Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Российско-американская компания и освоение Северной Пасифики

Л.И. Галлямова (Владивосток)
Статья подготовлена при поддержке гранта ДВО РАН № 06-III-А-11-443.

Российско-американская компания и освоение Северной Пасифики

История изучения Тихоокеанского севера, судьба Русской Америки и деятельность Российско-американской компании так тесно переплетены, что вполне уместно, на наш взгляд, обратить внима­ние на такой вопрос, как историческое значение деятельности РАК для освоения Северной Пасифики, имея в виду территорию севера Тихого океана, тихоокеанское побережье России и побережье се­веро-западной части Северной Америки. Уже сами обстоятельства создания Российско-американской компании обусловили многооб­разие ее функций, масштабность деятельности и неординарность ее роли в Тихоокеанском регионе.

Как известно, компания была учреждена по указу Павла I от 8 июля 1799 г., причем в указе говорилось: «...повелеваем ей имено­ваться: под высочайшим нашим покровительством Российская Аме­риканская компания и соизволяем, чтоб в подкрепление предпри­ятий всей компании возможные со стороны военных начальников пособия нашими сухопутными и морскими силами по требованиям ее чинимы были на ее содержание» [1]. Согласно «Правилам для учреждения компании» и «Содержанию привилегий для учреждае­мой компании», Российско-американская компания получила боль­шие права и привилегии: правительство передало ей в монопольное пользование Аляску, Алеутские и Курильские острова, а также пре-доставилj право монопольно вести на этих территориях промыслы, торговлю, основывать поселения, заниматься мореплаванием, поль­зоваться всем, что находится в недрах и на земле [2]. Одновременно РАК предоставлялось «исключительное право на всякие приобретения, промыслы, торговлю, заведения и открытие новых стран» к югу от 55°, «естли оные никакими другими народами не были заняты и не вступили в их зависимость», а также «занимать откры-ваемыя ею земли в российское владение на прежде подписанных правилах», «иметь торговлю со всеми около лежащими» странами; устанавливать торговые связи с другими государствами, нанимать людей и т. д. [3].

Поскольку высочайший указ запрещал пользоваться такими же выгодами и преимуществами другим компаниям и промышленникам, кои «мореплавание туда предпринять похотели» или, уже за­нимаясь там промыслами, не пожелали бы вступить в образованную объединенную компанию [4], весьма скоро другие самостоятельные предприниматели были вынуждены прекратить промыслы или вой­ти в состав объединенной Российско-американской компании.

Кроме того, одна из замечательных привилегий Российско-американской компании заключалась в том, что служба в РАК приравнивалась к государственной. В Уставе компании, утвержденном царским правительством, прямо говорилось, что люди, «кои при­надлежат к сословиям, имеющим право вступать в службу, состоя на службе компании, считаются в действительной государственной службе и пользуются правом производства в чины и ношения мун­дира министерства финансов» [5].

Таким образом, поддержка государства и монопольное положение обусловили широкие масштабы деятельности РАК и ее ог­ромную роль в северной части Тихого океана. И если исходить из того, что процесс освоения территории включает в себя три фазы: открытие, изучение и использование (включение в хозяйственный оборот), то можно сказать, что РАК не могла не оказать большого влияния на процесс освоения указанного региона, имея в виду все три перечисленные фазы или этапа.

Одной из самых успешных сторон деятельности Российско-американской компании стала организация кругосветных экспедиций и проведение многочисленных географических, геодезических, аст­рономических, этнографических и других исследований, осущест­вляемых как во время этих экспедиций, так и во время локальных обследований северной части Тихого океана.

В связи с тем, что снабжение Дальнего Востока и Русской Аме­рики осуществлялось через Сибирь до Охотского порта, оттуда мо­рем до Павловской гавани на о-ве Кадьяк, затем — до порта Ново-Архангельск на о-ве Ситха, путь этот был очень долгим и дорогим, порождая большие трудности в снабжении хлебом, солью, порохом, оружием и другими припасами, создавая большие экономические трудности для Российско-американской компании и контролируе­мых ею территорий. Сказывалась острая нехватка судов и плавсос­тава, тормозившая активизацию морских и пушных промыслов, а борьба с хищничеством иностранных промышленников на Аляске и Алеутских островах требовала наращивания военных сил для охра­ны русских владений. Все эти факторы актуализировали реализа­цию идеи кругосветных морских экспедиций из Кронштадта в воды Тихого океана, которая впервые возникла еще в 1780-е гг. [6].

