Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Страницы истории Восточно-Сибирской студии кинохроники: Начало и конец

Кинооператор П. А. Петров на строительстве Братской ГЭС

Кинооператор П. А. Петров на строительстве Братской ГЭС

Кинооператор Петр Артемьевич Петров на строительстве БАМа

Кинооператор Петр Артемьевич Петров на строительстве БАМа

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ СТУДИИ КИНОХРОНИКИ: НАЧАЛО И КОНЕЦ

О точной дате основания Восточно-Сибирской студии кинохроники (далее ВССК или студия) до сих пор идут споры. Что принять за основу: первую съемку В. А. Петрова, состояв­шуюся 1 мая 1928 года (вышеназванный приказ правления «Союзкино» от 11 сентября 1930 года), или первый номер кино­журнала «Восточная Сибирь», вышедший в сентябре 1932 года. Известно, что в этом номере главной темой стали новостройки. В журнал вошли сюжеты о возведении моста через Ангару и строительстве локомотивного завода в г. Улан-Удэ (СМ, 1974, 28.02). Есть еще документы «Союзкино», меняющие статус сту­дии. Это приказ от № 19 от 20 октября 1934 года, когда она бы­ла переименована в «Производственную базу Восточно-Сибир­ского края». И приказ 7 февраля 1936 г. № 14, когда ее еще раз переименовали, теперь уже в Иркутскую студию кинохроники. Трестом «Союзкино» назначалась заработная плата, шло снаб­жение новой техникой, оформлялось увольнение и принятие на работу.

В августе 1937 года вышел первый звуковой фильм «Аршан». В 1938 году Студия Кинохроники перебралась из подвалов кинотеатра «Художественный» в Польский костел, где и находилась до начала 1970-х годов. Несмотря на трудности, кино­документалисты обретали свое лицо, нарабатывали творческое мастерство. Операторы — Виктор Петров, Константин Матков и Николай Чикмеев — плодотворно трудились в довоенные годы. Первые шаги делали Алексей Белинский, Петр Петров, Оскар Зекки.

Мне кажется, что датой возникновения ВССК следует все-таки считать сентябрь 1932 года, когда на экраны вышел пер­вый журнал «Восточная Сибирь», положивший начало возни­кновения регулярного кинопроизводства.

Операторы студии, среди которых многие были учениками В. А. Петрова, снимали сюжеты и фильмы по всей Восточной Сибири. Чтобы освещение жизни разных регионов Сибири бы­ло более равномерным и регулярным, стали открывать кор­пункты. В 1943 году был открыт корпункт в Чите, чтобы быть готовыми освещать события, происходящие на Восточном фронте. 9 марта 1949 года был открыт корпункт в Красноярске, 11 июля 1951 года — в Тувинской автономной области (респу­блика Тыва). В Бурятии и Якутии в начале 60-х корреспондент­ские пункты были переименованы в филиалы студии. Это бы­ло вызвано тем, что на студии появился новый вид деятельно­сти. Филиалы (якутский, бурятский и тувинский) начали ду­блировать советские фильмы, а также киножурналы «Восточная Сибирь» на национальные языки. В соответствии со всеми эт­ими новыми задачами Иркутскую студию кинохроники в 1964 году переименовали в Восточно-Сибирскую студию кинохро­ники. Увеличился объем работы. Студия в это время выпуска­ла в год 48 киножурналов «Восточная Сибирь» — это в среднем 340 сюжетов в год. Кроме того, 7-8 общеэкранных докумен­тальных фильмов, в том числе полнометражных (6-8 частей), то есть идущих по часу и более, таких, например, как «Капсе, Яку­тия» (1973), «Большой десант» (1978), «Жили-были Семь Си­меонов» (1989), «Шторм» (1990) и др.

Кроме того, более двадцати картин снимали ежегодно по заказу различных министерств и ведомств. Например, к юби­лею управления «Братскгэсстрой» была снята полнометражная картина «Братская ГЭС. Проблемы, свершения». В годы рас­цвета коллектив студии вместе с филиалами и корпунктами насчитывал около двухсот человек.

В 1970-х годах мы решили подсчитать свои географические владения. Оказалось, что это почти треть территории Советского Союза — 7 миллионов 325 тысяч квадратных километров. Причем ни одно значительное событие, происходившее на этой территории, не оставалось незамеченным нашими собкорами, а значит, и сохранилось в хронике.

