Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Владыка Евгений на реке Илим. Деревня Уфимцева и село Романовское (1913 год)

Михаило-Архангельский храм в с. Романовском

Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).

Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.

 

В 9 час. вечера вступили в пределы прихода Романовс­кого. На правом берегу Илима — кажется — вот, вот сва­лится в воду деревня Уфимцева, — берег ее каждой вес­ной усиленно размывается ледоходом, фундаменты изб и других набережных построек оголены, деревня понемногу переселяется дальше от реки, располагаясь по скату горы. Благословив собравшийся народ, Владыка проследовал в новостроящееся здание для министерского училища, бесе­довал с учителем по разным вопросам школьной жизни, главным образом относительно постановки религиозно-нравственного воспитания, и преподал ему нужные настав­ления. Преподавание Закона Божия, за отдаленностию от местожительства священника, ведет учитель. По заявлению местного благочинного, дело поставлено слабо и неумело (учитель из Жердовской сельскохозяйственной школы). Спрошенный Владыкой один ученик, например, сказал, что зовут его «Иваном. Имянинник бывает за две недели до Пас­хи»... Из целого ряда фактов для Владыки выяснилось, что надлежащего наблюдения за преподаванием Закона Божия в министерских школах нет, и это не только там, где Закон Божий преподается священниками, но и там, где препода­вание доверяется учащему школы. Так как Закон Божий в начальной школе, где сведения по другим предметам не идут дальше грамотности, должен занимать первое место и изучаться не академически, а быть предметом религиоз­но-нравственного воспитания учащихся, необходимо, чтобы направление этому воспитанию в школе и руководственные указания давало лицо духовно опытное и богословски обра­зованное. Таким, конечно, на месте, естественно, является уездный наблюдатель церковно-приходских школ, которого и следует снабдить надлежащими полномочиями, пока же отношение его к школам министерским весьма неопределен­но и ничем точно не регламентировано. Затем — большое значение в деле начального воспитания имеет чтение книг известного подбора, а потому отсутствие материала рели­гиозного содержания, доступного пониманию народа, как наприм., жития святых, лишает преподающего в школе воз­можности осведомить вверенных его религиозному руково­дительству детей с житиями тех святых, имена которых эти дети носят, — отсюда голос наблюдателя имел бы весьма важное и ценное значение при решении вопроса о снабже­нии школ книгами религиозного содержания.

8-го июня — село Романовское — резиденция благочин­ного церквей Илимского края. Приход здесь выделен из Нижне-Илимского в 1908 году, с отчислением сюда 3-го священника и 2-го псаломщика из Нижне-Илимского при­чта. Приходский храм во имя св. Архистратига Божия Ми­хаила24 (существует с 1875 года), построенный усердием купеческой вдовы Софии Туголуковой; теперь пришел в ветхость, тесный, убогий. Крайне необходима постройка нового. В приходе 2063 души обоего пола. Свя­щенником состоит о. Евграф Беляевский, который за свою пастырскую попечительность пользуется особым располо­жением и любовию прихожан. Много также на пользу при­хожан трудится и жена о. Беляевского25, которая известна не только в приходе, а и во всей округе как сердобольная и сведущая лекарка. Вначале она лечила гомеопатией, а теперь и аллопатией, нередко оказывает в нужных случаях и помощь хирургическую. Население, кажется, ей больше верит и больше к ней обращается, чем к местному медицин­скому персоналу.

По совершении в храме краткого молитвословия Влады­ка с крестным ходом проследовал в поле — на место, пред­назначенное для постройки нового храма. После молебна с акафистом св. Архистратигу Божию Михаилу Владыка ска­зал прекрасное слово, в котором, выяснив великое значение храма в жизни христианина, призывал прихожан к скорей­шему построению нового храма и благословил сбор пожер­твований на это святое и насущное для романовцев дело. Собравшиеся в большом количестве (420 чел.) прихожане к призыву отнеслись сочувственно и постановили будущий храм воздвигнуть в память 300-летия Царствующего Дома Романовых. Пять лет самостоятельной жизни прихода — срок небольшой, чтобы романовцы смогли своими силами соорудить себе новый, отвечающий потребностям прихода, недо­род хлеба и население жило впроголодь. Владыка прекрас­но понял такое печальное положение романовцев и не оста­вил их без утешения, обещав оказать им всякое содействие к скорейшему удовлетворению их неотложной нужды. В дальнейшем путеследовании я был свидетелем забот Вла­дыки о Романовском храме: он неоднократно обращался к состоятельным лицам, приглашая их помочь нужде рома­новцев... Тщательно Владыка осмотрел местную церковно-приходскую школу, помещающуюся в прекрасном здании, состоящем из двух домов: в главном — класс человек на 45, квартира учащему, в другом — помещения для общежития приезжих учеников и кухня. Учащихся 30 че­ловек. Учителем состоит Семен Хлыновский, окончивший церковно-учительскую семинарию. Владыка спрашивал учеников по всем предметам. Ответы были даны вполне хорошие, кроме пения, которое, по неспособности и непод­готовленности учителя, не преподается. Ученикам старшего отделения Владыка раздал евангелия, а прочим крестики. По ревизии документов осмотрено приходское кладбище, расположенное за селом по берегу Илима. За последние годы берег в этом месте стал усиленно омываться водой, благодаря чему весной обнаруживаются гроба. Приходится переносить их на другое место. — Вечером, при перепол­ненном храме, Владыка совершил всенощное бдение и око­ло полуночи отбыл далее.

Примечание:

24 Архистратиг Божий Михаил. В церковных песнопениях воспевается как «ангельских ликов чиноначальник», т.е. вождь, архистратиг небесного воинства. Его имя значит «кто как Бог». Память 8 (21 по н. ст.) ноября.

25 Беляевская Евдокия Гавриловна (около 1872 – после 1914), жена священника Евграфа Алексеевича Беляевского.

 

На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»

Книга издана при финансовой поддержке 
Государственного архива Иркутской области