Первое русское кругосветное плавание удалось подготовить и осуществить в 1803-1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева» под флагом Российско-американской компании. Начальником экспеди­ции был назначен И.Ф. Крузенштерн, командовавший «Надеждой», командиром «Невы» стал Ю.Ф. Лисянский. Экспедиция была тща­тельно подготовлена Петербургской академией наук, разработавшей для нее научную программу и необходимые инструкции; в экспе­диции участвовали естествоиспытатели В. Тилезиус, Г. Лангсдорф, ученый Брыкин и будущий историограф флота В. Берх, живописец С. Курляндцев, назначенный посланником в Японию камергер Н.П. Резанов, известные впоследствии мореплаватели М. Ратманов, О. Коцебу, Ф. Беллинсгаузен и др. [7]. Экспедиция И.Ф. Крузенштерна — Ю.Ф. Лисянского сыграла большую роль в исследовании северной части Тихого океана, в частности были описаны юго-восточное и юго-западное побережья Камчатки, состояние ее экономики, быт и условия жизни камчадалов, обследованы северные берега Сахалина, среди Курильских островов открыты и астрономически определе­ны четыре острова, названные Ловушками, описаны и положены на карту множество островов вблизи Северной Америки: Кадьяк, Афогнак, Ситхинские острова (Якоби, Круза, Баранова, Чичагова), залив Ситха, Хуцновские проливы, часть побережья Северной Аме­рики и т. д.; собраны многообразные и ценные географические, гео­логические, этнографические и другие материалы.

Позднее были предприняты новые плавания вокруг света: в 1806 г. — на шлюпе «Нева» под командованием Л.А. Гагемейстера; в 1807-1811 гг. — на военном шлюпе «Диана» под командованием В.М. Головнина; в 1813-1816 гг. — на корабле РАК «Суворов» под командованием М.П. Лазарева; в 1816-1818 гг. — на том же «Суво­рове» под командованием З.И. Понафидина; в 1819-1821 гг. — на корабле РАК «Бородино» во главе с З.И. Понафидиным; в 1831-1833 гг. — на транспорте «Америка» и т. д. В целом кругосветные плавания осуществлялись регулярно вплоть до 1849 г. В частности, с 1803 по 1827 г. было осуществлено около 30 кругосветных экспе­диций, из них 9 — за счет Российско-американской компании, 1 — на средства российского государственного деятеля и дипломата Н.П. Румянцева, остальные снаряжены за государственный счет [8].

Российско-американская компания организовывала и отправля­ла многочисленные и локальные экспедиции с целью исследования северной части Тихого океана, в первую очередь Аляски и Алеутских островов, а также Курильских островов, Камчатки, Чукотки, Саха­лина, Берингова и Охотского морей и т. д. Так, первые морские офи­церы, принятые РАК на службу в 1802 г., — Н.А. Хвостов и Г.И. Да­выдов, не только осуществляли перевозку грузов и почты, но и вели активные исследования, собрав важные сведения по гидрографии Охотского рейда, Кенайской губы (залив Кука), частей Курильских островов, ценные данные о географическом положении, климате, по­лезных ископаемых, животном и растительном мире о-ва Кадьяк и т. д. [9]; в 1806 г. они по поручению правления РАК совершили про­славившую их экспедицию к Курильским островам и Южному Са­халину [10]. В исследованиях северо-западного побережья Америки принимали участие многие плававшие на судах РАК офицеры: И.И. Архимандритов, Н.Х. Бенземан, И.Ф. Васильев, А.М. Гаврилов, Л.А. Гагемейстер, Д.Ф. Зарембо, А.Ф. Кашеваров, А. Климовский, П.Т. Козьмин, Д.И. Орлов, В.С. Хромченко и др. [11].

