Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

О вкладе И.А. Бароцци де Эльса в становлении производительных сил Восточной Сибири

Пароход «Граф Муравьёв – Амурский» в день испытаний. На палубе (предположительно) полковник И.А. Бароцци де Эльс.  Октябрь 1858 г.

Пароход «Граф Муравьёв – Амурский» в день испытаний. На палубе (предположительно) полковник И.А. Бароцци де Эльс. Октябрь 1858 г.

Николаевский железоделательный завод в 1870 году

Николаевский железоделательный завод в 1870 году

Николаевский железоделательный завод в 1890 году

Николаевский железоделательный завод в 1890 году

Кованая старинная лопата, найденная краеведами г. Братска на железорудных рудниках, откуда поступала руда на Николаевский железоделательный завод.

Кованая старинная лопата, найденная краеведами г. Братска на железорудных рудниках, откуда поступала руда на Николаевский железоделательный завод.

Пархомов Владимир Александровичпрофессор Байкальского государственного университета экономики и права . 

(Опубликовано в Научном вестнике Байкальского государственного университета экономики и права №16, 2010, с.101-108)

 

О вкладе И.А. Бароцци де Эльса в  становлении производительных сил Восточной Сибири

Крылатая идея М.В. Ломоносова «Могущество России Сибирью прирастать будет» начала воплощаться в нашем регионе в первой половине и середине ХIХ века, когда был подписан Айгунский договор, началось интенсивное освоение месторождений различных полезных ископаемых и появились зачатки  промышленности. Развитие и достижения горного дела и промышленности в Сибири связаны с именами многих выдающихся людей. Память одних увековечена в названиях городов, географических объектов, названиях улиц и площадей. Другие, внесшие не меньший вклад в конкретные дела, по разным причинам остаются малоизвестными.

Среди них можно назвать и генерал – майора, графа Ивана Антоновича Бароцци де Эльс (1804 – 1863). Он был не только строителем и начальником первого в Восточной Сибири Николаевского железоделательного завода (в 23 км от Братска). С 1854 года до конца жизни он служил ревизором при Главном управлении Восточной Сибири по железо – чугунному производству, осуществляя контроль над производством всех горных предприятий и заводов. В конце 19 века завод  по своей мощности входил в число лучших заводов России. Он выпускал чугун, железо, печные плиты и другие изделия, тем самым, сыграв большую роль в развитии экономики Сибири и Дальнего Востока.

Иван Антонович создал не только металлургическое производство в Сибири, но и дал путёвку в жизнь первым пароходам на Байкале,  построенным на судоверфи в п. Листвянка.  Это было большим вкладом и в развитие транспортных путей Сибири.

Время оказалось несправедливым к  крупному сибирскому инженеру. О жизни и работе этого человека известно крайне мало. В летописи г. Братска имеется упоминание о том, что на реке Долоновке в 1847 году начато строительство Николаевского железоделательного завода, техническое руководство которым осуществлял корпуса горных инженеров полковник Бароцци де Эльс. В Иркутской летописи сообщается, что он скончался в 1863 году и похоронен на Иерусалимском кладбище. Его могилы не сохранилось, поскольку на месте кладбища в годы советской власти был парк культуры и отдыха с танцплощадками и прочими увеселениями. Не удалось найти и его портрета, за исключением словесного (и, скорее всего, созданного писателем) в романе Ф.Н. Таурина «Каторжный завод».

Какие сведения об этом незаурядном человеке удалось установить  мне, потомку в пятом колене?

Иван Антонович выходец из дворянской семьи. Его родители имели итальянские корни и жили в Молдавии. Отец Антон Иванович отставной майор служил  полицеймейстером г. Бендеры. Как свидетельствуют документы, он был знаком  с Пушкиным А.С. и Липранди И.П., близким другом поэта. Братья Бароцци де Эльс Антон и Яков в Бендерах принимали Александра Сергеевича, куда великий поэт приезжал для сбора материалов для «Полтавской битвы».

Иван Антонович окончил Горный Кадетский Корпус в год восстания на Сенатской площади в возрасте 20 лет. В опубликованном списке всех окончивших Корпус он числится под номером 122. После окончания оставлен при корпусе в Санкт – Петербурге и два года служил дежурным штаб-офицером.

Но затем куда только ни забрасывала судьба выпускника Горного корпуса.  В 1827 году Бароцци де Эльс направлен в штат Грузинской экспедиции. Здесь он выполнил минералогическй осмотр горы Мухровани и прилегающие к ней окрестности. Затем   составил планы, фасады и чертежи Грузинских горных заводов с их землями, всеми устройствами и заведениями. После окончания этих работ был  командирован в Тифлисский монетный двор, где заведывал Грузинским горным казначейством. В этом же году находился при минералогическом осмотре Армянской области и окрестностей озера Гокчи. По результатам экспедиций   составил подробную записку о состоянии в Грузии горного дела. Записка была опубликована в «Горном журнале» №12 за 1829 год в статье «Геогностическое описание некоторых стран Армянской области, в особенности лежащих в окрестности озера Гокчи, или Гокчая».

