Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Люди, оставившие след в истории Иркутска: Об Иване Антоновиче Бароцци де Эльс

Первый пароход Граф Муравьев-Амурский в Иркутске 1858 г.

Первый пароход "Граф Муравьев-Амурский" в Иркутске 1858 г.

Пархомов В.А.
(Опубликовано в газете «Родная Земля» 15.01.2010)

Приближается 350 летний юбилей нашего города. К юбилейным датам принято подводить итоги свершениям и оценивать пройденный путь. В истории Иркутска много славных страниц и много людей внесли свои ум, силы и старания для того, чтобы город стал тем, что он есть сейчас.

Одним из них был Иван Антонович Бароцци де Эльс

Интересно на примерах судеб исторических персонажей, попавших в Сибирь принудительно или добровольно, исследовать какой памятный след на сибирской земле они оставили, проблему славы, известности, получения ими титулов, наград и званий. Оценить воздействие, которое  они оказали на будущее своей жизнью,  поступками и деяниями. С одной стороны, это - тайные общества, открытый мятеж и неповиновение царю,  деяния,  признанные государственным преступлением и ссылка в Сибирь. С другой стороны, каждодневная добросовестная, ответственная, созидательная служба на благо отечества.

 Такое исследование выполнено на сравнении биографий и дел декабриста князя генерал – майора Волконского С.Г.(1788-1865) и малоизвестного графа генерал - майора Бароцци де Эльс И.А. (1805 – 1863). Оценкой их деятельности служат документы (предписания, прошения царю), подписанные    генерал – губернатором Восточной Сибири генерал - адъютантом графом Муравьёвым – Амурским Н.Н. 

Поводом для исследования послужили сомнительные публикации  декабристоведов, широко представленные в различных источниках. В частности, в лекциях кандидата исторических наук Карацюбы И.В., в материалах другого кандидата наук О.И. Киянской, в материалах «Областной газеты», на Интернет – сайтах. В указанных источниках я встретил такой биографический фрагмент одного из главных и широко известных персонажей среди ссыльных декабристов.

Сергей Григорьевич Волконский.  Генерал-майор, член Южного тайного общества декабристов. В 1826 году был осужден на 20 лет каторги. Сначала отправлен на Николаевский железоделательный завод Иркутской губернии, а затем на Нерчинские рудники (выделено авторм). С 1844 г. С.Г. Волконский со своей семьей жил на поселении в Иркутске. Через 17 лет ему было разрешено переехать в Москву. Умер в селе Воронки Черниговской губернии в своем имении.

Мог ли Волконский быть отправлен на Николаевский железоделательный завод в 1826 году? Уважаемые историки плохо знакомы с историей развития экономики Восточной Сибири, и, вероятно, не читали летописей Иркутска и Братска. Ошибка, допущенная одним автором, начинает кочевать по многим изданиям.

Когда построен этот завод, кто строил этот завод, какую роль сыграл этот завод в экономическом развитии  Восточной Сибири и Иркутска?

Прежде всего, если говорить о хронологии, то строительству Николаевского завода предшествовала находка в 1842  году крестьянином д. Долоново Герасимом Поповым железной руды в 25 километрах к юго-западу от Братского острога. Сооружение Николаевского завода было вызвано большой потребностью Восточной Сибири в чугунных и железных изделиях. Она  особенно возросла в связи с быстрым развитием в Восточной Сибири золото добывающей промышленности. Строительство завода на реке Долоновке в устье реки Оки в 23 километрах от Братского острога началось в 1845 году, а первый чугун был получен в 1847 году.

Приведённые сведения, прежде всего,  со всей определённостью  указывают на искажение исторических сведений в биографии Волконского С.Г. в источниках, цитированных ранее. Не мог декабрист быть отправлен на завод, которого ещё не существовало. Но это обстоятельство позволяет мне остановиться более детально на строительстве завода и на личности руководителя стройки.

 Средства на сооружение завода в размере 137 117 рублей были выделены государственным заемным банком, а техническое руководство строительством было поручено корпуса горных инженеров полковнику Бароцци де Эльс Ивану Антоновичу.

Остановимся подробнее на его личности, поскольку он и в дальнейшем внёс существенный вклад в развитие металлургической и солеваренной промышленности Восточной Сибири и становление пароходства на Байкале.

Иван Антонович также как и Волконский  выходец из дворянской семьи. Его родители имели итальянские корни и жили в Молдавии. Отец Антон Иванович был майор,  полицеймейстер Бендер. Как свидетельствуют документы, был знаком  с Пушкиным и Липранди и в Бендерах принимал Александра Сергеевича, куда он приезжал для сбора материалов для «Полтавской битвы».

