Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Из истории иркутской писательской организации : 1970-е - 1980-е годы

Слева направо, сверху вниз: Чуркин, В. Соколов, Ин. Луговской, В. Козловский, ... , В. Гинкулов, Е. Ячменева, В. Трушкин, ... , Е. Жилкина, В. Стародумов, В. Распутин, С. Китайский, А. Зверев, ... , .

Слева направо, сверху вниз: Чуркин, В. Соколов, Ин. Луговской, В. Козловский, ... , В. Гинкулов, Е. Ячменева, В. Трушкин, ... , Е. Жилкина, В. Стародумов, В. Распутин, С. Китайский, А. Зверев, ... , .

Всплеск литературной волны 60-х в 70-80-е гг. приобретает характер уверенного течения, когда заявки молодых на творчество успешно подтверж­даются, прибавляются новые таланты. Иркутская писатель­ская организация входит в число самых сильных в стра­не. Два имени — Вампилов и Распутин получают мировую известность.

Слава А. Вампилова дости­гает апогея в первое десяти­летие после его гибели: все пьесы с аншлагом идут в сто­личных театрах, спектакли с именем драматурга-сибиряка на афишах в ГДР и ФРГ, США, Франции, Греции, Англии, Японии и других стран; по пьесам Вампилова снимают­ся кинофильмы. Культурная общественность постепенно приходит к осознанию, что А. Вампилов — это последний классик ХХ в. в драматургии.

Огромную читательскую ау­диторию завоёвывает творчес­тво В. Распутина, его проза и публицистика. Проблемы пла­нетарного масштаба нашли своё отражение в новых по­вестях писателя: отношения человека и природы в усло­виях наступления технического прогресса («Прощание с Матёрой», 1976), необходи­мость сохранения духовно-нравственного опыта поколений, совестливого отношения к жизни («Последний срок», 1970; «Живи и помни», 1974). Знаменитые распутинские старухи как воплощение на­родной мудрости стали от­крытием литературы; язык коренных русских сибиряков мастерски преображён в высо­кохудожественную прозу.

Книги повестей и расска­зов Распутина выходят в цен­тральных, республиканских и областных издательствах мас­совыми тиражами, выдержи­вают по нескольку изданий, переводятся на многие ино­странные языки. По произве­дениям писателя снимаются кинофильмы.

Всё больше времени зани­мает и общественная деятель­ность. Распутин страстно вы­ступает в защиту сибирской природы, озера Байкал, рату­ет за сохранение историческо­го Иркутска.

Высокая ответственность пи­сателя за своё слово приносит ему читательское признание и уважение властей: он ста­новится   лауреатом   Государственной премии СССР, Героем Социалистического Труда.

В 70-80-е гг. на общерос­сийский уровень выходит творчество довольно большой группы писателей-иркутян. Помимо Иркутска они изда­ются в других сибирских го­родах, в Москве и за рубежом. Их вдохновляют главные темы времени: судьба сибирского села, нравственное состояние общества, осмысление истори­ческого прошлого. Преобла­дает «деревенское» направле­ние, при этом каждый прозаик вносит свой неповторимый опыт и свою манеру письма.

Ярко раскрывается талант А. Зверева. В своих повестях и рассказах он заявляет о се­бе как писатель-фронтовик («Выздоровление». М., 1982; «Раны». М., 1983) и как писатель-«деревенщик» («Как по синему морю». Ирк., 1984), защитник природы («Лыковцы и лыковские гости», Ирк., 1980). Зверев рисует впечатляющие картины народной жизни, обнаруживая владение сочным, колоритным русским языком. Убедительно, с художествен­ной глубиной исследовал пи­сатель характер сибирского крестьянина   в   сложнейшее историческое время ХХ в. — с 30-х — коллективизации — по 80-е.

Много и успешно, с обширным тематическим охватом работает Дм. Сергеев. Нравственным по­терям на войне посвящена его повесть «Позади фронта». Впер­вые опубликованная в 1967 г., в 70-е она переиздаётся, при­влекая внимание всё большего круга читателей правдивостью, чувством сопереживания героям, ищущим на войне времен­ного счастья. Другие повести и романы — о труде геологов, об историческом прошлом Иркут­ска, а также фантастические и приключенческие для детей.

