Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

О Катюше Дробышевой, воспитаннице Александринского приюта (из рассказа ее дочери Валентины Владимировны Титовой)

О Катюше Дробышевой, воспитаннице Александринского приюта (из рассказа ее дочери Валентины Владимировны Титовой) Записала 2 января 2004 г. Пономарева Наталия Сергеевна. Иркутянка Валентина Владимировна Титова долгие годы работала учителем истории в одной из школ Ленинского района, а последние 15 лет - библиотекарем Ивано-Матренинской детской больницы.

1. Катюша Дробышева, воспитанница Александринского приюта, 17 лет. 1912 г.

1. Катюша Дробышева, воспитанница Александринского приюта, 17 лет. 1912 г.

2. Екатерина Дробышева со своей благотворительницей Софьей Гавриловной Шагаевой. 1913 г.

2. Екатерина Дробышева со своей благотворительницей Софьей Гавриловной Шагаевой. 1913 г.

3. Мария, поденщица  у С.Г.Шагаевой

3. Мария, поденщица у С.Г.Шагаевой

4. Матреша - девочка-прислуга, жила в доме С.Г. Шагаевой

4. Матреша - девочка-прислуга, жила в доме С.Г. Шагаевой

5. Дюрягина Лиза, дочь Софьи Матвеевны, крестной Вали Титовой

5. Дюрягина Лиза, дочь Софьи Матвеевны, крестной Вали Титовой

6. А.Соколовская, супруга владельца писчебумажного магазина

6. А.Соколовская, супруга владельца писчебумажного магазина

Катюша (год рождения 1898) осталась круглой сиротой, когда от родов умерла ее мама, а отец, рабочий одного из золотых приисков Бодайбо, погиб от несчастного случая. Шестилетнюю девочку отправил в Иркутск хозяин этого прииска Петр Гаврилович Шагаев  к свое сестре Софье Гавриловне Шагаевой с наказом устроить Катюшу в сиропитательное заведение и распорядился на ее содержание перечислять 100 рублей ежегодно.

Софья Гавриловна была доверенным лицом брата, сдавала золотое сырье в золотосплавочную лабораторию, вела его дела в Иркутске. Была она женщиной одинокой, незамужней, обладала сильным характером. Имела дом на Успенской улице, была влиятельной прихожанкой и жертвовательницей Успенской церкви. Священники этой церкви приходили с визитами на великие праздники поздравить ее, в столовой по этому поводу бывал накрыт большой стол.

Девочка была определена в Александринский приют, его здания сохранились до сих пор и находятся по адресу ул. Дзержинского, 45. Это сиропитательное заведение было предназначено для самых бедных сирот низкого звания, а также для девочек, родители (или отец) которых находились под стражей.

В Сиропитательном доме им. Ел. Медведниковой (ныне в здании располагается Иркутская сельхозакадемия) статус воспитанниц был выше. Это были девочки из семей дворян, мещан, которые не имели возможности дать им образование. Некоторые приходили на целый день, это были пансионерки - они получали как образование, так и пропитание.

Девочек учили правилам хорошего тона, образной речи, дикции, правильному произношению. Классные дамы занимались только вопросами воспитания.

В Александринском приюте, как и в других сиропитательных учебных заведениях, особое внимание уделялось приобретению трудовых навыков, умению вести домашнее хозяйство. Старшие девочки были “прикреплены” к младшим, следили за их чистотой, аккуратностью в одежде, учили правилам личной гигиены. Вырастая из платья и обуви, старшие обязаны были в хорошем состоянии передать вещи младшим. Форма состояла из синего платья и черного кашемирового фартука.

В спальне размещалось по 3-4 девочки.

Признанными белошвейками в городе считались монахини и послушницы Знаменского монастыря, но к великим праздникам заказов на постельное  и особенно столовое белье было так много, что их раздавали и по сиропитательным учебным заведениям, где воспитанницы также усердно вышивали и вязали крючком различные салфетки и скатерти. Изготавливались ими также и комплекты большого свадебного приданого. (В семье В.В. Титовой многие десятки лет сохранялись скатерти, покрывало, накидашки на подушки, салфетки, сделанные Катюшей для Софьи Гавриловны - теперь они переданы в Музей истории г. Иркутска).