Из Грузии  10 сентября 1829 направлен в крепость Баку для присмотра за исправностью нефтяных колодцев, где занимался их починкою. Сверх того он занимался исследованием природных горячих газов для их использования в стекольном заводе, строительство которого предполагалось начать в Баку.

 В 1831 году  по прошению был переведен из Грузинской экспедиции  в Златоустовские заводы чиновником особых поручений по Оружейной фабрике. Здесь он составил краткое историческое описание Златоустовских заводов для включения в краткую историю Оренбургского края. С 1833 года он был управителем Каменского завода, а затем до 1845 года служил помощником горного начальника Гороблагодатских заводов.

В июне 1845 года  по распоряжению Министра финансов командируется в Нижнеудинский округ Иркутской губернии  для проведения  изысканий и определения способов производства чугуна и железа на новом железоделательном заводе, вблизи от недавно открытого Долоновского железорудного месторождения в устье реки Оки. В этом же году под его руководством началось строительство Николаевского железоделательного завода, а первый чугун завод выдал в 1847 году. 

 В 1854 г., после выхода завода на полную мощность, Иван Антонович назначается ревизором по чугунно-железному и солеваренному производству при Главном Управлении Восточной Сибири с правами Уральского Берг-инспектора. В этой должности он контролирует Николаевский и Петровский металлургические заводы и Усольский солеваренный завод. В Иркутском областном государственном архиве сохранилось большое количество документов о его деятельности в этот период (распоряжения, акты ревизий, инвертаризаций, ответы на жалобы и доносы работников). Не забудем, что на заводах работали в основном каторжане.

26 октября 1858 года Иван Антонович получает предписание от генерал – губернатора Муравьёва – Амурского за №1252 о проведении испытаний парохода, построенного на верфи в п. Лиственичное. Пароход  был назван в честь генерал - губернатора «Граф Муравьёв – Амурский». На приводимом снимке на палубе парохода запечатлён (предположительно) испытатель парохода полковник А.И. Бароцци де Эльс.

Поскольку история развития пароходства на Байкале достаточно запутана и противоречива, полностью приводим архивные документы: рапорт с отчётом о проведённых испытаниях и предписание о проведении испытания второго парохода, построенного на той же верфи.

«Его сиятельству, Генерал - Губернатору Восточной Сибири,

Господину Генерал  Адъютанту, Генерал от Инфантерии,

 Графу Муравьеву – Амурскому

Ревизора при Главном Управлении Восточной Сибири

 по железо-чугунному производству

Корпуса Горных Инженеров Полковника Бароцци де Эльс.

 

Рапорт

Во исполнение предписания Вашего сиятельства от 26 Октября за №1252 честь имею почтительнейше донести о произведенных на Байкале опытах вновь устроенного парохода и о результатах оных.

День 27 числа прошел в разных подготовлениях для опытов как – то: в подвозке на пароход дров, в чеканке швов и заклепок у котлов, в замазке швов у труб, прогреве котлов, кипячении в них воды, накоплении и выпуске паров для доведения их до надлежащей сухости.

Утром 28 числа, после снятия парохода с якоря, пущена в ход паровая машина на малый ход в 45%. Пароход по данному направлению поплыл передним ходом, прошел расстояние в 3 версты и возвратился к прежнему месту стоянки.

Ход машины был ровный и правильный, пароход шел вперед и обратно спокойно. Во время плавания парохода в топочном пространстве спирался дым и нередко вырывался вон с пламенем от недостаточной тяги воздуха, что очевидно происходило частью от сырости употребленных дров, но более от тесных пролетов между колосниками. Местами в складках котла, а также в спаях и в стыках паропроводных труб, выходил пар; вообще пар был недостаточно сух и нередко выбрасывался из паровыпускной трубы вместе с водою.

Предположено сделать следующие исправления. Для увеличения тяги колосники переложить наново, оставив между ними широкие пролеты; все места в котле и трубах, пропускающих пар, исправить и тогда приступить к продолжению опыта с сухими дровами.

По окончании исправлений, по утру  30 числа приступлено к продолжению опытов. Паровая машина снова пущена в 45%, пароход, отойдя от места стоянки на 5 верст в море, плавал несколько раз вперед и обратно между берегов Байкала спокойно и быстро, во все время был послушен рулю. Проплытое им расстояние в 2 часа простиралось до 30 верст, что и составляет хода в час 15 верст.

По окончании опыта пароход поставлен на якорь на прежнее место его стоянки. Тяга воздуха в печи была достаточна; из швов и склепок котла, а также из паропроводных труб пар не выходил; но при выходе пара из паровыпускной трубы, несколько раз вместе с паром выбрасывалась вода. К устранению этого единственного недостатка при пароходе, Строителем оного Г. Гудом будут немедленно приняты надлежащие меры.