Иван Антонович в возрасте 20 лет окончил Горный Кадетский Корпус в год восстания на Сенатской площади. После окончания он оставлен при корпусе в Санкт – Петербурге и два года служил дежурным штаб-офицером.

Но затем куда только ни забрасывала судьба выпускника Горного корпуса.  В 1827 году Бароцци де Эльс направлен в штат Грузинской экспедиции. Здесь он выполнил минералогическй осмотр горы Мухровани и прилегающие к ней окрестности. Затем   составил планы, фасады и чертежи Грузинских горных заводов с их землями и всеми устройствами и заведениями. После окончания этих работ был  командирован в Тифлисский монетный двор. В этом же году находился при минералогическом осмотре Армянской области и окрестностей озера Гокчи. По результатам экспедиций   составил подробную записку о ходе в Грузии горного дела. Записка была опубликована в «Горном журнале» №12 за 1829 год в статье «Геогностическое описание некоторых стран Армянской области, в особенности лежащих в окрестности озера Гокчи, или Гокчая».

Из Грузии  10 сентября 1829 направлен в крепость Баку для присмотра за исправностью нефтяных колодцев, где занимался их починкою. Сверх того занимался исследованием природных горячих газов для их использования в стекольном заводе, строительство которого предполагалось в Баку.

 В 1831 году  по прошению был переведен из Грузинской экспедиции на Урал. Здесь он составил краткое историческое описание Златоустовских заводов для включения в краткую историю Оренбургского края. С 1833 года он был управителем Каменского завода, а затем до 1845 года служил помощником горного начальника Гороблагодатских заводов.

В июне 1845 года  по распоряжению Министра финансов он командируется в Нижнеудинский округ Иркутской губернии  для проведения  изысканий и определения способов производства чугуна и железа на новом железоделательном заводе. В этом же году под его руководством началось строительство завода, который получил название «Николаевский железоделательный завод». Первая плавка металла была сделана на заводе в 1847 году. После выхода завода на полную мощность завод в 1854 г. Иван Антонович назначается ревизором по чугунно-железному и солеваренному производству при Главном Управлении Восточной Сибири с правами Уральского Берг-инспектора. В этой должности он контролирует Николаевский и Петровский металлургические и Усольский солеваренный заводы.

26 октября 1858 года, уже работая в Иркутске,   получает предписание за №1252 от генерал – губернатора Муравьёва – Амурского о проведении испытаний построенного на верфи в п. Лиственичное парохода. Пароход впоследствии был назван в честь губернатора «Граф Муравьёв – Амурский». На приводимом снимке на палубе парохода предположительно снят испытатель парохода полковник А.И. Бароцци де Эльс.

Поскольку история развития пароходства на Байкале достаточно запутана и противоречива, полностью приводим архивные документы: рапорт с отчётом о проведённых испытаниях и предписание о проведении испытания второго парохода.

 «Его сиятельству, Генерал - Губернатору Восточной Сибири,

Господину Генерал  Адъютанту, Генерал от Инфантерии,

 Графу Муравьеву – Амурскому

Ревизора при Главном Управлении Восточной Сибири

 по железо-чугунному производству

Корпуса Горных Инженеров Полковника Бароцци де Эльс.

 

Рапорт

Во исполнение предписания Вашего сиятельства от 26 Октября за №1252 честь имею почтительнейше донести о произведенных на Байкале опытах вновь устроенного парохода и о результатах оных.

День 27 числа прошел в разных подготовлениях для опытов как – то: в подвозке на пароход дров, в чеканке швов и заклепок у котлов, в замазке швов у труб, прогреве котлов, кипячении в них воды, накоплении и выпуске паров для доведения их до надлежащей сухости.

Утром 28 числа, после снятия парохода с якоря, пущена в ход паровая машина на малый ход в 45%. Пароход по данному направлению поплыл передним ходом, прошел расстояние в 3 версты и возвратился к прежнему месту стоянки.

Ход машины был ровный и правильный, пароход шел вперед и обратно спокойно. Во время плавания парохода в топочном пространстве спирался дым и нередко вырывался вон с пламенем от недостаточной тяги воздуха, что очевидно происходило частью от сырости употребленных дров, но более от тесных пролетов между колосниками. Местами в складках котла, а также в спаях и в стыках паропроводных труб, выходил пар; вообще пар был недостаточно сух и нередко выбрасывался из паровыпускной трубы вместе с водою.

