Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Побег из иркутского тюремного замка (Мария Школьник)

М. М. Школьник в группе эсеров в Акатуе

Иркутский тюремный замок

18 августа 1911 года газета «Сибирь» сообщила о побеге из больничного корпуса Иркутского тюремного замка политической заключенной Марии Школьник.

Мария Марковна отбывала наказание в Мальцевской тюрьме Нерчинской каторги за покушение в 1906 году на черниговского губернатора А. А. Хвостова.

В 1910 году Мария Марковна серьезно заболела и ей потребовалась операция, которую в условиях Мальцевской тюрьмы сделать было невозможно. С большим трудом было получено разрешение отправить М. М. Школьник в больничный корпус Иркутского тюремного замка. Однако и иркутская тюремная больница оказалась неприспособленной для операции. Иркутские товарищи Марии Марковны хлопотали о разрешении сделать операцию в одной из городских больниц, но тюремная администрация согласия на это не дала. Тогда М. М. Школьник написала известному иркутскому доктору Ивану Павловичу Михайловскому, прося его сделать операцию. Иван Павлович согласился прооперировать Марию Марковну и пришел в больничный корпус тюремного замка с двумя коллегами, принеся с собой инструменты и все необходимое.

9 дней спустя после операции М. М. Школьник узнала от тюремного фельдшера, что через четыре дня она будет выслана назад в Мальцевскую тюрьму: «Ехать обратно туда было выше моих сил. Я не могла уйти от живых звуков города. И я решила бежать во что бы то ни стало».

Мария Марковна надумала бежать через подворотню в воротах. Выполнить этот план ей помогла одна уголовная по имени Маша, которая служила уборщицей во дворе. Маша незаметно подкопала доску под воротами. После этого М. М. Школьник послала записку товарищам в город, прося их о том, чтобы в субботу, во время прогулки на тюремном дворе, её ждал извозчик. В камере Марии Марковны уже была спрятана мужская одежда и парик, присланные иркутскими товарищами.

М. М. Школьник пишет в своих воспоминаниях: «Тихо, не поднимаясь с постели, я распорола свою подушку и вынула мужское платье. Я одела на голову платок и поверх мужской одежды натянула тюремный халат; одетая таким образом, я улеглась. Я не могла и не хотела спать. Я думала, что мне осталось жить всего несколько часов, но я предпочитала умереть от пули солдата, чем вернуться назад в тюрьму».

В шесть часов утра Мария Марковна вышла на прогулку. Выбрав удобный момент, одним прыжком очутилась возле подворотни, сбросила арестантский халат, вытащила доску из-под ворот, не произведя ни малейшего шума, пролезла под воротами: «Я поднялась с земли как раз в тот момент, когда часовой, пройдя до конца своего поста повернулся ко мне лицом. Я увидела пролетку, стоявшую на углу. Я знала, что мне нужно идти медленно. Но секунды казались мне вечностью, и короткое расстояние между мной и пролеткой превратилось в бесконечное пространство. Мне казалось, что я совсем не двигаюсь, а стою, как будто прикованная к месту. Скоро я была уже в пролетке, и мы скрылись из виду, завернув в один из переулков. Чувство величайшего счастья, счастья свободы наполнило все мое существо».

Администрация так и не узнала каким образом бежала Мария Марковна, так как Маша, находившаяся во дворе во время побега, поставила доску на свое место и сожгла тюремный халат беглянки.

Некоторое время М. М. Школьник скрывалась у иркутских товарищей, у незнакомых людей на съемных квартирах. Но в Иркутске было оставаться опасно — по всему городу её искала полиция. Тогда иркутские товарищи составили план отправить Школьник в качестве сестры милосердия в переселенческом поезде, шедшем на Дальний Восток. Марии Марковне удалось благополучно добраться до Харбина, а затем переехать в Европу.

 

После 1917 года М. М. Школьник вернулась в Россию и через некоторое время вступила в компартию. Получала персональную пенсию. Умерла Мария Марковна в 1955 году.

 

На фото:

В первом ряду - справа от мужчины в белой папахе - Мария Спиридонова (убила в Тамбове губернского советника Луженовского).

Рядом с ней в шали - Александра Измайлович (покушалась на жизнь минского губернатора).

Женщины во втором ряду —

Лидия Езерская (покушалась на жизнь могилевского губернатора Клингенберга),

Мария Школьник (участвовала в покушении на черниговского губернатора А. А. Хвостова),

Анастасия Биценко (убила в Саратове генерала Сахарова),

Ревекка Фиалка (судилась за лабораторию бомб).

 

 

Источники:

1. Ю. П. Колмаков "Иркутская летопись 1661 - 1940 гг.". Иркутск, 2004 г., стр.242.
2. М. М. Школьник "Жизнь бывшей террористки". (Почитать можно здесь Нерчинская каторга 1900 - 1917)
3. Фотографии: Бабушкин альбом
4. С. И. Медведев "Иркутск на почтовых открытках". Москва, 1996 г., стр. 477