Побережье Русской Америки исследовали не только офицеры, но и промысловые партии Российско-американской компании, которая постепенно укрепляла свои позиции на побережье и внутри Аляски. Первый главный правитель русских колоний А.А. Баранов не толь­ко организовал ряд таких экспедиций, но и сам неоднократно в них участвовал. Его помощник И.А. Кусков в 1802 г. возглавил экспеди­цию по исследованию р. Медной (Коппер), в 1809-1812 гг. он провел ряд походов до залива Бодега, к северу от которого и недалеко от за­лива Сан-Франциско по инициативе Кускова был основан форт Росс (форт просуществовал с 1812 по 1841 г., И.А. Кусков управлял им непрерывно до 1841 г.) [12]. А.А. Барановым в 1803-1804 гг. были посланы на юг промышленники А. Швецов и Т.О. Тараканов, кото­рые достигли на байдарах бухты Сан-Диего (33° с.ш.), а в 1808 г. — залива Бодега (38° с.ш.), названного ими бухтой Румянцева [13]. В том же 1808 г. А.А. Баранов рекомендовал штурманам судов РАК, отправлявшимся к берегам Русской Америки, «осмотреть и описать весь берег тот от пролива Дефука до Калифорнии по всей точности и положить на карты с планами отличным местам: гаваням, бухтам и проливам с якорными местами» [14]. Главный правитель владений РАК с 1844 г. М.Д. Тебеньков организовал ряд экспедиций по иссле­дованию побережья Русской Америки [15].

Исследования, осуществляемые под эгидой РАК, распростра­нялись и в глубинные районы Аляски. В частности, возглавивший российские колонии в Америке капитан-лейтенант Л.А. Гагемейстер в 1818 г. направил П.Г. Корсаковского с партией служащих РАК на исследование глубинных районов материка в бассейне р. Нуша-гак; в 1829-1830 гг. состоялось несколько походов прапорщика И.Я. Васильева в бассейны рек Нушагак и Кускоквим; в 1833-1834 гг. А. Глазунов совершил трудное и опасное путешествие от побережья залива Нортон через бассейны рек Юкон и Кускоквим в район са­мой высокой горы Северной Америки Мак-Кинли; и т. д. [16]. Важ­нейшее значение имела экспедиция Л.А. Загоскина, состоявшая из ряда походов, предпринятых в 1841-1844 гг. Первоначальной ее целью был поиск наиболее удобных внутренних путей для тор­говли с местными жителями, но она принесла важнейшие научные результаты: были добыты ценнейшие сведения по общей географии Аляски, ее климату, природным условиям, растительности, этно­графии, накоплены метеорологические наблюдения, астрономически определены и положены на карту десятки объектов, Загоскиным со­ставлено интереснейшее описание обследованных территорий [17].

В середине 1820-х гг. усиливается интерес РАК к Курилам, куда направлялись несколько раз исследовательские суда и основаны фак­тории (на Симушире, Шумшу, Урупе); в 1829-1831 гг. поручик кор­пуса флотских штурманов П.Т. Козьмин по поручению правления Российско-американской компании провел опись юго-западных бе­регов Охотского моря от устья р. Ура до Шантарских островов, а также Шантарских островов (в этих исследованиях принял участие А. Климовский, уроженец Русской Америки, который после оконча­ния Кронштадтского штурманского училища стал плавать на судах РАК); в 1830-1840-е гг. снаряженные РАК экспедиции исследовали Камчатку и Командорские острова; А.Ф. Кашеваров, плававший на судах РАК с 1833 по начало 1840-х гг., исследовал районы Камчатки, Курильских и Алеутских островов; в 1848 г. на корабле под флагом РАК вел исследования Курильских островов морской офицер А.И. Рудаков, впоследствии принявший участие в Амурской экспедиции, возглавляемой А.И. Невельским, и т. д. [18].

В середине 1840-х гг. произошла заметная перемена в ходе русской экспансии на Дальнем Востоке. Ее распространение все более ориентируется на юг, концентрируясь в районе Амура и Сахалина. Задача по исследованию этого региона была возложена правительством на Российско-американскую компанию, усилия­ми которой был проведен ряд экспедиций: в 1846 г. лиман Амура обследовал принадлежавший компании бриг «Константин» под командованием А.М. Гаврилова, в 1848-1849 гг. служащий РАК Д.И. Орлов исследовал Нижнее Приамурье. В 1853 г. по повеле­нию Николая II Российско-американской К° было предоставлено право на основание на Сахалине постов и организацию специаль­ного Сахалинского десанта, что и было исполнено в сентябре 1853 г., когда десант во главе с Н.В. Рудановским высадился в заливе Анива, будучи доставлен на судах под общим командованием Г.И. Невельского [19]. Таким образом, деятельность Амурской экспе­диции А.И. Невельского и присоединение Амура и Сахалина, а также их исследование осуществлялись при непосредственном участии Российско-американской компании, с использованием ее судов, людей и опорных пунктов.

