Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

К пределам Поднебесной. Часть 7

В 2010 году иркутский путешественник Юрий Лыхин, в одиночку, на велосипеде, преодолел Северный Китай - от монгольской границы до древней столицы империи, города Сиань. Весной 2013 года путешествие было продолжено. На этот раз предстояло пересечь Южный Китай. Путь от Сианя до границы с Вьетнамом занял более месяца...

На перевале холодно

Начинаю спускаться

Архитектура с национальными собенностями

Женщины у дома

Старик

Дети

Межгорная котловина

Риса здесь не жалеют

Селение под горным склоном

Река Аньнинхэ

На торговой улочке

Дела привычные

Форма для приготовления овощных лепешек

Незнакомые клубни

Берега Аньнинхэ

Гранатовое дерево

На улице Сичана

Сичан. Южный мотив

В чайном магазине

Фруктовая лавка

Винная пальма в Сичане

По долине Аньнинхэ

Рисовое поле

Сельский пейзаж

Автобан

Заливные террасы

1 апреля, понедельник

Ночью дождь прекратился, а утром, когда я встал, опять заморосил. Все вокруг в плотном тумане, но надо ехать. Как обычно, в половине восьмого я уже готов.

Десять километров поднимался 2,5 часа. Остановился отдохнуть под автобаном, где не достает дождик. Посветлело. Чувствуется, что поднялся уже высоко. Ветерок, сыро и зябко. В кроссовках хлюпает.

Оказываюсь рядом с насыпью автобана и решаю вновь проникнуть на него – так путь будет и положе, и короче. Нахожу лазейку в сетчатом ограждении, пролажу, еду. Всего через полтора километра дорога выровнялась, оказывается, я уже на перевале! До Сичана отсюда 119 километров.

Миновал трехкилометровый тоннель, и речка рядом с автобаном побежала уже по ходу моего движения. С этой стороны хребта дождя нет, но вершины затянуты тяжелыми облаками. В их прорывах видно, что на горах еще лежит снег.

Умудрился проколоть шину на, казалось бы, чистом автобане, да так, что попавшая под колесо булавка осталась в камере, дважды пронзив резину. На холодном ветру клеиться не стал, поставил запасную камеру.

Прокатившись по автобану 20 километров, на первом же съезде отправляюсь на свою 108-ю трассу. Здесь на дорожном столбике вижу цифру 2645. Значит, с места ночевки проехал 33 километра.

По всей видимости, я нахожусь уже в пределах Ляншань-Ийского автономного округа, центральным городом которого является Сичан. Здешние селения и их жители имеют своеобразные национальные приметы. Так, фасады домов перед перевалом были оживлены парными изображениями животных – лошадей, быков, баранов, или птиц – воронов. После перевала жилища украшены полосами декоративных завитков, ярко выделяющимися на белых плоскостях стен. Оригинально выглядит одежда и, особенно, головные уборы местных жителей. Да и сами они антропологически отличаются от китайцев-ханьцев. Это более смуглый лицом, горный народ.

Дома здесь небольшие, часто возле них стоят рыжие стожки… длинной сосновой хвои.

Дорога ведет меня по двум большим межгорным котловинам. Приходится спускаться до самого дна и вновь выбираться из них. Первый раз путь мне облегчил более чем километровый тоннель, не имеющий однако никакого освещения. Я даже упал в нем, наехав в полной темноте на стенку. Второй же раз пришлось ползти вверх до перевала...

Но вот и хороший спуск. Тут уже солнце, тепло. Время 16 часов. Останавливаюсь поесть. Заказываю что-то за 20 юаней. Получил папоротник с луком, чесноком и красным перцем. Риса приносят целый деревянный жбан – ешь, не хочу. Вместо чая – бумажный стаканчик горячей воды. После еды со 100 юаней мне дали сдачу 80, то есть рис – бесплатно. Первый раз за день я плотно поел.

До Сичана 86 километров, завтра доеду. За полтора часа до темноты, пораньше, стал присматривать себе место для ночевки, но въехал в длиннющий город Мяньнин, а потом никак не мог найти удобное местечко. В конце концов, уже в сумерках вынужден был остановиться на пятиметровой полоске между трассой и обрывом к реке Аньнинхэ. Не забыться бы ночью, да не навернуться с 30-метрового обрыва в воду! Подумал и о землетрясениях, которые в Сычуани бывают достаточно часто, – так и съеду в реку вместе с палаткой…

Сегодня оставил позади 100 километров. 12,5 часов в пути.

2 апреля, вторник

До Сичана осталось 55 километров вниз по реке Аньнинхэ – реке Спокойствия. Стало известно и расстояние от Сичана до Куньмина – 480 километров. Я несколько успокоился и слегка расслабился. До окончания срока визы в Куньмин успеваю, а там посмотрим, что делать дальше.

Позавтракал в ближайшем городке, показав на лапшу. Лапша с мясом, капустой, мелко покрошенными луком и петрушкой. Вместо картошки в нее добавлена то ли брюква, то ли турнепс кусочками. Перца в лапше оказалось добре, несмотря на то что я просил положить поменьше. Анестезирующая приправа тоже присутствует, но в разумном количестве.