Предположено сделать следующие исправления. Для увеличения тяги колосники переложить наново, оставив между ними широкие пролеты; все места в котле и трубах, пропускающих пар, исправить и тогда приступить к продолжению опыта с сухими дровами.

По окончании исправлений, по утру  30 числа приступлено к продолжению опытов. Паровая машина снова пущена в 45%, пароход, отойдя от места стоянки на 5 верст в море, плавал несколько раз вперед и обратно между берегов Байкала спокойно и быстро, во все время был послушен рулю. Проплытое им расстояние в 2 часа простиралось до 30 верст, что и составляет хода в час 15 верст.

По окончании опыта пароход поставлен на якорь на прежнее место его стоянки. Тяга воздуха в печи была достаточна; из швов и склепок котла, а также из паропроводных труб пар не выходил; но при выходе пара из паровыпускной трубы, несколько раз вместе с паром выбрасывалась вода. К устранению этого единственного недостатка при пароходе, Строителем оного Г. Гудом будут немедленно приняты надлежащие меры.

Для испытания достоинства паровой машины, упругость паров, во время плавания парохода несколько раз понижалась до самого ничтожного давления; причем машина постоянно действовала ровно и безостановочно, что служит доказательством отличного ее устройства.

Произведенные опыты ведут к тому заключению, что когда на пароходе все устройства будут приведены в порядок, а рабочие правильно приучатся ко всем приемам работы, то пароход при полном ходе в 60% будет проплывать с грузом от 20 до 25 верст в час.

Полковник Бароцци де Эльс.

 Октября 31 дня 1858 года, Листвиничная пристань».

Проведённые испытания были столь успешны, что Н.Н. Муравьёв – Амурский выдаёт новое предписание.

«3 ноября 1858 года.

№ 5022, Иркутск.

Об испытании второго парохода на Байкале

Ревизору по чугунно-железному

производству Восточной Сибири

Г. Полковнику Бароцци де Эльс.

Прочитав с удовольствием рапорт Вашего В-ва от 31 минувшего Октября за №146 об испытании вновь устроенного парохода на Байкале, я утруждаю Вас, Милостивый Государь, еще покорнейшею просьбою, сделать испытание и второго парохода.

Генерал - Губернатор Восточной Сибири,

Генерал  Адъютант, Генерал от Инфантерии,

 Граф Муравьев – Амурский».

 

Приведённые документы позволяют сделать несколько уверенных заключений, опровергающих опубликованные сведения о начале судостроения и судоходства на Байкале. Во – первых, рапорт полковника Бароцци де Эльс позволяет однозначно установить дату начала эксплуатации парохода «Граф Муравьёв – Амурский». Снимок хоть и недостаточно качественный, но на колёсной части парохода, где обычно наносится имя корабля, можно прочесть название, а второй снимок позволяет подтвердить отождествление. Вторым заключением является вывод о создателе парохода. Вопреки существующему мнению о том, что строителем пароходов на Байкале был гражданин греческого происхождения Бенардаки, в рапорте испытателя полковника Бароцци де Эльс упоминается Г. (вероятно господин) Гуд (в тексте эта фамилия выделена). Бенардаки, известный как крупный заводчик и миллионер  скорее всего был владельцем верфи, а инженером ответственным за создание парохода был упомянутый в рапорте Гуд.

Таким образом, полковник Бароцци де Эльс  не только руководил строительством  и долгое время был директором Николаевского железоделательного завода. На посту ревизора железо – чугунного производства Восточной Сибири он много сделал для развития металлургического производства, контролируя Николаевский и Петровск-Забайкальский металлургические заводы. Кроме этого он был испытателем, давшим путёвку в жизнь, вновь построенным пароходам на Байкале. Эта деятельность послужила началу судоходства на Байкале и  способствовала созданию и модернизации транспортных путей. Это позволило доставлять продукцию Николаевского завода во многие пункты Восточной Сибири и направлять во вновь осваиваемые территории Дальнего  Востока, которые отошли к России благодаря подписанному Н.Н. Муравьёвым – Амурским Айгунскому договору.

За эту деятельность полковнику Бароцци де Эльс  И.А. в 1860 году был произведён в генерал – майоры. Получил он и ряд орденов –– орден Св. Анны 3 степени (1850 год), Св. Станислава 3 степени (1854 год), Анны 2 степени с Императорской коронй (1856 год), Станислава 3 степени (1858 год) и знаки беспорочной службы за XX и XXV лет. Кроме того, он был представлен к званию члена – корреспондента Российской Академии Наук по Горному отделению.

