Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Украинцы в Иркутской области : история и современность

Украинцы Прибайкалья: история и современность.

Исторически так сложилось, что Прибайкалье – регион многонациональный. Тут совместно живут представители самых разных национальностей: русские, буряты, белорусы, немцы, татары… Органично в эту среду вписались и украинцы. На протяжении вот уже четырёх с половиной столетий они совместно с другими народами осваивают этот край. Но очень мало кто знает, по каким именно причинам украинцы начали сюда переселяться, как происходило это переселение, что этому способствовало, и как сегодня живут украинцы в регионе.

 

Исторические вехи.

Известия об украинцах до конца XIX столетия, то есть до начала массовой крестьянской колонизации Сибири, достаточно неподробны. Их участие в колонизации, хозяйственном обустройствовании и культурном развитии было значительным.

Среди российских промышленников и «служилых людей», которые в XVII-XVIII веках осваивали Сибирь, в том числе и Прибайкалье, а затем Дальний Восток и Аляску, были и украинцы. Но ещё больше было сосланных Московским правительством. К примеру, в 1642 году на реку Лену были сосланы украинские казаки Слобожанщины с семьями, всего 188 человек, которые прибыли на место только в 1646 году. Эти ссылки продолжались и дальше (1646, 1649 гг.). В XVII веке в Сибирь приезжала еще не одна волна ссыльных из Украины. Это были украинские государственно-политические деятели, противники московской политики в Украине, либо те, которых московское правительство подозревало в «шаткости» и «предательстве». В конце 1650-х годов в Прибайкалье (и не только в Прибайкалье, а вообще в Сибирь) были сосланы сторонники гетмана Выговского, в 1660-м противники московского ставленника гетмана Брюховецкого, в 1670-х был сослан гетман Многогрешный со всеми своими родственниками и их семьями, в 1680-х гетман Самойлович с сыном Яковом и племянником Михаилом. После Полтавской битвы 1709 года в Прибайкалье оказалось немало мазепинцев. После ликвидации украинской автономии (Гетманщины) в составе Российского государства в Прибайкалье была сослана часть украинской старшины, а немного ранее были осуждены на каторгу участники Колиивщины (крестьянско-казацкое восстание в Западной и Центральной Украине в 1768 году против крепостнического и национального гнёта, наивысший подъём движения гайдамаков, сопровождалась массовой резнёй еврейского и польского населения в Подолии и на Волыни, подавлена польскими и российскими войсками) во главе с Максимом Зализняком.

В начале XIX века в Сибирь ссылали по решению суда, либо в административном порядке, среди них украинские декабристы, члены Северного и Южного товарищества Объединенных Славян, революционные народники, социал-демократы, участники крестьянских восстаний, которые были сосланы либо на каторгу, либо на так называемое свободное поселение, некоторые общественные и культурные деятели, которых за «сепаратизм» по наказу российской власти, принудительно перевели на службу в Сибирь. В казацкое войско Сибири (в том числе и Прибайкалья) было включено немало украинцев.

Украинцы играли немалую роль в экономической, административной и культурной жизни Прибайкалья, да и вообще Сибири. Их можно найти даже в высшей администрации Сибири (к примеру, генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Сулима). Также они принимали участие в строительстве, развитии и управлении фабриками и заводами.

Особое место украинцы занимали в церковной жизни Сибири. Митрополитами тобольскими и сибирскими были Филофей Лещинский, Иоанн Максимович, Антоний Стаховский, Арсений Мациевич, Павло Конюскевич, епископами иркутскими были Иннокентий Кульчицкий, Иннокентий Нерунович, Софроний Кристальский. Они в основном окружали себя духовенством украинского происхождения.

Также немало украинцев занимались исследованием Сибири и Дальнего Востока в XVIII-XIX столетиях (например, Григорий Новицкий).