Своеобразным итогом проведенных под эгидой РАК исследова­ний стало издание в 1852 г. «Атласа северо-западных берегов Америки от Берингова пролива до мыса Корриентес и островов Алеутских с присовокуплением некоторых мест северо-восточного берега Азии», составленного главным правителем Российско-американской компа­нии М.Д. Тебеньковым, работавшим над ним 25 лет. Атлас, содер­жавший более 30 карт, абсолютное большинство которых составлено или уточнено по результатам исследований мореходов, служивших в РАК, стал выдающимся событием в русской гидрографии и заверше­нием огромного труда отечественных мореплавателей [20].

Важной частью освоения Тихоокеанского севера была многосторонняя деятельность Российско-американской компании на край­них восточных рубежах империи. В начале XIX в. поселения РАК были расположены на островах Кадьяк, Афогнак, Баранов (Ситха), Уналашка, Атха, Кенайском полуострове, в Чугацкой губе, у мыса Св. Ильи, на островах Прибылова и Урупе, численность русского населения во владениях РАК достигала 470 человек, не считая до­вольно значительного числа местных жителей. Помимо пушного промысла, жители Русской Америки занимались скотоводством, земледелием, изготовлением различных изделий из кости. Большие трудности возникали со снабжением продовольствием, при этом са­мую острую нужду люди испытывали в хлебе, который, несмотря на все усилия, здесь не вызревал. Управляя заокеанскими владени­ями России — Курильскими и Алеутскими островами, Аляской и маленьким российским анклавом в Калифорнии — крепостью Росс, администрация РАК вынуждена была решать широкий круг про­блем: преодолевая огромную отдаленность колоний от центра Рос­сии и Сибири, обеспечивать снабжение населения продовольствием и припасами, восполнять недостаток рабочих рук, организовывать плавания торговых и охранных судов, развивать торговлю с сосед­ними государствами и пр. В январе 1818 г. пост главного правителя Русской Америки вместо А.А. Баранова занял капитан-лейтенант Л.А. Гагемейстер, и с тех пор русскими колониями в Америке уп­равляли только морские офицеры, много сделавшие для их благо­состояния и облегчения жизни подвластного РАК туземного населе­ния. Благодаря ходатайствам морских офицеров и с санкции Глав­ного правления (ГП) РАК в колониях были открыты новые школы, больницы, дома для убогих и престарелых и т. д.

Поскольку основу экономики Русской Америки составлял пуш­ной промысел и торговля, правление Российско-американской компании вынуждено было уделять их организации первостепенное внима­ние. РАК практически монопольно владела тремя наиболее важными ареалами обитания обладателя самого ценного меха калана (морского бобра) — курило-камчатским, алеутским, северо-западным. Развитие пушного промысла и расширение пушной торговли требовали пери­одического перемещения служащих РАК в новые районы в связи с истощением популяции ценного зверя в местах прежней интенсивной охоты. По мере продвижения на осваиваемые территории там возни­кали новые поселения компании: в 1819 г. в устье р. Нушагак был заложен Ново-Александровский редут, в 1822 г. — Медновская оди­ночка (фактория) на р. Коппер, в 1828 г. промысловый отряд служа­щих РАК был послан для постоянного проживания и промысла на о-в Уруп Курильской гряды, в 1832 г. возникла Хулитнакская одиночка в среднем течении р. Кускоквим, в 1833 г. на побережье залива Нор­тон построен Михайловский редут, в 1833/34 г. — Дионисьевский редут в устье р. Стахин (Стикин), в 1839 г. — укрепленная одиночка Нулато на Юконе [21]. В поисках новых источников меховых ресур­сов создавались фактории на Курилах, на Алеутских, Шантарских островах. РАК положила начало развитию новых крупных промыс­лов: так, с конца 1840-х гг. была налажена добыча рыбы и экспорт соленой рыбы в Россию; а в 1849 г. с созданием Русско-финляндской компании (при участии РАК) организован китобойный промысел.

