Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Земледельческая культура и порождение власти. Захоронения вождей в Японии.

«От Исикавы – сибирякам. Занимательная история Исикавы». Глава 4

Переселение из восточной части материка в Японию земледельческих племен, владеющих к тому же мастерством изготовления металлических орудий, имело вполне реальные причины. Это и резкое похолодание климата, поставившее земледелие северных регионов под угрозу, и неустойчивая политическая ситуация в Китае, порожденная переходом от междуусобных войн к правлению династии Цин, а затем сменой ее на династию Хань. Другими словами, природные и политические изменения вызвали переселение людей, желающих обрести уверенность и спокойствие. Люди узнали, что южнее Корейского полуострова, через море, есть земля «Ямато» (нынешний японский архипелаг) с более теплым, чем у них, климатом. Неудивительно, что многие связали с этим новым земным раем свои надежды.

Эти переселенцы не только распространили в Японии земледелие, в частности, рисоводство, которого до них здесь не знали, но и способствовали резкому изменению образа жизни благодаря введению богослужения и искусству выплавки металлов. Железные топоры и ножи могли служить оружием, железо заметно улучшило качество сельскохозяйственных инструментов, таких, как мотыга, лопата. А медный меч, штык, так же как и медное зеркало, становятся атрибутами власти. Эта новая эпоха, которую мы называем «яëи», просуществовала около 700 лет.

Культурный прогресс, связанный с наступлением эпохи «яëи», выращивание риса и других сельскохозяйственных культур на полях, ставших гарантированным источником продовольствия, укрепило связи людей с землей. Жившие сначала небольшими семьями люди объединялись в общину, а несколько общин уже составляли племя. И в общинах, и в племенах появлялись вожди, постепенно складывалась общественно-политическая система иерархической власти. Затем среди множества подобных племен возникла тенденция к объединению в целях упрочения своей власти. Подобные объединения уже можно было назвать «землями». Эти «земли», или древние княжества, ради расширения своих владений не останавливались и перед применением военной силы. Две тысячи лет назад, незадолго до наступления нашей эры, Японию буквально раздирали внутренние войны. Тот период истории в Японии называют «периодом раздоров страны Ямато». Этот период заканчивается во втором-третьем веке н.э. выходом на политическую арену нескольких крупных княжеств, в основном в западной части Японии, одним из которых можно назвать княжество Яматай, возглавляемое женщиной-правительницей Химико. Затем, во второй половине третьего века в восточной части Японии, в долине Нара, расположенной на берегу Японского Внутреннего моря, образуется княжество Ямато, сосредоточившее всю власть. Оно положило начало японской государственности.

До настоящего времени в большом количестве сохранились захоронения древних правителей отдельных княжеств. После завершения эпохи «яëи», произошедшее в 3 веке н.э., наступает новая эпоха длительностью около трехсот лет, ее называют «эпохой курганов». Вначале древние захоронения, курганы, имели форму насыпного холма либо боковых пещер, но с течением времени размеры курганов увеличивались, они приобретали сложную форму комбинаций квадратов и кругов (например, форма «квадрат + круг», «квадрат + квадрат» и др.). Древних князей, сосредоточивших в своих руках верховную власть, хоронили в курганах формы «квадрат + круг», вождей рангом ниже, предводителей отдельных земель – в форме «квадрат + квадрат». Таким образом, форма кургана, его величина напрямую зависела от объема власти. Вообще, подобные захоронения во всем мире являются частью духовной культуры древних людей. Так и «эпоха курганов» в Японии повествует о жизни людей, переселившихся с материка, а также о возникновении власти.

В префектуре Исикава первая, еще слабая волна переселенцев, положившая начало эпохе «яëи», приходится на период около 300 лет до новой эры. Эти переселенцы с Корейского полуострова, прижившись в месте высадки, постепенно распространились по всей западной Японии. При этом во многих районах Исикавы находят, правда в небольших количествах, глиняную посуду, идентичную той, что извлекают при раскопках во всей западной Японии. Вероятно, эта культура была привнесена морским путем с запада. В том, что сообщение между уже ставшей земледельческой западной Японией и еще пребывавшей в эпохе «дзëмон» Исикавой произошло в удивительно короткий срок, без сомнения, заслуга Японского моря.

Однако для полной смены эпох необходимо время. Это происходит спустя 200-300 лет, почти одновременно с приходом новой эры. На регион Хокурику буквально обрушивается вторая, мощная волна переселенцев, в результате чего и на равнине Кага, и на полуострове Ното образуются крупные общины. В качестве примера можно привести становища Йокаити (г. Комацу), Йоссаки и Суба (г. Хакуи). Обе эти общины во многом сходны: обе расположены в низинах, в местах слияния реки и озера, то есть их местоположение благоприятно как для земледелия, так и для водных сообщений. Обе общины занимали территорию более 100 тыс. м², вокруг которой был вырыт глубокий ров, а строения и кладбища находились внутри. Подобный тип становищ характерен для общин, живущих земледельческим трудом и имеющих свою религию. Трудно утверждать, каким именно путем пришли эти люди, но то, что это были переселенцы с материка, не вызывает сомнений.

Одновременно с появлением общины в ней появляется лидер, поддерживающий и направляющий жизнь в этой общине, а также регулирующий ее связи с внешним миром. Со временем этот лидер становится князем, появляется аристократия.

Разумеется, в Исикаве существовали не только эти две крупные общины, но и множество мелких, принявших земледелие в качестве основного способа существования. Отражение «периода раздоров страны Ямато» находят и в Исикаве. Так, свидетельством попыток оградиться от нашествия врагов служат и глубокие рвы вокруг обживаемой территории, и строительство жилищ на горах. Этим отличаются многие становища эпохи «яëи». Наступление эпохи курганов в Исикаве связывают с влиянием древнего могучего княжества Идзумо, расположенного в Западной Японии на берегу Японского моря (нынешняя префектура Симанэ), поскольку местные курганы по форме напоминают курганы Идзумо. Конец 3-го и 4-й век н.э. характеризуется переносом власти страны Ямато в регион Хокурику. К этому времени меняется и форма курганов, отныне большинству из них придают форму «квадрат + квадрат». Древние курганы в Исикаве встречаются и в районе Кага – на равнине Энума и на холмах Номи, и на полуострове Ното – от низины Ооти до побережья залива Нанао. Именно в этих местах была сосредоточена социальная жизнь того времени.

Постепенное развитие общества, укрепление власти способствовали развитию не только земледелия, но и прочих аспектов культуры, в частности, ремесел. Не стала исключением и Исикава. Начиная с эпохи «яëи» и затем на протяжении эпохи курганов в районе Кага достигли высокого мастерства в изготовлении украшений, а на полуострове Ното научились выпариванию соли, жизненно необходимого продукта. Впоследствие эти ремесла, взращенные коллективным трудом древних общин, стали одними из самых известных в Японии отраслей местных производств.

(Йонэда)

 

Книга публикуется
на сайте
www.pribaikal.ru
с разрешения авторского коллектива,
общества "Исикава-Россия"
мэрии города Канадзава и администрации
префектуры Исикава