Массовый выезд украинских крестьян начался с конца 1860-х годов. Именно тогда появились характерные названия поселений: Киевка, Черниговка, Полтавка, Волынка, Калинино, Бессарабка и т.д. Связано это было прежде всего с малоземельем в Украине. Царское правительство всячески поощряло добровольную колонизацию Сибири очень низкими налогами и возможностью «урвать кусочек побольше». С 1906 по 1917 годы в России проходила Столыпинская реформа, во время которой наблюдался самый большой приток украинцев в Прибайкалье в дореволюционное время.

 

Хозяйство и быт украинцев до революции.

Украинский колорит наиболее отчетливо прослеживался в характере построек переселенцев. Большинство украинских поселений имели типичный вид – избы, мазанные глиной и крытые соломой или дёрном, нередко та часть, что обращена во внутренний двор, коричневого, а внешняя – белого цвета. Если поселение имело смешанный национальный состав, то жители, как правило, селились в две улицы – московскую (русскую) и курскую (украинскую). Отношения поддерживались ровные, добрые; если и случались конфликты, то главным образом из-за земли и платежей. Но в некоторых селениях украинцы недолюбливали русских за пристрастие к сквернословию – «шибко ругаются, да на сходах кричат».

Хозяйственные традиции сибиряков-старожилов наиболее полно соответствовали природным условиям сурового региона, потому приемы обработки земли и способы ведения хозяйства украинцы полностью заимствовали. Сознательно следуя во всем сибирякам, указывали: «вся справа у нас, как у сибиряков». Вместе с тем среди отличительных факторов стоит отметить стремление расширить посевы гречихи, подсолнечника, проса (семена выписывали с Родины) и большей частью неудачные попытки разводить фруктовые сады. Стремление выращивать кукурузу, фасоль также было тщетным: все зябло из-за ранних заморозков и перепадов температур. Для многих украинских переселенцев (особенно женщин) отсутствие садов увеличивало недовольство Сибирью и тоску по Родине.

 

Советский период.

Революция в России вызвала резвую политическую активность практически всего населения Сибири. Не стало исключением и Прибайкалье. Открылись также значительные возможности для украинских поселенцев и многих украинских «вояков», которые прибывали в процессе мобилизации и формирования. Возникали украинские организации, выпускались газеты, украинский язык входил в политическую сферу. В конце 1917 года формировались отдельные украинские войсковые части. Наиболее успешными были курень имени гетмана Сагайдачного в Омске и украинские батальоны в Иркутске, которые были расформированы в 1920 году.

Население Прибайкалья не понесло больших потерь во время гражданской войны, революции и голода 1921-1922 годов, вместе с тем почти совсем остановился приток иммигрантов из других частей СССР.

В этот же период проводилась политика «коренизации»: начали массово открываться школы с преподаванием языков народов СССР. В Прибайкалье также было открыто несколько школ с преподаванием украинского языка и литературы (точные данные не известны). Однако, начиная с середины 1930-х «коренизация» была свёрнута, ей на смену пришла русификация. Как следствие, большинство школ с преподаванием языков народов СССР были закрыты, либо перепрофилированы.

С начала Великой Отечественной войны из Украины было эвакуировано множество заводов и фабрик. Часть из них осела в Прибайкалье. Также было много ссыльных из Западной Украины, обвинённых в пособничестве УПА.

С начала 1950-х годов начался интенсивный миграционный обмен Иркутской области с Украиной. Тогда множество студентов, рабочих, строителей БАМа и других строек-гигантов приезжали в Иркутскую область. Украинцы переселялись на целинные земли, затем советская власть организовывала их на работу либо добровольное переселение («советская система распределения»).

 

Динамика численности украинского населения в Прибайкалье.

Точных данных о численности украинского населения вплоть до первой Всероссийской переписи населения 1897 года нет, поэтому мы проследим его динамику и причины переселения в Прибайкалье, начиная с 1897 года, и заканчивая современным состоянием (см. таблицу 1).