Хозяйственная деятельность РАК оказывала определяющее влияние на экономическое развитие дальневосточных российских территорий. Создание Российско-американской компании усилило значение Охотска, который стал местом деятельности компании на Азиатском побережье: в Охотске РАК стала строить мастерские, склады, магазины, верфи, суда, дома, казармы и т.д., сюда достав­лялась масса товаров, здесь происходили погрузка и разгрузка, сюда свозилась скупленная пушнина, которую подвергали рассортиров­ке, упаковке и пр. В начале ХVШ в. Охотск приобрел значение важ­нейшего товарораспределительного центра для всего Северо-Востока Азии [22]. На средства РАК и при ее активном участии в 1814-1815 гг. Охотск был перенесен на новое место, так как прежнее подверга­лось сильным затоплениям [23].

С организацией регулярных кругосветных плаваний значение Охотска стало падать, так как компанейские суда все чаще направля­лись в Петропавловск на Камчатке, минуя Охотск. С 1845 г. большую роль стал играть созданный по инициативе управляющего Охотской факторией РАК В.С. Завойко Аянский порт, а служащим Российс­ко-американской компании Д.И. Орловым была проложена кратчай­шая дорога из Якутска до Аяна — Аянский тракт [24]. Охотский и Аянский тракты стали «нитями жизни», связывавшими Северо-Вос­ток Азии с Якутией и Сибирью и стимулировавшими развитие его экономики: по этим трактам двигались грузы, перевозились почта и пассажиры; РАК добилась устройства постоянных станций вдоль трактов, здесь стали возникать поселения, формировалось население, появились хлебопашество и огородничество, развиваются рыболовс­тво и охота, торговля, начался процесс втягивания cеверо-восточной окраины в общероссийский хозяйственный оборот.

Российско- американская компания играла доминирующую роль в поддержании трактов в рабочем состоянии, несла расходы по содер­жанию школ и больниц. Так, в 1821 г. РАК взяла обязательство еже­годно выплачивать 7 тыс. руб. на содержание больницы в Охотске и Охотского тракта и единовременно пожертвовала 40 тыс. руб. на те же цели, что имело огромное значение для края [25]. Выдающуюся роль сыграла РАК в снабжении Камчатки и Амура продовольствием и припасами в ходе Крымской войны 1854-1855 гг. [26].

Торговые связи установились у Российско-американской ком­пании со многими соседними странами, что также влияло на экономическое развитие дальневосточного региона. Так, первым, кто учредил американский торговый дом в Николаевске-на-Амуре, был Дж. С. Кушинг, связанный с крупной бостонской фирмой У. Бодмэ-нз, которая уже давно поддерживала деловые связи с Русской Аме­рикой и Камчаткой [27]. Взаимовыгодные торговые связи, устано­вившиеся между РАК и деловыми американскими партнерами, ста­ли важнейшим фактором сближения между Россией и США [28].

Немаловажное значение для судеб дальневосточных российских окраин имело то обстоятельство, что деятельность Российско-амери­канской компании способствовала формированию целой плеяды за­мечательных патриотов и самоотверженных исследователей, предан­ных идее укрепления российских позиций на Тихом океане, сыграв­ших выдающуюся роль в дальнейшем развитии и освоении Дальнего Востока. Среди них — И.В. Фуругельм, главный правитель Русской Америки, а с 1865 по 1870 г. — военный губернатор Приморской области; архиепископ Иннокентий Вениаминов, будущий митропо­лит Московский и Коломенский, горячий сторонник присоединения Амурского края к России, вложивший немало сил и энергии в реше­ние этой задачи; В.С. Завойко, начальник Охотской фактории РАК, ставший в 1849 г. начальником Камчатки, руководитель героической обороны Петропавловска-Камчатского от нападения англо-французс­кой эскадры в 1854 г.; уроженец Русской Америки А.Ф. Кашеваров, мореплаватель и исследователь, командовавший в 1850-х гг. Аянс-ким портом. Это и блестящие морские офицеры, плававшие на судах Российско-американской компании и внесшие огромный вклад в ис­следование российского Дальнего Востока: Ф.Ф. Беллинсгаузен, Ф.П. Врангель, Л.А. Гагемейстер. И.Ф. Крузенштерн, О.Е. Коцебу, Г.И. Давыдов, П.Т. Козьмин, Д.В. Никольский, А.К. Этолин, Н.А. Хвос­тов, А.А. Халезов, Д.И. Орлов, А.И. Рудаков и многие другие.

