Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Иркутян научат делать тряпичную куклу

Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы из цикла «Семья» пройдет в Иркутском доме ремесел 19 января 2012 года. Как сообщила «Байкал Инфо» заведующая Лидия Эверстова, желающим поучаствовать в мастер-классах необходимо иметь с собой газету или журнал для скрутки, ткань белую или молочного оттенка. Нужен лен, цветной сатин около полуметра для сарафана, кофты, а также нитки «Ирис» и вата. Мастер-класс проводит мастер методист Дома ремесел Наталья Бокунович. Такие же мастер-классы пройдут в Доме ремесел 25 и 31 января.

Символом куклы «Седьмая - Я» являются шесть младенцев, которые прикрепляются к телу матери тесьмой  или  ниткой. Оформленная таким образом кукла представляет собой единение мужского и женского начала, символизирующего продолжение рода человеческого. Народная память сохранила множество традиционных образов текстильных кукол. По назначению их делят на три группы: обереги, обрядовые и игровые, по способу изготовления – на закрутку и сшивную. В изготовлении традиционных тряпичных кукол нет случайностей – во всем усматривается определенный смысл.

Основу тряпичной  куклы составляло простейшее изображение женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из тряпичных шариков и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута. У таких  кукол  в прямом смысле слова нет лица – его просто не изображали, оставляя белое пространство. Изображение лица куклы долго было в крестьянской среде под запретом, безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже нарисованные - все равно есть врата, через которые происходит связь с силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. Еще в середине XX века деревенские  дети играли тряпичными куклами. Кукла – знак человека, его игровой образ-символ, отражающий  в движении и развитии историю культуры, историю страны и духовную жизнь народа.


Галина Трусова