Становится писателем Ин. Черемных — благодаря горя­чему желанию рассказать о друзьях-однополчанах. Его по­весть «Разведчики» (Ирк., 1970) автобиографична и предельно правдива.

Надо сказать, обращение к пережитому в прошедшей вой­не повлекло за собой осмысле­ние и более далекого истори­ческого прошлого.

У А. Зверева в повести «Ра­ны» соединились в судьбе главного героя тяготы фронто­вых будней с воспоминаниями о великом переломе — коллек­тивизации, которая отражена писателем с сочувствием к простому сельскому труженику. Подвергает сомнению при­вычный — со стороны крас­ных — взгляд на Гражданскую войну Ст. Китайский в романе «Поле сражения» (М., 1973), а его повесть «В начале жатвы» (Ирк., 1975) — открытое стол­кновение двух характеров и через них — двух подходов к устройству деревенской жиз­ни: частного, единоличного хозяйствования, с упорным трудом каждого, конкретными и очевидными результатами и коллективно-колхозного, ове­янного романтикой революци­онных преобразований, с на­деждой на общее облегчение от общих усилий, плоды кото­рых больше ожидаемы в буду-щем,чем в настоящем, и личная ответственность размыта. К событиям Гражданской войны обращается также А. Гурулёв в романе «Росстань» (Ирк., 1968) и проблеме очередного экс­перимента над селом — ук­рупнения хозяйств в повести «Чанинга» (Ирк., 1970). Сюда же можно отнести повесть Е. Суворова «Не плачь, ястреб» («Дом на поляне») (Ирк., 1982), в которой тема противостоя­ния частного и коллективного труда на земле раскрыта в бо­лее мягкой, лирико-поэтической интонации. Социальной ломке в стране, новому отчуж­дению народа от власти в на­чале 30-х гг. посвящен роман Дм. Сергеева «Конный двор» (М., 1984), повествующий о жизни иркутской городской окраины.

Так исподволь иркутские прозаики подходили к пере­смотру истории 20 — 30-х гг. в Сибири, особенно судьбы крестьянства, ставшего жерт­вой социально-политических потрясений ХХ в.

О природе Сибири и её людях, Байкале пишет свои повести и очерки В. Жемчужников («Бе­лая лайка». М., 1981). В разных жанрах работает Г. Пакулов: начинает как поэт, пишет де­тскую сказку, исторический роман «Варвары» (1976), по­вести из таёжной и геологи­ческой жизни («Глубинка». М., 1981), во всем проявляя себя живописцем.

Книги фантастических по­вестей издаёт с конца 60-х по 80-е в Иркутске и Москве Б. Лапин («Под счастливой звездой», 1978; «Первый шаг», 1985); о разрушительном для души приспособленчес­тве размышляет А. Шастин («Человек из поезда», 1981), а Г. Николаев рисует драматич­ные отношения людей на про­изводстве в книгах «Плеть о двух концах» (Ирк., 1970), «Три опоры» (М., 1974) и др. О тру­жениках сибирских строек пи­шет Б. Костюковский,адресуя свои книги молодежи («Судьба друга: повесть о Б. Гайнули-не». М., 1963; «Земные братья». М., 1975); В. Марина на­ходит себя в юмористической прозе («Павильон Раймонды». Ирк., 1987; «Верхотуров про­тив Меломана». Ирк., 1999). Публикует в Москве две при­ключенческие повести для молодого читателя В. Киселёв; три романа — Л. Огневский. В писательский союз всту­пает очеркист Л. Шинкарев, известный своими книгами: «Путешествие по острову АЕ» (Новосибирск, 1967), «Сибирь: откуда она пошла и куда она идет» (Ирк., 1974) и др.

Одним из самых издаваемых в столице иркутян становится Г. Машкин — на его счету бо­лее десяти московских книг.