После еды с интересом потолкался по колоритному местному рынку. Добавил к завтраку пару лепешек типа наших драников и горсть незнакомых овощей – фиолетовых по цвету клубней, сладковатых, сочно-крахмалистых, – а потом покатил на выезд.

Из-за гор вышло солнце. День обещает быть прекрасным. Хлеб здесь уже вовсю колосится, а кое-где даже желтеет. Вот на площадке перед воротами лежит куча сжатых колосьев. Уже снимают урожай капусты и лука. Красными огоньками возле дороги цветут гранатовые деревья.

А вот и долгожданный Сичан – большой современный город. Насколько я знаю, здесь находится штаб-квартира китайского космодрома, располагающегося в 64 километрах к северо-западу от Сичана. Поколесил по улицам города. Однако ни парков, ни музеев не нашел, везде сплошная торговля. Делать здесь фактически нечего, но и спешить-то особо некуда. Середина дня. Решил пообедать и спокойно обдумать, что делать. Заказал блюдо за 20 юаней. Получил то, что давно не ел в Китае – грибы, но не с мясом, а с построганной тонкими ломтиками печенью, приправленной большим количеством лука, корнем имбиря, ну и, конечно, красным перцем. Риса здесь, в Южном Китае, совершенно не жалеют – принесли не пиалку, как на севере, а целую миску. Блюдо прекрасное! Взял под него и бутылку пива. Сижу, наслаждаюсь. Для пива уже какой раз получаю не высокий бокал или кружку, а маленькую стопочку (как у нас для водки) с надписью «Tsingtao» – названием крупнейшей пивоваренной компании Китая.

Наверное, надо все-таки остановиться. Хотя бы для того, чтобы снять напряжение от постоянной гонки. Не мешает привести в порядок и свою грязную одежду. Да и просто почувствовать себя белым человеком.

Нахожу отель с длинным названием Li Shui Yang Guang Jiu Dian, заселяюсь. Вполне приличный номер за 150 юаней. С наслаждением принимаю душ и отправляюсь погулять по городу. Пешком ходить приятно, но утомительно, на велосипеде я объездил все эти места гораздо быстрее.

В магазинах много красивых чайных досок и чайной посуды. Но приобретением всего этого стоит озабочиваться только по окончании путешествия.

Купил себе китайскую панамку вместо порвавшейся аляскинской, которую я проносил немало лет. Потратил на панамку 15 юаней, а потом набрал на пробу разных незнакомых фруктов на сумму в десять раз больше – 150 юаней.

Вернувшись в номер, приступил к дегустации. Не могу сказать, что остался в восторге от всех фруктов, но новые ощущения испытал. Еще раз, как некогда в городе Эрляне, попробовал китайские рыбные консервы. Впечатление то же самое: странная гадость!

Поздний вечер. Вот я и побыл белым человеком. Завтра утром снова в путь. Ближайшая цель – река Янцзы, а затем Куньмин.

3 апреля, среда

Только утром вспомнил, что у меня проколота камера. Стал заклеивать, а потому прособирался и выехал из отеля лишь в девять утра. В это время открываются банки, и я предпринял еще одну попытку поменять доллары. Вчера это сделать не удалось, я побывал в нескольких отделениях Bank of China, но везде почему-то получал отказ. Теперь мне написали по-китайски, где это можно сделать, и даже нарисовали, как туда доехать.

С китайцами сложно общаться. Какой-то другой у них менталитет. В разговоре с иностранцем они никак не хотят переходить на знаки или на рисунки. Несмотря на то что ты всем своим видом показываешь, что ничего не понимаешь, тебе продолжают втолковывать что-то по-китайски. Не видя результата, начинают говорить громче, словно беседуют с плохо слышащим. Потом принимаются писать иероглифы. А когда ты и здесь пожимаешь плечами, они крутят пальцем у виска: «Ну совсем тупой лаовай попался!»

Удивительно, но по пути, уточняя дорогу до банка, я обнаружил человека мало-мальски говорящего по-русски. Более того, оказалось, что молодой человек учился на подготовительном отделении в Иркутском политехе. Однако продолжения учебы у него уже не будет, сейчас он работает в отеле, обозначенном на врученной мне визитке.

Наконец, добрался. Похоже, что это главный офис городского банка. Здесь я и смог-таки совершить эту простейшую валютную операцию, для чего пришлось выстоять длинную очередь и заполнить пару бумаг на английском. При этом в ходе обмена служащие куда-то носили и долго копировали мой паспорт.

Освободился в половине 11-го, но теперь уже можно и поесть. Вижу лапшичную. На ее столах более чем в десяти пиалах стоят приправы, которые можно добавлять к лапше по своему вкусу: лук и петрушка, четыре вида перечной приправы, анестезирующие шарики, смолотые в порошок, дольки чеснока, какая-то соленая закуска, соевый соус, соль и, видимо, глютамат натрия. Отсыпал себе ложку анестетика, будет что попробовать друзьям дома.