Таблица 1. «Украинцы в структуре населения Иркутской области, по данным переписей населения». 

 

Годы переписей

1897

1926

1939

1959

1970

1979

1989

2002

Численность, чел.

2177

3959

47 110

97 184

84 356

90 767

97 405

53 631

 

По данным переписи 1897 года, в Иркутской губернии проживало 2 177 малороссов, а по данным переписи 1926 года в Иркутском округе Сибирского края проживало уже 3 959 украинцев. Увеличению численности украинского населения поспособствовали следующие причины: Столыпинская реформа, малоземелье в Украине, налоговая привлекательность Прибайкалья в тот период.

В период с 1926 по 1939 года отмечено резкое увеличение численности украинцев в Иркутской области. Это связано, прежде всего, с миграцией из Украины (как добровольной, так и принудительной), малоземельем, большей возможностью трудоустройства.

В период с 1939 по 1959 года украинское население Прибайкалья возросло более чем в два раза. Этому поспособствовала Вторая Мировая война: перевод заводов и фабрик из Украины в Сибирь, бегство населения, массовые ссылки и депортации из Западной Украины, потребности государства в более быстром освоении Прибайкалья.

Однако, в период с 1959 по 1970 отмечено снижение численности украинцев. Связано это с тем, что хозяйственная деятельность страны приходила в норму, некоторые заводы и фабрики были переведены обратно в Украину, население начало возвращаться на свои исконные земли.

Но в период с 1970 по 1989 снова отмечено увеличение численности украинцев. Тут уже сказались стройки-гиганы, в Прибайкалье это, прежде всего, БАМ, различные ГЭС и другие важные экономические объекты области.

Однако, начиная с 1989 года, наблюдается резкое снижение численности украинцев. Самая главная причина – это распад СССР. Многие стали уезжать с насиженных мест на историческую Родину. Также причинами послужили безработица, развал хозяйственного комплекса. Немалую роль сыграл и вопрос самоидентификации: часть украинцев перестали воспринимать себя украинцами, хотя бы по причине того, что «в России живём».

 

Современное положение украинцев в Прибайкалье.

К концу 1980-х украинцы Прибайкалья начали ощущать потребность в общении на родном языке. Они стали собираться семьями, компаниями, готовить национальные блюда, петь знакомые с детства песни. Однако ощущение оторванности от Родины усилилось с распадом СССР. В этот период по России прокатилась волна национально-культурного возрождения, это было отмечено объединением граждан по национальному признаку. Не стали исключением и украинцы Иркутска.

Первый шаг по организации украинского общества был сделан работником Музыкального театра Н.Н. Срибняком. Он собрал многих людей, желающих сохранить свою культуру, знать и изучать свои корни в неформальный клуб.

В 1992 году был зарегистрирован иркутский национальный центр украинцев «Клэкит» во главе с Н.Н. Срибняком. Основными целями Центра стало сохранение и развитие национального языка, украинской культуры и традиций, содействие укреплению и развитию межнациональных отношений.

Создание такой организации на территории Иркутской области привело к установлению многочисленных контактов как с исторической Родиной, так и с украинскими диаспорами мира. Его члены участвовали во всемирных национальных съездах и конкурсах, посвященных как украинской культуре, так и межкультурному взаимодействию. В результате обмена опытом, организационных контактов, совместных проектов с украинцами из других городов и стран возникли идеи создания украинского ансамбля и украинской школы.

Интерес к украинской культуре сохранялся всегда. Так, в 1991 году в Иркутске проходили «Дни славянской письменности». На выставку были привезены книги из Украины на национальном языке. После этого книги находятся в библиотеке №13 г. Иркутска, и жители города могут с ними и поныне ознакомиться.