Теперь обратимся к документам того же периода, касающиеся жизни и деятельности князя С.Г. Волконского. Как пишет Тамара ПЕРЦЕВА, ст. научный сотрудник Декабристского комплекса, отношения декабристов с иркутскими чиновниками были непростыми. Некоторые чиновники видели в «государственных преступниках» возможность упрочить свое служебное положение и чинили им всяческие препятствия. Только с приездом в Иркутск нового генерал-губернатора Н.Н. Муравьева, слывшего либералом, положение изменилось. Он не только бывал вместе с женой в домах Волконских и Трубецких, но интересовался мнением декабристов по многим вопросам, давал им поручения. Волконский был даже взят на службу в качестве чиновника особых поручений для заведования путевой канцелярией при поездке Муравьёва Н.Н. в Санкт – Петербург. Эти факты подтверждаются приводимыми далее документами. Первый в этом ряду документ, свидетельствующий о великодушии Муравьёва – письмо председателю Сибирского и Кавказского Комитета, где Волконский служил коллежским асессором о прикомандировании его в распоряжение генерал - губернатора.

 

«Сибирский Комитет
Господину Генерал Губернатору Восточной Сибири
В Санкт – Петербурге
27.10. 1857 № 376

Согласно желанию Вашего Превосходительства, Господин Председатель Сибирского Комитета разрешил командировать в ваше, Милостивый государь, распоряжение на всё время пребывания в Санкт -  Петербурге чиновника по особым поручениям канцелярии Кавказского и Сибирского Комитетов коллежского асессора князя Волконского для занятий делами по усмотрению Вашего Превосходительства.

Сообщая о сем Вам Милостивый Государь честь имею присовокупить, что князю Волконскому приказано явиться к Вам и состоять в полном влиянии и распоряжении Вашего Превосходительства.

Управляющий делами Комитета статс – секретарь Бутаков В. П.»

 

Муравьёв Н.Н. благодарит управляющего делами Комитета.

«Его Превосходительству Бутакову В.П.

Милостивый государь Владимир Петрович!

Получив уведомление Вашего Превосходительства от 27 сего октября о командировании в моё распоряжение для занятий делами на время пребывания моего в Санкт – Петербурге чиновника особых поручений канцелярии Кавказского и Сибирского Комитета коллежского асессора князя Волконского (подчёркнуто в оригинале) я поспешаю принести Вам милостивый государь искреннюю мою признательность за распоряжение, которое не могу иначе принять как за внимание со стороны Председателя Комитета и личное от Вас мне обязательство.

Примите Ваше Превосходительство уверение в совершенном моём к Вам уважении и преданности.

Н. Муравьёв 29 октября 1857».

 

По результатам поездки и, вероятно, в силу особого расположения к Волконскому или по другим, неизвестным нам причинам, губернатор решил представить его к ордену. Однако, обратим внимание на заслуги, за которые может быть пожалован орден.

 «В настоящий приезд мой в Санкт – Петербург путевая моя канцелярия находилась в заведовании чиновника особых поручений канцелярии Сибирского и Кавказского Комитета Двора Вашего Императорского Величества камер – юнкера князя Волконского, который управляя ею в течение пребывания один по всем ведомствам как в обычность мою здесь, так и во время отсутствия моего за границею когда производство всех дел и исполнений оставалось на его руках – исполнялись им с такими отличиями и успехами, что приобретают полное право на особенную Всемилостивейшую награду.

Найдя в коллежском асессоре Волконском полное знание Сибири, где он прослужил 8 лет, я обязан его способностям и деятельности также успешными до конца дел вверенного мне края для достижения коего я сюда приехал; посему считаю связанным для меня доверием повергнуть заслуги князя Волконского на высочайшее Ваше Императорское Величество воззрение и всеподданнейшее испрашивание.

Как с ожидаемою мною Государь милость награждения поведанного чиновника ордена Св. Владимира  4 степени, ордена Св. Станислава 2 степени.

Подписал: Генерал Адъютант Губернатор Восточной Сибири

Муравьёв Н.Н.

Губернский секретарь Рагозин

2.01.1858 Санкт – Петербург».

Однако, прошение Муравьёва Н.Н. о награждении орденом Волконского С.Г. царём было отклонено, о чём  свидетельствует ответ, подписанный князем Орловым.

 

«Его Превосходительству Н.Н. Муравьёву.

Милостивый государь Николай Николаевич!