Только в начале 12-го я начал выдвигаться из не отпускающего меня города. Еду, а из моего рюкзака дурно попахивает остатками тайского дуриана.

Парковая зона Сичана, оказывается, располагается за городом по берегу большого озера. Вправо от дороги, к достопримечательным горным вершинам, указывают стрелки на коричневых информационных табличках.

Сегодня жарко. Солнце сияет с совершенно безоблачного неба. Многие женщины-продавцы, сидя возле своих лавочек, занимаются вышиванием (в провинции Сычуань с древности известна вышивка шелком «шу»). Другие предпочитают играть вместе с мужчинами в карты или в маджонг.

После полудня снизу по долине реки Аньнинхэ подул сильный ветер. На велосипеде это весьма ощутимо, ибо встречный ветер заметно тормозит движение, лишая меня чувства приятного спуска, а по ровной дороге заставляя сильнее давить на педали. Долина с возвышающимися с обеих сторон горными хребтами красива и напоминает Кавказские горы. Если бы не иероглифы на стенах домов, вполне могло бы показаться, что я еду по Азербайджану.

Время 16 часов, проехал от Сичана чуть больше 40 километров. Пшеничные поля уже пожелтели, и порой не сразу понимаешь, какое сейчас время года: весна или осень. Возле многочисленных рядов белых полиэтиленовых теплиц краснеют кучи созревших помидоров. То тут, то там собирают чеснок, бобы, продают крупную свежую клубнику.

Остановился на ночь в 20.00, практически уже в темноте. Удалось найти место, скрытое от глаз проезжающих по дороге, на разравниваемом берегу небольшой речки, притока Аньнинхэ.

Проехал сегодня 80 километров. Очень устал, даже слегка пошатывает.

4 апреля, четверг

Так хорошо спалось сегодня на камнях да на гравии, лучше, чем последний раз в гостиничной постели. Проснулся с рассветом, в 7 часов. Место, по здешним меркам, на редкость уединенное и приятное: никто меня не видит, никто не подходит, хотя вокруг дома и слышны голоса людей. Рядом тихо шумит речка, текущая под высоким склоном горы. Вьется дымок догорающего костерка – я даже заварил себе пачку лапши. Над головой затейливо каркает ворон, словно перекатывает во рту камешки.

Дымок, речка… Невольно вспомнился дед, ленский крестьянин, как ходили с ним в лес. Сейчас я своим ходом добрался до таких мест, какие ему, всю жизнь прожившему на одном месте, и не снились.

Несмотря на то что спал, как убитый, совершенно не чувствую себя отдохнувшим. Давит усталость, ноги тяжелые, плечи и пятая точка ноют, двигаться не хочется. Однако, поскольку устраивать дневку здесь не резон, отправился дальше в щадящем режиме: как можно медленнее, останавливаясь везде, где только можно. Фотографирую, разглядываю окрестности… Долина Аньнинхэ по-настоящему красива. Вообще, места после Сичана мне определенно нравятся.

Проезжая рядом с автобаном, увидел щит: до Паньчжихуа – городка в ущелье реки Янцзы – всего 100 километров!

Миновал маленький городок, все подступы к которому перекопаны и пропылены. Присел на обочине дороги в тени деревьев перекусить. Допил маленькую бутылочку приятного китайского ликера (надеюсь, что это тот самый, известный в Сычуани – Ибиньский), заев его подвяленным ячьим мясом в вакуумной упаковке. Двигаюсь неторопливо, а между тем 30 километров я уже проехал.

Ну, прямо монгольское «улучшение» дороги: километрами дорога перекопана, а работ по ее асфальтированию и не видно! Весь в пыли и грязи! Ко всему этому трасса неожиданно ушла в сторону от Аньнинхэ и начала подниматься вверх по ее притоку. Ну и дела! К такому повороту я не был готов.

Намеревался остановиться сегодня пораньше, однако начался горный серпантин. Пришлось подниматься и подниматься, пока не одолел крутой склон. Но и здесь не найти местечка – потянулись дома, стоящие на каждой удобной площадке. Дорога выровнялась, хотя все еще тянется вверх, да и речка продолжает бежать мне навстречу. А сил больше нет – «укатали сивку крутые горки», как говаривал мой дед.

Остановился на сжатом поле у самой дороги за час до темноты. Волей-неволей проехал сегодня 50 километров. И устал не меньше, чем вчера. Щадящий режим, ничего не скажешь! Но будем надеяться, что хоть завтра стану спускаться.

Вот незадача! Спустился к полю «под прицелом» у трех мальчишек. Я для них словно чудо-юдо заморское, которое они обступили и рассматривают в упор, пересмеиваясь и фотографируя на свои сотовые телефоны. Но делать нечего, буду ставить палатку.

Ребята и присоединившийся к ним дорожный рабочий досмотрели «представление» до конца, пока я не разделся, не залез в спальник и не опустил полог палатки. Только после этого мальчишки с визгом и хохотом помчались прочь.