Екатерина Иннокентьевна рассказывала своей дочери, что помнила попечителя Александринского приюта, очень пожилого человека, старичка. Однажды перед его приходом Катюша провинилась, и ее поставили без фартука в столовой, когда все девочки обедали. Попечитель подошел к ней, увидел ее наказанною, спросил у надзирательницы, за что она наказана и попросил ее простить, посадить за стол и накормить...

Большим событием в череде обыденной жизни были торжественные выходы по большим праздникам в театр, где благотворители “выкупали” губернаторскую ложу, и сироты смотрели спектакль с лучших мест.

В Александринском приюте редких девочек забирал кто-либо на каникулы. Софья Гавриловна сначала редко брала Катюшу к себе домой. Она отправлял ее к своей сестре, которая жила в усадьбе и у нее было две дочери 5 и 7 лет. Катюша должна была помогать по кухне. В чужих больших башмаках она бегала от горячей плиты во флигеле по двору в хозяйский дом, простыла и от недостаточного лечения у нее развилась бронхиальная астма. К тому же подхватила ветряную оспу. От брезгливости и боязни заразить своих девочек хозяйка велела ей остаться на кухне, но так как не было кровати, то тюфячок бросили на пол, на люк подполья. Там ее, бедняжку, и увидела тетя Маша - поденщица, которая стирала и починяла белье у Софьи Гавриловны и ее сестры. Благодаря своей добросовестности и долголетней службе, тетя Маша имела своеобразный авторитет и могла сказать Софье Гавриловне, что над девочкой “просто издеваются”. Катюшу забрали, лечили и больше к сестре не посылали, но от астмы она страдала всю жизнь.

У Софьи Гавриловны в прислугах жила девочка Матреша, ее взяли из какой-то пригородной деревни, из бедной многодетной крестьянской семьи. Софья Гавриловна приучала Матрешу, кроме навыков образцового ведения домашнего хозяйства, чистоплотности, хорошим манерам, умению скромно и со вкусом одеваться. Возвращаясь с европейских курортов, Софья Гавриловна привозила девочкам небольшие подарки. В частности, на представленной фотографии Матреши у ворота блузки видна брошка, привезенная Софьей Гавриловной из Трусковца. Немного известно о судьбе Матреши после революции: она вышла замуж за военного, уехала с ним на Дальний Восток. Там, во время конфликта на Китайско-Восточной железной дороге, спасаясь на барже с двумя крошечными детьми, была зверски зарезана китайцами. Какое предчувствие страдания на ее лице на фото 1913 года!

Катюша воспитывалась в Александринском приюте до 17 лет. Все больше времени она проводила в доме Софьи Гавриловны на правах племянницы, общалась со знакомыми С.Г. Шагаевой и их детьми. Особенно она дружила с Дмитрием и Елизаветой Дюрягиными - их матушка Софья Матвеевна, красивая молодая дама, была двоюродной сестрой Софьи Гавриловны. Девочка была уважительна, ласкова, скромна. Эти добрые отношения с “тетей”, как ее называла Катя, сохранились между ними до самой смерти Софьи Гавриловны.

По выходе из учебного заведения при содействии своей благотворительницы Катя получила работу в писчебумажном магазине С.Н. Соколовского, который находился в здании “Гранд-отель” на углу улиц  Большой и 6-ой Солдатской (теперь улицы Маркса и  Литвинова).

Обязанностью Катюши было показывать и предлагать купить посетителям магазина открытки с видами Иркутска. Очень часто в магазин приходила роскошно одетая, однако, непривлекательная молодая особа. Со скучающим видом она рассматривала на столике открытки, но,  несмотря на все старания Катюши, ничего не покупала. Видя это не раз, старший приказчик сделал замечание молоденькой продавщице: “Катюша, если и дальше посетители не будут покупать у нас даже открытки, то господин Соколовский будет очень недоволен!” Хорошие манеры и воспитание помогли девушке сдержаться, а когда приказчик удалился, Катюша убежала к девушкам за прилавок и горько разрыдалась. Продавщицы смеялись: “Катюша, не плачь! Эта барышня - дочь владельца магазина господина Мерецкого. Она часто приходит к нам в надежде увидеть сына Соколовского - ведь он такой красавчик! Он редко выходит из бухгалтерии в зал, а на нее совсем не обращает внимания!”

