Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Белорусский обряд “Камаедзіца” в Иркутске

“Камаедзіца” – один из древнейших белорусских обрядов. Проводился он 6 апреля и посвящался пробуждению медведя от зимней спячки. Вообще медведь, согласно традиционному представлению белорусов, являлся «тотемным» животным.

“Камаедзіца” – один из древнейших белорусских обрядов. Проводился он 6 апреля и посвящался пробуждению медведя от зимней спячки. Вообще медведь, согласно традиционному представлению белорусов, являлся «тотемным» животным.

Само слово «тотем» пришло к нам из лексикона американских индейцев и дословно обозначает «его род». Конкретное племя индейцев выбирало себе защитника из животных и представляло себе, что именно это племя имеет кровное родство с данным животным. Более того, это животное являлось предком их рода и соответственно почиталось и оберегалось.

Но, хотя слово «тотем» пришло к нам от индейцев, само понятие «священного животного» характерно для многих народов. Мы все прекрасно знаем, что некоторые азиатские народы почитают свинью, индийцы – корову, китайцы – дракона и т.п.

А вот белорусы на первое место из всех животных ставили – Медведя. Во многих легендах, сказках, песнях это животное называется «мядзьведзюхна-бацюхна». «Бацька» переводится с белорусского как «отец».

Ему даже могли доверить своё дитя. Об этом в частности и поётся в одной из старинных жнивных народных белорусских песен.

Я пад борам жыта жала,

Пад мяжою дзіця клала,

Пад мяжою дзіця клала.

Мядзьведзь з лесу выбягае:

- Памагай Бог, маладзічка!

Чаму плача тваё дзіцятачка?

-   Мядзьведзюхна, мой бацюхна,

Вазьмі яго на ручанькі,

Падой чорну карованьку,

Ой, чорную падластую,

Майго бацькі ўласную.

-  Ой, рад бы я панесіці,

Ды баюся, каб не ўкусіці;

Ой, рад бы я зь ім сесьці,

Ды баюся, каб не з’есьці;

Ой, рад бы я калыхаці,

Ды баюся, каб не ўдраці!

Исстари повелось у белорусов почитание медведя. Всех маленьких детей приучали, что хоть медведь и грозный зверь, но в душе он добрый. Более того, может и помочь. Только его нужно уважать, не бояться и не пугать. Если увидишь берлогу – обойди стороной. Нельзя беспокоить хозяина леса.

А вот ещё одна интересная легенда, о том, что медведь когда-то был таким же человеком, как и мы:

«Людей тогда ещё было мало, и жили они в лесах. Охотились на зверей и птиц, летом собирали грибы и ягоды, копали коренья и заготавливали на зиму запасы. Более всего запасались орехами и мёдом, так как пчёл было множество. Их искали в дуплах, и кто первый находил, то обвязывал то дерево верёвкой, и уже никто не имел право их трогать.

Но вот жил в то время один лентяй. Ленился он сам искать пчёл и забирал чужие дупла. Растолстел на чужом мёде, сам как колода сделался. Тяжело ему стало лазить по деревьям за мёдом. И пошёл он к Чарадею, чтобы помог ему – сделал его лёгким. Идёт лесом, видит – липа обвязанная. Забрал он мёд, наелся и пошёл дальше. Идёт – снова липа, обвязанная с пчелиным дуплом…

Долго он так шёл, наконец, дошёл до землянки, где жил Чарадей. Постучал, а никто не открывает, видно нет хозяина. Сел он ждать, и вдруг видит липа с дуплом. Давай он мёд уплетать за обе щеки. А здесь и хозяин идёт. Глянул Чарадей и говорит: «Ну, за такие дела будешь ты  и твои дети с этой поры только и делать, что мёд собирать». И заколдовал этого лентяя в медведя».

 

Ещё в древние века заметили белорусы, что медведь легко поддаётся дрессировке. Такого зверя, как правило, называли ласково, по-человечески – «Миша». Так, хорошо обученный Миша, мог не только на задних лапах ходить, так ещё и танцевать, кувыркаться, кланяться и многое другое. В старину с «учёными» медведями ходили Волхвы и показывали «чудеса». Затем в средние века в Беларуси возникла даже целая медвежья академия в городе Смаргоне. И пошли по всей Беларуси вначале только калядовщики и валачобники, да только по определённым ритуальным дням, а вот уже с 17 века появились круглогодичные скоморохи с «цирковыми» медведями. Но и в более поздние «просвещённые» века уважение к медведю осталось. Только «знать» испорченная и извращённая другими «традициями» стала устраивать «охоту для забавы на медведя», да ещё и гордилась этим. Но простой народ это осуждал…

Из поколения в поколение среди селян передавались рассказы «небылицы» (а может, и «были»…), о том, как медведь мог обхитрить и наказать «горе-охотников». Были истории и о том, как медведь простому, но доброму человеку помогал, а богатого и жадного наказывал.

Показательны и некоторые белорусские поговорки: «Каб былі здаровыя, як мядзьведзі!”, “Каб было багацьця столькі, колькі шэрсьці ў мядзьведзя!”, “Каб у цябе былі багатыя запасы, як у таго мядзьведзя зімовыя ласы!”, “Пайшоў у лес у грыбы, дык мядзьведзю вітаньні кажы!” и т. п.

 

Ну что ж как мы видим, медведь для белоруса имел сакраментальное значение. Поэтому логично и оправдано желание наших предков отметить такое событие как пробуждение “священного животного”.

 

Как проводился обряд «Камаедзіца»?

6 апреля с утра готовили только «медвежью» еду:

ü  сушенный «репник» (травянистое растение с семейства крестоцветных) в знак того, что медведь в основном употребляет растительную пищу, травы;

ü  овсяный кисель, так как медведь любит овёс;

ü  мёд;

ü  гороховые «камы» (густая гороховая каша «комами» с отваренного и толчённого гороха).

Отсюда и название праздника «Камаедзiца», т.е. «камы» ели.

Отобедав этими блюдами все – и взрослые, и дети – ложились кто на кровать, кто на лавку, а кто и на пол, но не спали, а ворочались и «урчали» по-медвежьи. Это действие символизировало «пробуждение» медведя. К тому же даже учёные доказали, что медведь после спячки, первый раз немного поев постоянно ворочается, чтобы стенки его слипшегося за зиму желудка могли восстановиться и снова заработать.

Церемония «пробуждения» медведя длилась около двух часов.

После обеда селяне, уже не работали и устраивали общий сход.

На этом сходе вначале все при встрече говорили друг другу добрые пожелания (по типу тех поговорок, описанных выше). Затем мужчины, а иногда в шутливой форме и женщины «барукались» между собой по-медвежьи. Главное правило такой «медвежьей» борьбы: нельзя было ставить подножки и перекидывать через бедро или голову своего противника. Борцы должны были «заломать» друг друга, либо повалить на бок. Проигрывал тот, кто был повержен  и коснулся земли своими обеими лопатками.

После «баруканьня» устраивались обычные «вячоркі» с песнями и танцами.

Обряд «Камаедзiца» является ещё одним доказательством гармонии наших предков с Природой и Животным миром. Пращуры были наблюдательны и они задолго, до научных доказательств Дарвина, поняли, что всё в Природе взаимосвязано. Нельзя относиться к окружающему нас Миру без уважения. Нельзя просто, ради забавы, губить любое живое существо, будь то животное или растение.

Нам, потомкам, нужно внимательно изучать традиции своих предков и помнить, что будущее на этой планете полностью зависит от нас. Наши предки для нас сохранили этот Мир, а что оставим после себя мы ?...

 

Алег Рудакоў.