Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Негосударственная экспертиза в Иркутске

Алексей Владимирович Говорин

Павел Валерьевич Баловацкий

Денис Степанович Татарников

Негосударственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий уже в этом году может стать равноценной го­сударственной экспертизе и служить основанием при выдаче разре­шения на строительство. На соответствующий правительственный акт проектировщики и строители возлагают большие надежды. Специали­сты полагают, что приравнивание заключения негосударственной экс­пертизы к заключению государственной экспертизы позволит решить многие проблемы: будет сформирован новый сегмент рынка, получит дополнительный толчок к развитию конкуренция, повысится качество проводимой экспертизы, и, как следствие, улучшится механизм обес­печения безопасности возводимых объектов.

Напомним, Градостроитель­ный кодекс РФ уже в изначаль­ной редакции предусматривал два вида экспертизы - государственную и негосударствен­ную, но, введя понятие «негосударственная экспер­тиза», Градкодекс не предложил механизм реализации ее за­ключений, а значит, не освобо­дил строительные организации от необходимости прохождения госэкспертизы. В середине прошлого года Правительство РФ издало распоряжение, в котором наметило ряд мер в целях со­вершенствования регулирования строительной отрасли, осу­ществления контрольно-надзорных функций и предоставления государст­венных услуг в области градостроитель­ной деятельности. Помимо снятия избыточных административных барь­еров, Правительство потребовало также обеспечить реализацию мероприятий, направленных на развитие системы не­государственной экспертизы.

Мы обсудили вопросы, связанные со становлением в России системы негосу­дарственной экспертизы проектной до­кументации и результатов инженерных изысканий с директором ООО «Глав-стройпроект» Алексеем Владимирови­чем Говориным, главным инженером проекта ОАО «Иркутский Промстрой-проект» Павлом Валерьевичем Баловацким и директором филиала СРО НП «Ассоциация инжиниринговых компаний» на территории Иркутской области Денисом Степановичем Татарниковым.

-Чем вызвана необходимость ре­формирования в сфере экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации?

- Институт государственной экспер­тизы в том виде, в каком он существует сегодня, не совершенен и нуждается в модернизации. И хотя ликвидация моно­полии государственной экспертизы у многих экспертов вызывает опасения, введение института независимых экс­пертов, но не в качестве альтернативы, а в помощь государственной, - мера по­ложительная. Судите сами. Ответствен­ность за проведение госэкспертизы несет государство. Если возникнет си­туация, когда будет причинен вред здо­ровью и жизни физических лиц и ущерб юридическим, отвечать должно госу­дарство. Нам не известен ни один слу­чай , когда государство ответило бы за последствия экспертизы; как правило, за качество строительства отвечает за­стройщик - всем своим имуществом. Поэтому у застройщика должна быть возможность выбирать, где экспертиза будет проведена лучше и качественнее.

На сегодняшний день все участники строительного рынка отмечают, что го­сэкспертиза не успевает выдавать за­ключения в отведенный законом трехмесячный срок. Реформа позволит снять проблему перегруженности орга­низаций, осуществляющих государст­венную экспертизу, и значительно сократить сроки получения разрешений на строительство. Таким образом, дан­ная мера создаст предпосылки для сни -жения административных барьеров в инвестиционно-строительной сфере и, как следствие, ускорит темпы развития отрасли.

Следующий момент. Государствен­ные экспертные органы не имеют права проводить экспертизу отдельных разде­лов проекта, в то время как органам не­государственной экспертизы такое право делегировано. Объектом негосу­дарственной экспертизы могут являться проектная документация в полном объеме или ее отдельные разделы, а также результаты инженерных изыска­ний. Заказчик может заказать экспер­тизу только одного из разделов, состоящего из нескольких вариантов конструктивных решений, и на основе квалифицированного заключения вы­брать тот вариант, который наиболее полно обеспечит конструктивную на­дежность и безопасность объекта. На сегодняшний момент такая процедура невозможна. Нередко часть проекта в процессе работы подвергается коррек­тировке, но чтобы согласовать только его, нужно пройти процедуру согласо­вания всего проекта заново.

Наконец, негосударственная экс­пертиза необходима еще и потому, что, отдавая проект в госэкспертизу, у про­ектировщиков нет возможности отстаи­вать свои прогрессивные идеи. Сегодня проще сделать проект без применения новых технологий - тогда он точно полу­чит положительное заключение. Осно­вываясь на стандартах 80-х гг., госэкспертиза не воспринимает инно­вационные решения, не хочет брать на себя ответственность. Любое нестан­дартное решение, которое, между тем, не противоречит правилам конструиро­вания, проектировщики должны дока­зывать в Москве.

Разумеется, сфера действия него­сударственной экспертизы значительно уже, чем государственной экспертизы, поскольку нельзя направить на негосу­дарственную экспертизу, например, проектную документацию объектов, со­ставляющих государственную тайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также объектов, финансирование которых полностью или частично осуществляется с исполь­зованием бюджетных средств. Появле­ние негосударственной экспертизы позволило бы решить проблему не­больших объектов, коммерческих объ­ектов, в том числе многочисленных мансард, подвалов, пристроек, а также проектов перепланировки, изменения профиля здания, проектов реставра­ционных работ, капитального ремонта и так далее.