В целом можно сказать, что даже самый беглый обзор основ­ных аспектов деятельности Российско-американской компании убе­дительно свидетельствует о том неоценимом вкладе, который она внесла в изучение Северной Пасифики, о ее выдающейся роли в многогранном процессе освоения северной части Тихоокеанского ре­гиона и дальневосточной окраины России.

 

Примечания

1.  Российско-американская компания и изучение Тихоокеанского севе­ра, 1799-1815: сб. док. М.: Наука, 1994. С. 17.

2.  Правила для учрежденной компании // Там же. С. 17-18.

3.  Содержание привилегий для учреждаемой компании // Там же. С. 18-19.

4.   Федорова С.Г.  Русское население Аляски и Калифорнии (конец ХVIII века — 1867 г.). М., 1971. С. 45.

5.  Тихменев П.А. Историческое обозрение образования Российско-аме­риканской компании и ее действий до настоящего времени. СПб., 1863. Ч. 2. Прилож. С. 12-13.

6.  Алексеев А.И. Береговая черта. Магадан, 1987. С. 140-141.

7.  Пасецкий В.М. Иван Федорович Крузенштерн. М., 1974. С. 30-55; Коцебу О. Новое путешествие вокруг света в 1823-1826 гг. М., 1987. С. 4.

8.  Ивашинцов Н. Русские кругосветные плавания с 1803 по 1849 год. СПб., 1872. С. 236-237; Алексеева Е.В. Русская Америка. Американская Россия? Екатеринбург,  1998. С.  15-21;  Масленников Б. Морская карта рассказывает. М., 1986. С. 291; Коцебу О. Указ. соч. С. 5.

9.  Давыдов Г.И. Двукратное путешествие в Америку морских офице­ров Хвостова и Давыдова, писанное сим последним. СПб., 1810. Ч. I; СПб., 1812. Ч. II.

10.  Международные отношения на Дальнем Востоке. М., 1973. Кн. 1. С. 55-56; Груздев А.И. Береговая черта на карте. Владивосток, 1996. С. 147.

11.  Масленников Б. Указ. соч. С. 253, 258, 266, 270, 271, 286, 291-292, 293, 316, 342.

12.  Алексеев А.И. Русские географические исследования на Дальнем Востоке и в Северной Америке. XIX — начало XX в. М.: Наука, 1976. С. 10.

13.  Там же.

14.  Россия и США: становление отношений. 1765-1815. М., 1980. С. 344.

15.  Масленников Б. Указ. соч. С. 334-335.

16.  Российско-американская компания и изучение Тихоокеанского се­вера, 1815-1841. М.: Наука, 2005. С. 6.

17.  Загоскин Л.А. Пешеходная опись части русских владений в Аме­рике. СПб., 1847. Ч. I; СПб., 1848. Ч. II.

18.  Алексеев А.И. Береговая черта. С. 156-157; Он же. Освоение рус­скими людьми Дальнего Востока и Русской Америки. М.: Наука, 1987. С. 75-77; Масленников Б. Указ. соч. С. 257, 270-271, 277, 285-286, 291-293, 316-317, 320-321, 323, 335.

19.  Барсуков И. Граф Николай Николаевич Муравьев-Амурский. М., 1891. С. 171-172; Алексеев А.И. Освоение русскими людьми... С. 78-79; Болховитинов Н.Н. Русско-американские отношения и продажа Аляски. 1834-1867. М., 1990. С. 93.

20.  Алексеев А.И. Освоение русскими людьми... С. 166-167.

21.  Федорова С.Г. Русское население... С. 126-131.

22.  Сафронов Ф.Г. Русские промыслы и торги на Северо-Востоке Азии в ХVП - середине XIX в. М., 1980. С. 115-117.

23.  Сафронов Ф.Г. Тихоокеанские окна России. Хабаровск, 1988. С. 87-89, 93.

24.  Там же. С. 96-98, 101, 115-117.

25.  Слюнин Н.В. Охотско-Камчатский край. СПб., 1900. Т. 1. С. 83.

26.  Болховитинов Н.Н. Указ. соч. С. 84.

27.  Там же. С. 147.

28.  История и США. М., 1983. Т. 1: 1607-1877. С. 274.

 

 

РУССКАЯ АМЕРИКА 
Материалы III Международной научной конференции 
«Русская Америка» (Иркутск, 8–12 августа 2007 г.)

Предоставлена архитектурно-этнографическим музеем Тальцы