Для испытания достоинства паровой машины, упругость паров, во время плавания парохода несколько раз понижалась до самого ничтожного давления; причем машина постоянно действовала ровно и безостановочно, что служит доказательством отличного ее устройства.

Произведенные опыты ведут к тому заключению, что когда на пароходе все устройства будут приведены в порядок, а рабочие правильно приучатся ко всем приемам работы, то пароход при полном ходе в 60% будет проплывать с грузом от 20 до 25 верст в час.

Полковник Бароцци де Эльс.

Октября 31 дня 1858 года, Листвиничная пристань».

Проведённые испытания были столь успешны, что Н.Н. Муравьёв – Амурский выдаёт новое предписание.

«3 ноября 1858 года.

№ 5022, Иркутск.

Об испытании второго парохода на Байкале

Ревизору по чугунно-железному

производству Восточной Сибири

Г. Полковнику Бароцци де Эльс.

Прочитав с удовольствием рапорт Вашего В-ва от 31 минувшего Октября за №146 об испытании вновь устроенного парохода на Байкале, я утруждаю Вас, Милостивый Государь, еще покорнейшею просьбою, сделать испытание и второго парохода.

Генерал - Губернатор Восточной Сибири,

Генерал  Адъютант, Генерал от Инфантерии,

 Граф Муравьев – Амурский».

 

Приведённые документы позволяют сделать несколько уверенных заключений, опровергающих опубликованные сведения о начале судостроения и судоходства на Байкале. Во – первых, рапорт полковника Бароцци де Эльс позволяет однозначно установить дату начала эксплуатации парохода «Граф Муравьёв – Амурский». В нашем распоряжении имеется второй снимок парохода хоть и недостаточно качественный, но позволяющий установить его название. На колёсной части парохода, где обычно наносится имя корабля, можно прочесть название «Граф Муравьёв – Амурский», а второй снимок позволяет подтвердить отождествление.

 Вторым заключением является вывод о создателе парохода. Вопреки существующему мнению о том, что строителем пароходов на Байкале был гражданин греческого происхождения Бенардаки, в рапорте испытателя полковника Бароцци де Эльс упоминается Г. (вероятно господин) Гуд (в тексте эта фамилия выделена). Бенардаки, известный как крупный заводчик и миллионер  скорее всего был владельцем верфи, а инженером ответственным за создание парохода был упомянутый в рапорте Гуд.

Таким образом, полковник Бароцци де Эльс  не только руководил строительством  и долгое время был директором Николаевского железоделательного завода. На посту ревизора железо – чугунного производства Восточной Сибири он много сделал для развития металлургического производства, контролируя Николаевский и Петровск-Забайкальский металлургические заводы. Кроме этого он был испытателем, давшим путёвку в жизнь, вновь построенным пароходам на Байкале. Эта деятельность послужила началу судоходства на Байкале и  способствовала созданию и модернизации транспортных путей, что позволило доставлять продукцию Николаевского завода во многие пункты Восточной Сибири и направлять её во вновь осваиваемые территории Дальнего  Востока, которые отошли к России благодаря подписанному Н.Н. Муравьёвым – Амурским Айгунскому договору.

За свою деятельность полковнику Бароцци де Эльс  И.А. в 1860 году был произведён в генерал – майоры. Получил он и ряд орденов –– орден Св. Анны 3 степени (1850 год), Св. Станислава 3 степени (1854 год), Анны 2 степени с Императорской коронй (1856 год), Станислава 2 степени (1858 год) и знаки беспорочной службы за XX и XXV лет. Кроме того, он был представлен к званию члена – корреспондента Российской Академии Наук по Горному отделению.  Об этом свидетельствует следующий документ.

"Именные списки чиновников, представленные в правление императорской Академии Наук служащих по горным заводам Восточной Сибири и служащих под главным начальством генерал-губернатора в горном (V) отделении Главного управления и по частным золотым промыслам Восточной Сибири

24.10.1860 - 8.05.1861

1. Бароцци де Эльс Иван Антонович"

На мой взгляд, изложенные исторические документы, заставляют нас подумать о посильном восстановлении исторической справедливости. Да, очень хорошо, что реставрируются дома Волконских и Трубецких. Но может быть найдётся и немного денег (возможно, из обещанных области средств на проведение юбилея), чтобы отдать должное людям, которые внесли реальный вклад в промышленное становление и развитие Восточной Сибири.

 

Литература. 

  1. Документы Иркутского Областного Государственного Архива
  2. Заблоцкий Е.М. Горное профессиональное сообщество дореволюционной России.
  3. А. Дулов. Николаевский железоделательный завод. БГ Знание. РУ
  4. http://www.bratsk.xost.ru/index/history/zavod.htm
  5. «Архивные ведомости» от 28.02.2005 г., г. Екатеринбург 

 

Выражаю признательность Заблоцкому Е.М. и начальнику информационного отдела Иркутского областного Государственного Архива Ильиной Е.В. за ценные консультации  и возможность использования снимков парохода «Граф Муравьёв – Амурский».