Государь Император прочитал всеподданнейшую докладную записку Вашего Превосходительства от 2го сего января о награде управляющего здесь путевою канцелярией Вашего чиновника особых поручений Канцелярии Кавказского и Сибирского Комитетов его Императорского Величества в звании камер – юнкера, коллежского асессора князя Волконского орденом Св. Станислава 2й степени и усматривает из представленных его величеству сведений, что князь Волконский пожалован в звание камер – юнкера только 1 января сего 1858 года изволил найти в настоящее время неудобным дать сему чиновнику орден, так как назначение его в камер – юнкеры есть также награда.

Сообщая о сём Вашему Превосходительству я покорнейше Вас прошу принять уверение в моём совершенном почтении и преданности.

Князь Орлов  5.01.1858».

Обратим внимание на достаточно быстрое принятие решений. Сравнение заслуг двух государственных чиновников для представления их к орденам наводит на грустные размышления. Горный инженер, который служит со всем рвением на благо России и создаёт реальные ценности, получает орден лишь в результате значительных достижений, а именно после пуска железоделательного завода в эксплуатацию. Однако бывшему государственному преступнику потребовалось всего лишь три месяца канцелярской работы для представления к ордену. Эти эпизоды со всей очевидностью  показывают, что справедливость была проблемой во все времена. И это при жизни персонажей. А как помнят потомки о наших героях?

Декабристы, несмотря на их статус государственных преступников, имеют музейные комплексы, о них написаны книги, сняты кинофильмы, проводятся многочисленные научные конференции, на которых рассматриваются различные аспекты их жизни и деятельности.

Что касается Бароцци де Эльса, внёсшего огромный вклад в развитие производительных сил и экономики Сибири, то даже его могилы не сохранилось, поскольку он был похоронен на Иерусалимском кладбище в Иркутске. Как известно, на месте кладбища в годы советской власти был парк культуры и отдыха с танцплощадками и прочими увеселениями. Не удалось найти и его портрета, за исключением словесного (и скорее всего созданного писателем) в романе Ф.Н. Таурина «Каторжный завод».

«Два генерала, сидевшие за оживленной беседой  в губернаторском кабинете разительно отличались наружностью своей друг от друга.

Военный губернатор, генерал-лейтенант Густав Карлович Венцель как истый потомок тевтонов был высок, широкоплеч, костист и белобрыс. Впрочем о последнем можно было лишь догадываться, так как губернатор был совершенно лыс.

В сидевшем напротив генерал-майоре Иване Антоновиче Бароцци де Эльсе сказывалась южная кровь: роста он был ниже среднего, склонный к полноте, черноволосый и смуглый».

Николаевский железоделательный завод внес огромный вклад в развитие экономики Восточной Сибири, обеспечивая чугунными, стальными и железными изделиями развивающуюся промышленность таёжного края.  Завод прекратил своё существование в 1907 году, не выдержав конкуренции с Уральскими металлургическими заводами  после открытия Транссибирской магистрали.

Что осталось на сегодняшний день от Николаевского завода? Сам завод погружен в воды Братского водохранилища (залив Долоновский). Из незатопленного остались сами рудники в виде карьеров и колодцев, также видны пласты кокса (или чего-то подобного) и сама руда уложенная в большие поленницы.  На берегу водохранилища краеведами установлен памятный знак, напоминающий редким туристам о том, что в этих местах находился первый в Восточной Сибири Николаевский железоделательный завод. Эти сведения находятся на сайте братских краеведов.

Пароход «Губернатор Муравьёв – Амурский» долгое время перевозил грузы и пассажиров на Байкале.

На мой взгляд, изложенные исторические документы заставляют нас подумать о посильном восстановлении исторической справедливости. Да, очень хорошо, что реставрируются дома Волконских и Трубецких. Но может найдётся немного денег из обещанных области средств на проведение юбилея. чтобы отдать должное людям, которые внесли реальный вклад в промышленное становление и развитие нашего края.

Использованные Материалы

1.     Документы Иркутского Областного Государственного Архива

2.     Заблоцкий Е.М. Горное профессиональное сообщество дореволюционной России. http://russmin.narod.ru/index.html

3.     А. Дулов. Николаевский железоделательный завод. БГ Знание. РУ

4.     Российский общеобразовательный портал_ Лекции online.htm

5.     http://www.bratsk.xost.ru/index/history/zavod.htm

6.     Областная газета от  02.10. 2006  № 83 (83), г.Иркутск

7.     «Архивные ведомости» от 28.02.2005 г., г. Екатеринбург

Благодарю Заблоцкого Е.М. за ценные консультации и материалы и выражаю признательность начальнику информационного отдела ИОГА Е.В. Ильиной за ценные консультации и предоставление снимков.