Культурный центр «Клэкит» долгое время располагался в стенах этой библиотеки. Члены Центра тесно взаимодействовали с работниками библиотеки, они помогали друг дугу в ведении летописи, проведению праздников, участию в городских мероприятиях и пр. С 1995 года при библиотеке начал действовать украинский хор. Постоянно-действующая книжная выставка «Голос Украины» знакомит с новинками книг и периодики, пересылаемых из Киева, Днепропетровска, Мелитополя, Сум и других городов. В краеведческой картотеке читального зала выделена рубрика «Национальные центры Иркутска», которая пользуется большим спросом.

В 1996 году лидером Центра становится главный дирижер Музыкального театра Н.Р. Сильвестров. В 1997 году были проведены Дни украинской культуры в Иркутской области. Деятельность Центра в эти годы имела большое влияние на культурную жизнь региона.

В 2000 году Центр «Клэкит» был переименован в «Днипро», его главой был избран Г.А. Шаховцов. В 2001 году после его скоропостижной кончины председателем стал Е.К. Васильев.

Большинство встреч украинцев, национальных праздников для взрослых и детей проходят в стенах библиотеки, где оформлен яркий с национальной атрибутикой «кусочек» Украины. Вышитые рушники, картины, предметы украинского быта, различные книги и иллюстрированный материал, фотоальбомы и дайджесты о жизни Центра привлекают внимание не только украинцев, создают атмосферу дружеского общения на островке далёкой Родины.

Объединение украинцев-иркутян существует благодаря их взаимному интересу к сохранению родного языка, культуры, народных традиций, исторических связей с далёкой Родиной.

Каждый год иркутские украинцы участвует в общегородской культурной жизни, это Праздник Ивана Купала и Троицы, День России, фестиваль «Сияние России», выставка в Областном Краеведческом музее «Мы – все сибиряки», с разделом «Украинцы», Рождество и святки, детский фестиваль «Байкал многонациональный» и многое другое. Также Центр проводит свои внутренние праздники, такие, как Рождество, Иван Купала, Шевченковский вечер и прочее.

Кроме культурно-просветительской деятельности общество взаимодействует с альтернативными национально-культурными центрами. Члены общества приобщаются к культуре и традициям других народов нашего региона, что способствует развитию гармоничных межнациональных отношений: с белорусами, поляками, татарами, бурятами. Проводят совместные праздники, игры и конкурсы.

Недавно в городе начала свою деятельность субботняя украинская школа. Деятельность этой школы направлена на изучение украинского языка, культуры и истории народа. Учащимся предлагается ознакомиться с курсом украинского языка, литературы и украиноведения. Школу посещают люди самых разных возрастов (от 12 до 52 лет) и национальностей (украинцы, русские, поляки). Украиноведческий курс состоит из изучения песен, стихотворений и основных данных об Украинском государстве.

Также в Иркутской области существуют альтернативные украинские организации, а именно: украинская национальная община «Черемшина» (г. Усть-Илимск), фольклорные ансамбли «Барвинок» (с. Карозей), «Зiронька», «Любисток» (с. Батама), «Лучинушка» (п. Качуг) и другие.

Несмотря на то, что украинцы остаются третьим по численности народом Прибайкалья, их число постепенно и повсеместно сокращается. На это повлияло множество причин: и распад Союза, и экономический спад, и ассимиляция. Однако украинцы остаются важной составляющей культурной жизни Прибайкалья.

Деятельность различных этнических организаций помогает их членам не забывать свои корни, чтить память и знать историю. Но, наряду с позитивной динамикой, в жизни организаций есть свои взлеты и падения. В данном процессе большую роль играет инициатива членов коллектива и позиция руководства.

Развитие различных объединений украинцев на территории Прибайкалья проходило не одинаково. И нынешний этап выживания некоммерческих объединений также весьма сложен (из-за общего кризиса, отсутствия поддержки властей, позиции руководства и проч.). Поэтому, очень важно не потерять общего духа, позитивного настроя и желания помнить историю и донести ее до своих детей и внуков. 

 

Андрей Завьялов