Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Повороты – Киренск. От Киренска до Алексеевской (Река Лена) (часть 10)

В 2007 году по заданию Архитектурно-этнографического музея «Тальцы» я вновь отправляюсь в дорогу. Тяготы и радости моего пути на сей раз разделяет жена, Лариса Аболина. На новом участке реки Лены наша задача остается прежней: обследовать ленские селения на предмет старинных построек в них. Они повсеместно, неумолимо исчезают. Эту, как говорят в кино, «уходящую натуру» нам и нужно успеть зафиксировать.

Деревня Повороты

Деревня Повороты

Дом в Поворотах

Дом в Поворотах

Повороты. Дом конца XIX – начала ХХ в.

Повороты. Дом конца XIX – начала ХХ в.

Киренск, пос. Мельничный

Киренск, пос. Мельничный

Река Лена перед Никольском

Река Лена перед Никольском

Место впадения Киренги в Лену

Место впадения Киренги в Лену

Никольск. Наша лодочка среди местных

Никольск. Наша лодочка среди местных

Никольская усадьба

Никольская усадьба

Никольск, окно дома

Никольск, окно дома

Улица в Змеиновой

Улица в Змеиновой

Змеинова. Дом и хозяин

Змеинова. Дом и хозяин

Змеиновская начальная школа

Змеиновская начальная школа

Змеинова. Друзья

Змеинова. Друзья

Река Лена у пос. Алексеевска

Река Лена у пос. Алексеевска

Деревня Алексеевская с реки Лены

Деревня Алексеевская с реки Лены

Остатки деревни Алексеевской

Остатки деревни Алексеевской

В поисках уходящей натуры (от Усть-Кута до Петропавловска)

Десятая часть обширного очерка Юрия Петровича Лыхина о ленской деревне. Предыдущие части прицеплены ниже ...

Другую версию этого же сплава от Ларисы Аболиной см. здесь

 

Повороты – Киренск

Переночевав где-то напротив Кулебякиной, утром двинулись к Киренску. Первой на пути была деревня Повороты, разместившаяся на правом берегу Лены. В ней 16 домов, использующихся большей частью под дачи. Деревня состоит из двух параллельных улиц. При этом дома по второй, дальней от реки, улице старше, чем по прибрежной, по которой не столь давние постройки заменили собой старинные. Несколько домов по второй улице – типичные трехоконные по лицевым фасадам, рубленные в лапу, под двухскатными стропильными крышами с подшитыми по фронтону карнизами. На дощатых фронтонах прорезано по паре окошечек полукруглой формы. Такие дома могли быть построены как в конце XIX, так и в начале ХХ в.

Примерно в двух километрах от Поворот, вглубь берега Лены, белеют постройки нового поселка Повороты.

В двух следующих деревнях по тому же берегу, Кривошапкиной и Хабарóвой, мы останавливаться не стали. Они расположены совсем близко к Киренску и имеют совершенно дачный вид. Следующая же деревня после Хабаровой, Балахня, – сегодня уже пригород Киренска.

С противоположной стороны Лены потянулись деревня Воронина, поселок Мельничный и поселок Пролетарский. В последнем мы и остановились на ночлег у бывшей учительницы начальных классов, а ныне пенсионерки Галины Григорьевны Лыхиной.

 

От Киренска до Алексеевской

Купив в Киренске билеты на самолет до Иркутска, решили проплыть дальше, чтобы за оставшиеся до отлета дни успеть осмотреть ряд деревень до села Петропавловска. Фотоснимки, которые я надеюсь сделать в них, должны войти в готовящуюся к изданию книгу «Воспоминания ленских жителей»[1].

После впадения реки Киренги характер и вид Лены существенно изменились. Она потекла гораздо быстрее, воды ее стали чище, долина реки расширилась, а по берегам появились скалы-утесы.

День выдался ветреный. Гоняя низкие темные облака, ветер то заслоняет ими солнце, то вновь открывает его. Постоянно меняющееся освещение, как в калейдоскопе, расцвечивает открывающиеся нам пейзажи. Я не выпускаю фотоаппарат из рук.

Сильный ветер и быстрое течение Лены влечет нашу лодку мимо высокого обрывистого левого берега и за длинным плавным поворотом реки нам открывается село Никольск. Задерживаться здесь особо не стали. Пробежались по улице Береговой, по которой стоят наиболее старые постройки, сделали несколько снимков на открывающийся с обрыва вид на слияние Киренги с Леной и поплыли дальше.

Миновали Бубновку – поселок речников и большой затон для судов, образовавшийся между островом Бубновым и берегом после того, как в верхней части протоки сделали дамбу.

В 16 километрах от Киренска на огромном лугу по левому берегу Лены расположилось село Змеиново. В его планировке уже привычное сочетание рядовой застройки (ул. Набережная) и уличной – параллельная улица Советская, по которой с двух сторон выстроилось 28 домов. В селе есть магазин, начальная школа, жителей около 100 человек. Часть домов и здесь занимают дачники-киренчане.

Во второй половине дня подплыли к поселку Алексеевску (Алексеевский затон). Поскольку я обследовал его во время своей первой поездки в Киренский район в 2000 г., решили здесь не останавливаться. На левом берегу Лены чуть ниже затона находятся остатки деревни Алексеевской: один домик на бровке террасы и еще несколько, прихотливо разбросанных в глубине берега. Здесь же стоит большой каменный гараж, в котором базируются дорожники со своей техникой.

После того как в Алексеевской умер последний житель – Виктор (?) Унжаков, она стала считаться нежилой. Однако в последние годы здесь поселился вышедший на пенсию Александр Дергач с женой («держит баранов»), а в прошлом году завели свое хозяйство (пока 11 коров и телков) живущий в пос. Алексеевске Юрий Александрович Унжаков (1964 г. р., его отец и дед родились и умерли в деревне Алексеевской) с Петром Алексеевичем Степановым (1959 г. р., приехал сюда из Зиминского района в 1982 г.). Так что, хотя от деревни практически ничего не осталось, в ней снова затеплилась жизнь.


[1] Воспоминания ленских жителей / сост., вступ. ст. и примеч. Ю.П. Лыхина. Иркутск, 2007. 512 с.