Прибайкалье : История освоения (до 1917 года)
Первые административно-хозяйственные районы Прибайкалья
Осваивая новые земли, землепроходцы шли неизведанными путями, преодолевали порожистые реки, труднопроходимые водоразделы, таежные дебри, постепенно продвигаясь на юго-восток территории. В наиболее значимых местах они возводили остроги и основывали поселения. Остроги, как правило, состояли из расположенных по углам четырехугольника башен, соединенных массивными бревенчатыми стенами. Внутри располагались основные административные здания, склады, амбары, была церковь. Вокруг крепостных стен группировался посад. В острогах хранились оружие, боевые припасы, продовольствие, ясак, товары для торговли. Все строения были деревянными, добротными. Дома имели печи, деревянный пол, слюдяные окна. Основанные как боевые форпосты в слабообжитых районах, остроги быстро становились административно-хозяйственными центрами новых территорий.
К концу XVII в. сформировалось два основных административно- хозяйственных района: на севере — Илимское воеводство, на юге — Иркутское. Оба воеводства на равных вошли в состав Сибирской губернии.
На первых этапах освоения более экономически развитым было Илимское воеводство, центром которого являлся Илимский острог. По территории Илимского воеводства в тот период проходили основные пути на Дальний Восток. Расположенные здесь Ленский и Чечуйский волоки соединяли бассейны двух великих сибирских рек — Лены и Енисея. Кроме того, в долинах Илима и Ангары простиралась щедрая илимская пашня. Все это способствовало быстрому заселению и экономическому развитию района. Вскоре Илимский острог получил статус «града Илимска». Он стал снабжать хлебом всю Среднюю и Восточную Сибирь, а позже и районы Русской Америки. Здесь развивались ремесла, солеварение, железоплавильное дело, винокурение. Велась бойкая торговля мехами. На Илимской ярмарке ежегодно продавалось по нескольку десятков тысяч соболиных шкурок, которые затем направлялись в Европу.
Более 100 лет гремела слава «града Илимска». Однако дальнейшее экономическое развитие этого района, как и Сибири в целом, сдерживалось отсутствием надежных сухопутных путей сообщения. Сезонный длинный и неудобный водный путь, проходивший по северным территориям, уступил место сухопутному тракту, который в 1760 г. из Красноярска был доведен до Иркутска. Этот тракт получил название Московского. Его проложили южнее Илимска, и славный северный город утратил былое значение.
Хозяйственная и торговая жизнь переместилась к югу. Вдоль тракта быстро росли новые поселения. Некоторые из них впоследствии стали городами (Усолье, Черемхово, Зима, Ту лун). Значительную роль в экономике притрактовой зоны начала играть торговля между Европейской Россией и районами Дальнего Востока. Ежегодный грузооборот тракта исчислялся миллионами пудов различных грузов. Набирал силу торговый капитал. Хозяйственная активность перешла к Иркутскому воеводству.
Вскоре Иркутск стал центром обширной провинции (1719), а затем — центром Иркутской губернии (1764). С первой половины XIX в. город являлся резиденцией генерал-губернатора, сначала всей Сибири (1803), а затем только Восточной Сибири (1822).
Таким образом, к середине XVIII в. Иркутск превратился в административно-хозяйственный и торговый центр всей Восточной Сибири. Отсюда осуществлялось управление обширной территорией от Енисея до Тихого океана. Здесь размещалась резиденция Русско-американской торговой компании, основанной Г. И. Шелиховым. Эта компания до 60-х гг. XIX в. владела частью Северной Америки. Из Иркутска снаряжались многочисленные промысловые экспедиции, в том числе к берегам Аляски. С Дальнего Востока через Иркутск транзитом в Европу шли шкуры каланов и морских котиков, продукция китобойного промысла. На ярмарку в Иркутск стекалась пушнина со всей Восточной Сибири.
Винокуров М.А., Суходолов А.П.
Экономика Иркутской области: В 4 т. - Иркутск:
Изд-во: БГУПЭ, 1998. Т. 1. - 203 с.