-Каким образом будет работать механизм обеспечения ответствен­ности частных компаний за качество выполненной работы?

- После внесения изменений в Гра­достроительный кодекс и обеспечения условий функционирования системы негосударственной экспертизы, вста­нет вопрос о создании общественной организации, которая объединит орга­низации негосударственной экспер­тизы и возьмет на себя ответственность за организационно-методическое обес­печение проведения экспертизы, за­щиту интересов перед федеральными, региональными и другими органами, за подготовку кадров и т.д. Эта же органи­зация должна будет отвечать за нане­сенный материальный ущерб. То, что трудно осуществить одной организа­ции, вполне под силу будет профессио­нальному сообществу. Это логично, когда между профессионалами уста­навливаются доверительные отноше­ния. Мы строим гражданское общество, и нет необходимости в том, чтобы госу­дарство регулировало наши взаимо­отношения.

Что касается непосредственно от­ветственности за объект и его эксплуа­тацию, закон в этом отношении предполагает субсидиарную ответ­ственность. Субъектами правоотноше­ний по проведению негосударственной экспертизы проектной документации являются либо застройщик, либо заказчик, с одной стороны, и коммерческое либо некоммерческое юридиче­ское лицо, осуществляющее негосударственную экспертизу, с другой стороны.

-А что вы можете сказать по поводу квалификации и компе­тентности самих экспертов? Установлены ли нормы и критерии оценки экспертов в частных негосударственных экспертных ком­паниях?

- Сегодня нет единых и понятных требований по этому вопросу. Ра­зумеется, что внедрение нового института должно обеспечиваться до­полнительными механизмами - эффективной системой аккредитации организаций, осуществляющих негосударственную экспертизу, реаль­ной проверкой знаний аттестуемых экспертов, контролем за соответ­ствием результатов экспертизы требованиям технических регламентов и стандартов. Эксперт должен будет нести полную ответственность за результат проведенной экспертизы по рассмотренным им разделам проектной документации или по документации в целом. Предусматри­ваются меры, по которым в случае некачественной подготовки экс­пертного заключения действие аттестата эксперта может быть приостановлено или аннулировано без права его восстановления.

Основной недостаток любой экспертизы - отсутствие квалифици­рованных аттестованных специалистов с первого дня приема на работу. Эксперт должен быть практиком, в противном случае через 5-6 лет его квалификация устареет. Значит, внедрение нового института должно обеспечиваться дополнительными механизмами: эффективной систе­мой подготовки квалифицированных экспертов, для чего должно быть введено понятие «аттестация экспертов проектов строительства» и при­няты реальные шаги для подготовки и проведения такой аттестации. Тогда не будет повода сомневаться в квалификации проведения госу­дарственной или негосударственной экспертизы. Вопрос в том, на какой основе будет создан этот институт повышения квалификации.

-Представим, что введение института негосударственной экс­пертизы состоялось. Какие результаты можно прогнозировать уже сегодня?

- Во-первых, сократятся сроки проведения экспертизы. Так, оцен­щики обещают справиться с любым объектом за месяц и менее. В том числе за счет большего числа экспертов и развития электронного доку­ментооборота. Это позволит застройщику в нужные ему сроки и при удовлетворительной цене провести экспертизу. Во-вторых, упростится использование новых технологий. Возможность реализовывать иннова­ционные решения сделает привлекательными инвестиции в строитель­ную сферу, в том числе для зарубежных компаний. В-третьих, снизится стоимость квадратного метра. Негосударственная экспертиза будет ре­комендовать удешевить те или иные объемно-проектировочные реше­ния. В-четвертых, реализация проекта будет находиться под контролем экспертов на всех этапах реализации, в том числе на вводе в эксплуа­тацию.

Самое главное, реформирование в сфере экспертизы направлено на поддержание высокого качества оценки соответствия и поддержа­ние положительной репутации в экспертной среде. Принцип взаимо­действия между экспертной и проектной организацией изменится с государственно-контрольного на партнерский, направленный на повы­шение безопасности и качества проекта, а не на формальное получение положительного заключения.

Не исключено, что расширение полномочий негосударственной экс­пертизы может привести к появлению «карманных» экспертиз, незави­симость которых будет сомнительна. Сегодня аккредитующей организацией является Минрегионразвития, который в случае наруше­ния организацией, осуществляющей экспертизу, может забрать аккре­дитацию без права возобновления работы. Поэтому директор такой организации побоится поставить свою визу на сомнительные документы - не тот уровень. А добросовестный застройщик не рискнет обратиться за услугой в организацию с плохой репутацией. Таким образом, у про­фессионального сообщества есть легальные возможности влиять на не­добросовестных участников рынка, игнорируя их и вынуждая тем самым уйти с рынка.

Мария Носова

Журнал «Строим вместе», №2, 2011