Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Амфибия на Байкале : Хивусы

Хивус. Этот катер-амфибия чувствует себя уютно как на суше, так и на воде. Он имеет способность двигаться по мелководью, болотам, глубокому снегу, тонкому льду и преодолевать пологие береговые склоны, промоины и отмели.

Хивус на Байкале

Хивус на Байкале

Катер-амфибия Хивус

Катер-амфибия Хивус

Хивус на Иркуте

Хивус на Иркуте

Что за зверь такой?

Судном на воздушной подушке считается транспортное средство, в конструкции которого есть гибкое ограждение нижней части или надувные скеги. В днище таких судов установлены нагнетающие вентиляторы, при работе которых в огражденном пространстве создается более высокое давление. Благодаря этому судно приподнимается над поверхностью — этот принцип и принято называть «воздушной подушкой». В кормовой части установлены маршевые винты, которые и придают судну движущую силу.

Прежде чем судно было приобретено для одной из фирм нашего региона, катер на воздушной подушке прошел испытания «снегом и степью» на Байкале и в Монголии, на озере Хубсугул. Для этого в апреле 1994 года аэроглиссер «Хивус-6» прибыл на трейлере в Иркутск из Нижнего Новгорода. С участием генерального конструктора «Хивусов », Сергея Дербенева, два аэроглиссера отправились сначала на Байкал по маршруту: Иркутск — Листвянка — Малое море — Чивыркуйский залив — Усть-Баргузин — Листвянка — Иркутск, а затем в Монголию на озеро Хубсугул и реки его акватории. В результате этих экспедиций выяснилось, что «Хивус » абсолютно безопасен для путешествий по льду, по воде, по земле и труднопроходимым местам. Ледяные торосы, разнообразные поверхности, крутые скаты — все это оказалось «по зубам» амфибии. После возвращения экспедиции были определены перспективы использования судна для туристических целей на Байкале — организация любых туров, независящих от сезона и труднодоступности мест. Особенно привлекательным было использование «Хивусов» зимой и в межсезонье, в период спада количества туристов. Первое судно на воздушной подушке для реализации целей туризма на Байкале было приобретено в феврале 2004 года.

По льду Байкала

«Байкал, скованный льдом удивительно красив! Заснеженные вершины гор, прозрачные и сверкающие на солнце льдины, хрустящий снег и бескрайние зимние просторы — это то, ради чего стоит приехать на Байкал зимой. Однако, зимние путешествия по байкальскому льду достаточно рискованны, если не предусмотреть все опасности и сложности. Цель приобретения судна-амфибии — привлечение на зимний Байкал любителей активного отдыха. Не секрет, что путешествие по льду Байкала на автомобиле является весьма опасным мероприятием. Специальными зимними трассами, предусмотренными для передвижения транспорта по льду озера, по каким-то причинам люди не пользуются. Многие из таких «путешественников » возвращались без своих автомобилей. Как вы понимаете, безопасность клиентов — главный фактор в работе туристических фирм, в нашем деле никто не будет рисковать человеческими жизнями. Кроме того, когда автомобиль уходит под лед, наносится значительный экологический урон озеру. Вместе с автомобилем в воду попадает около 50 литров всякой «химии» (тосол, различные виды масел, аккумуляторная кислота, топливо). «Хивусы» же являются абсолютно безопасным видом транспорта. На мой взгляд, «Хивус» — оптимальное решение для организации приключенческих зимних путешествий. Маршруты могут быть любыми! Желая посетить на Байкале те или иные места, клиент сам может составить любой из маршрутов. В этом опять же преимущество судна на воздушной подушке перед другими видами транспорта — он вездепроходен! » — рассказывает Константин Мамаджанов — один из организаторов компании «Вездеход».

Однако, кроме туристического бизнеса, вариантов использования таких судов, довольно много. Прежде всего, не стоит забывать, что эти аппараты относятся к категории профессиональных машин и предназначаются, в первую очередь, спасателям, пограничникам, геологам, нефтяникам и прочим службам, не выбирающим дороги. Они необходимы в труднодоступных районах, где транспортное сообщение зависит от сезона и погодных условий, к примеру, в условиях межсезонья на переправе на остров Ольхон. Когда лед еще до конца не встал и зимняя дорога не открыта — судно на воздушной подушке практически незаменимо. Так, например, уже три сезона «Хивусы» используются в проливе Малое море, а также в порту Байкал для пассажирских и грузовых перевозок. Иногда судно на воздушной подушке согласно плану взаимодействия с Байкальским поисковоспасательным отрядом привлекают и для спасательных работ.

Как управлять?

Управление судном на воздушной подушке нельзя сравнивать с управлением ни катером, ни автомобилем. Оно скорее, ближе к авиации. Прежде всего, это обусловлено полным отсутствием обратной связи между рулевым управлением и поверхностью. «Аккуратность — одно из главных требований к управлению судном. Все движения должны быть очень плавными. «Хивус» — техника весьма специфическая и привычных водительских или капитанских навыков для управления этим агрегатом явно не достаточно. Скорее, наоборот! Проще научить управлять «Хивусом» человека, который, в лучшем случае, работал погонщиком мулов. Привычки в управлении автомобилем или катером только мешают. Подобрать хороших капитанов для судна было очень сложно. Из-за отсутствия навыков управления часто случались повреждения скегов. Для управления по льду Байкалу нужно иметь специфические байкальские навыки. По сути, на поиск капитанов ушло почти три года и сейчас, доверяя им судно, я на 100% уверен в их профессионализме », — утверждает Константин Мамаджанов, который часто сам управляет «Хивусом». «Профессионализм и аккуратность — это требования к управлению любым транспортом, в том числе и этой амфибией».Скорость судна на гладком льду — до 100 км/ч. Этот транспорт довольно экономичен в расходе топлива. На максимальных оборотах «Хивус» потребляет в час 25 литров бензина Аи-92, а в крейсерском режиме (т. е. на скорости 40 км/час) — не больше 20 литров. Штатного запаса топлива (два бака по 60 литров) хватает в среднем на 400 км, кроме этого есть еще два дополнительных бака. Всего можно взять на борт 240 литров.

Без тормозов!

Интересно, что у судна нет педали тормоза! Чтобы остановить машину есть два варианта: либо сбрасывать газ, либо резво разворачиваться на 180 градусов. При первом варианте величина тормозного пути зависит исключительно от типа поверхности. Понятно, что дольше всего придется скользить по льду, а наиболее короткий тормозной путь будет на грунте. Второй вариант требует определенной сноровки и отличных навыков вождения. Одна из главных опасностей на льду — торосы. При движении над торосистой поверхностью приходится снижать скорость. Безусловно, острый лед повреждает скеги, но изменения, внесенные в заводскую конструкцию, и опыт наших байкальских капитанов позволяют уверенно планировать перевозки. Еще ни разу «Хивус» не «сорвал » перевозку по технической причине, или по причине неподготовленности экипажей. На таком судне можно почувствовать себя настоящим путешественником, который может преодолеть любые препятствия и расстояния, и которого в пути не остановит ни трещина на льду, ни глубокий сугроб!

 

Анна Бережных
Журнал "Правила Игры" №3, март 2008 года