Думается, этот эпизод никак не повлиял на отношение к Катюше владельца магазина, а особенно его супруги, подарившей молоденькой продавщице свою фотографическую карточку с трогательной надписью: “Дорогой и милой моей Катюше на добрую память от любящей ее А. Соколовской”. (В бывшем магазине Мерецкого располагается ныне торговый центр «Детский мир»).

Некоторое время спустя Катя работала в магазине известного галантерейщика В.Н. Бочкарева. Это был уже 1920 год, когда Советская власть окончательно установилась в Иркутске. Крупные торговцы и предприниматели, получая политические сводки из Москвы, заблаговременно переводили свои вклады из иркутского Русско-Азиатского банка  в банки Манчьжурии. Товары оставались в магазинах. Новая власть предложила владельцам два пути: сдать товары по описи добровольно или они в принудительном порядке будут конфискованы.

Приказчики под руководством доверенного лица хозяина до глубокой ночи производили учет товаров в отделах, когда в простом пальто, без цилиндра в магазине появился сам господин  Бочкарев. Он объявил служащим и продавщицам о том, что сейчас же уезжает в Китай, поблагодарил за работу и приказал вознаградить девушек дорогими наборами из тканей, перчаток, белья. Старший приказчик распорядился выдать небольшие подарки (тесьма, кашне), сказав, что остальное они получат после окончания учета. Но на следующее утро пришли конфискаторы, и девушкам больше ничего не досталось. Зато несколько недель спустя на толкучем рынке семья приказчика торговала вещами из магазина Бочкарева.

В 1922 году Екатерина Дробышева вышла замуж за Владимира Федоровича Титова. Он работал электриком на первой Иркутской электростанции на Спасо-Лютеранской улице (теперь ул. Сурикова). Должность была рабочей, несмотря на требования  высокой квалификации. Софья Гавриловна была крайне недовольна “мезальянсом” своей воспитанницы - ей, уже как своей родственнице, она прочила более выгодную партию. Однако, несмотря на это, крестной матерью новорожденной дочери Валечки в 1924 году стала друг семьи Софья Матвеевна Дюрягина.

Валентина Владимировна с бесконечной теплотой  вспоминает свою крестную, ее постоянное внимание и заботу о внешнем виде, о хороших манерах, об учебе, о судьбе крестницы – вообще, о воспитании наряду со своими собственными детьми...

Екатерина Иннокентьевна Титова, начав работать в писчебумажном магазине С.Н. Соколовского, и далее продолжала свою трудовую деятельность в отделах канцелярских принадлежностей различных книжных магазинов города, а в последние годы служила дежурной в Коммунальном банке, скончалась в 1977 году. 

Она была одной из тысяч неприметных иркутянок, судьба которых тесно переплелась с историей нашего города, одной из тихих свидетельниц событий. Пусть же добрая память о ней останется маленькой строчкой в книге летописей Иркутска.

Спасибо тебе, милая Катюша!

 

Перечень фотографий

 

Фото 1. Катюша Дробышева, воспитанница Александринского приюта, 17 лет. 1912 г. 

Фото 2. Екатерина Дробышева со своей благотворительницей Софьей Гавриловной Шагаевой. 1913 г.

Фото 3. Мария, поденщица  у С.Г.Шагаевой.

Фото 4. Матреша - девочка-прислуга, жила в доме С.Г. Шагаевой.

Фото 5. Дюрягина Лиза, дочь Софьи Матвеевны, крестной Вали Титовой.

Фото 6. А.Соколовская, супруга владельца писчебумажного магазина.

 

Опубликовано в газете «Иркутянка», 2004 г.
Предоставила Н.С.Пономарева, 2.02.2009 г.