в стра­не и в регионе, а также активная имиджевая политика.

В дальнейшем столь высокие темпы роста могут замедлиться, если не будет адекватно расширяться и модернизироваться туристская ин­фраструктура.

 

Место в экономике

Место в экономике. По эконо­мическим показателям туризм (как отрасль) находится на 10-м месте в структуре производства Иркутской области (табл. 44.4). В перспективе данная сфера деятельности может занимать более значимые позиции и по своей доходности быть сопоста­вима с традиционными для области отраслями промышленности. Потен­циальный доход рекреационной сфе­ры может превышать 460 млн дол. в год, а его доля в объеме произведенной продукции — 18%, что сравнимо с долей топливно-энергетичес­кого комплекса. В этой связи содействие становлению сферы туризма должно оказываться всеми уровнями региональной и муниципальной власти.

 

Занятость, кадровое обеспечение.

Занятость, кадровое обеспечение. Индустрия туризма и отдыха обеспечивает рабочие места более чем для 20 тыс. чел. (включая вре­менно занятых и совместителей), преимущественно в сфере услуг. За период 1998-2003 гг. занятость в туристском бизнесе увеличилась на 68%. Наибольший рост отмечен в секторе туристско-экскурсионного обслуживания.

В регионе формируется штат профессионалов. Растет спрос на специализированное образование. Особой популярностью пользуются высшие учебные заведения, готовящие специалистов непосредственно для сферы туризма. Подобную подготовку осуществляют пять факуль­тетов (имеющих туристскую специализацию) в четырех вузах области, а также шесть средних учебных заведений.

Вместе с тем выпускникам учебных заведений, не обладающим опытом работы в сфере туризма, очень сложно найти соответствующее рабочее место. Туристские фирмы предъявляют спрос на качествен­ные трудовые ресурсы при ограниченном их участии в обучении этих кадров.

 

Турпоток

Турпоток. Ежегодный поток внутриобластного туризма оцени­вается в 800 тыс. туристско-экскурсионных поездок (2000 г.), поток въездного зарубежного туризма — около 30 тыс. чел., выездного — 13 тыс. чел.

Средняя длительность пребывания иностранного туриста на территории области — 2-3 дня. Имеется возможность увеличить этот период до 5 дней, прежде всего за счет повышения комфортности про­живания и предоставления дополнительных туристских услуг.

 

Сезонные колебания

Сезонные колебания. Величина потока въездного, внутреннего и выездного туризма сильно зависит от времени года.

Лето — наиболее благоприятное и самое популярное время для путешествий. В этот период наблюдается пик туристской активности, когда внутренний и въездной туризм достигает своего максимума. При этом активность выездного туризма невысокая. На три летних месяца приходится около 60% всех годовых туристских поездок (июнь — 15%, июль — 24%, август — 22%).

Осенью туристская активность снижается в 2-4 раза. Наступает мертвый сезон. Спад происходит из-за вполне объективных причин — приближаются холода, заканчиваются период отпусков и дачный сезон, у детей начинается учеба, идет подготовка к зиме, в разгаре работа на приусадебных участках и т.д.

Наблюдается спад выездного туризма, особенно в Европу, где становится прохладно. Небольшой поток выезжающих сохраняется лишь на крупные и недорогие европейские курорты (такие как Кар­ловы Вары, где происходит сезонное снижение цен), а также на туры в район Красного моря (где спадает жара) и в Юго-Восточную Азию (где заканчивается сезон тропических дождей).

Зимой туристская активность вновь повышается, прежде всего вследствие роста выездного туризма. С декабря увеличивается спрос на «пляжные» туры в страны Юго-Восточной Азии (Таиланд, Сингапур, Индонезию, Китай, Вьетнам). Эти туры дают возможность сибирякам совершать экзотические путешествия из зимы в лето, они пользуются спросом у жителей крупных промышленных городов Иркутской облас­ти. Достаточно популярны и новогодние туры в европейские столицы (Париж, Вену, Прагу и др.).

В зимний период активизируется и внутренний туризм. Это про­исходит за счет зимнего спортивно-оздоровительного отдыха в выход­ные и праздничные дни и роста числа экскурсионно-познавательных и развлекательных туров.

Весна характеризуется невысокой активностью. В этот период выездной «пляжный» туризм идет на спад. Приезжающих туристов еще немного. Внутренний туризм ограничивается в основном небольшими экскурсионно-познавательными турами.

 

Сглаживание влияния фактора сезонности.

Сглаживание влияния фактора сезонности. Проблема сгла­живания сезонных колебаний и увеличения туристской активности в осенне-весенний и зимний периоды очень актуальна для Сибири с ее резко континентальным климатом.

Опыт таких стран, как Финляндия, Швеция, США (Аляска) и Канада, свидетельствует, что сгладить воздействие фактора сезонности можно. Для этого необходимо развивать зимние виды туризма и со­здать соответствующую инфраструктуру (комфортабельные гостиницы, крытые бассейны с зимним садом и т.д., в которых можно отдыхать и поправлять здоровье круглый год).

В сибирских регионах для зимнего туризма тоже имеются при­влекательные брэнды: сибирская зима, пельмени, русская баня, зимняя охота и рыбалка, участие в зимниадах и традиционных русских и си­бирских праздниках — рождественско-святочных гуляньях, Масленице и др.

Кроме зарубежного опыта можно использовать и конкретную ре­гиональную специфику, учитывать потребности клиентов. Например, в Иркутской области перспективными в межсезонье являются школьные туры, когда региональные фирмы организуют для школьников поез­дки в Листвянку с посещением музеев и отдыхом на природе. Кроме того, туроператоры предлагают во время осенних и зимних каникул школьникам и их родителям семейный отдых на Байкале.

Достаточно популярными в межсезонье могут быть так называ­емые корпоративные туры, когда предприятия организуют для своих сотрудников в выходные дни выезд на природу, отдых в санаториях и профилакториях. Проводятся выездные совещания, семинары, конг­рессы. Подобные туры включают в себя переезд до места отдыха (как правило, до Байкала) и обратно, питание, размещение, кофе-брейк, пейнтбол, экскурсии, пикник или банкет, другие услуги.

Осень — это пора свадеб. Ряд фирм уже организует свадебные туры,прежде всего на Байкал, к истоку Ангары, с венчанием в церкви и предоставлением новобрачным номеров в гостинице на берегу озера.

Сгладить сезонные коле­бания и повысить туристскую активность можно за счет сис­темы льгот и скидок (до 20% и более), а также за счет более короткого периода путешествия или пребывания в оздорови­тельных учреждениях. Подоб­ные меры повышают загрузку мало используемой в зимний период инфраструктуры, дают возможность за меньшую плату осуществлять путешествия или посещать санаторно-курортные учреждения региона менее со­стоятельным гражданам.

 

------------------------------------------------------------
Винокуров М.А., Суходолов А.П.
Экономика Иркутской области: В 4 т. - Иркутск:
Изд-во: БГУПЭ, 2004. Т. 4. - 248 с.