Начиная с 50-х годов, все грандиозные проекты, так назы­ваемые «стройки века», осуществлялись в Восточно-Сибирском регионе. Это ангарские гидростанции: Иркутская, Братская, Усть-Илимская, Богучанская. Каскад ГЭС на Енисее, на север­ных реках (Мамакан). Вокруг них росли новые города. Дешевая электроэнергия позволяла развивать энергоемкие промышленные производства: алюминиевые заводы, металлургические и химические комбинаты, лесопромышленные комплексы. Же­лезная дорога переходила на электротягу. А затем началось строительство Байкало-Амурской магистрали. И все это, от первого колышка и первых десантов изыскателей и строителей и до момента сдачи объектов, запечатлено в исторически бесценных хроникальных кадрах.

Хронику часто сравнивают с дорогим вином: чем больше выдержка, тем она дороже. Сохранились кадры уходящей в прошлое сибирской экзотики. Десятки народностей Сибири и Крайнего Севера со своей самобытной культурой, искусством, народными промыслами, укладом жизни и бытом были постоянными объектами самого пристального внимания кинокамер.

А еще «не тронутые техникой» тайга и тундра с их обитате­лями! Бесчисленные сибирские реки, в том числе такие могу­чие, как Лена и Енисей! Растянувшийся на тысячи километров Северный Ледовитый океан! И, наконец, Байкал!

Обо всем этом сняты десятки фильмов. Ну а где отыщешь сегодня столько кинопортретов людей самых редких и самых разных романтических профессий?! Это охотники, рыбаки, оле неводы и мараловоды, моряки с атомных ледоколов, летчики северной авиации, алмазодобытчики, старатели. А сибирские писатели, ученые, художники! Например, известные на весь мир златокузнецы из Бурятии («Мастера»). Или Тувинские камнерезы, создающие из камня фигурки людей и животных высочайшей художественной ценности («Камень Тойбухаа»). Живая история XX века в невосполнимых уникальных кино­кадрах.

Это поистине бесценный исторический материал, накоп­ленный более чем за 70 лет существования ВССК — студии, ко­торую всегда считали одной из сильнейших в стране. По край­ней мере, по количеству наград международных и российских она опережала не только другие региональные студии, но и ус­пешно соперничала с официозной Центральной студией документальных фильмов, коллектив которой в разы превышал чи­сленный состав ВССК.

«Кинематографическая Атлантида» — так назвал свои воспоминания о Восточно-Сибирской студии кинохроники талантливый кинорежиссер-документалист Валерий Хоменко: «...когда-то в недавнем прошлом это был целый материк, ги­гант качественного сибирского кино. Сегодня пучина времени окончательно поглощает его... Сибирское документальное ки­но, как когда-то Атлантида, тоже отходит в область мифов...»

Остается последний шанс — удержать в памяти яркую стра­ницу иркутской истории при помощи таких, как эта книга вос­поминаний, по возможности стараясь не мифологизировать их.

И еще. Хроника может «работать». Она способна украсить сегодняшние программы и выпуски новостей.

Например, недавняя трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС освещалась местными телеканалами с точки зрения групп спасателей из Иркутска, помогавших в ликвидации последствий катастрофы. Но в событийных материалах как-то не догадались использовать кадры хроники из спецвыпуска киножурнала «Восточная Сибирь» № 27 за 1979 г. «Стойкость». Эта лента посвящена первой из четырех техногенных аварий, произошедших на этой ГЭС. Кинокадры тридцатилетней давности и сегодня впечатляют своей энергией, драматизмом. Кстати ска­зать, этот выпуск был награжден первой премией «Всесоюзно­го смотра фильмов о Сибири и Дальнем Востоке». Даже цен­тральные каналы не попытались рассмотреть событие в истори­ческий перспективе. Только несколько серьезных газет сооб­щили, что во время строительства этой гидростанции в целях сокращения затрат был решено не пробивать в скальном грун­те боковой резервный водосток, предусмотренный проектом. Этот водосток позволил бы в экстремальных ситуациях, кото­рые регулярно повторяются на Енисее, осуществлять сброс паводковых вод. Сегодня к тому давнему проекту решено вернуть­ся. Вот сколько интересной дополнительной информации мо­гло бы подарить использование старой хроники.

 

Фрагмент из книги Татьяны Зыряновой
"Мастера экранной публицистики Сибири"
Иркутск, 2009 год

На сайте Прибайкалье (http://pribaikal.ru)
публикуется с разрешения автора