Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Владыка Евгений в селе Нижне-Илимском. 1913 год

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с. Нижнеилимского Киренского уезда. Вид с северо-востока

Евгений (Зернов) в Нижнеилимске

Покровский храм в с. Нижнее-Илимском

Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).

Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.

В 5 час. утра 9-го июня приплыли в село Нижне-Илим­ское — столицу Илимского края. Село это, красиво распо­ложенное на открытом месте, сравнительно небольшое, за последнее время стало быстро расти переселением в него на жительство крестьян окрестных селений, находящихся здесь более чем где-либо средств к существованию. Нижне-Илимск — центр края во всех отношениях. Здесь сосредо­точена администрация, торговля, здесь почтовое отделение, телеграф, здесь же гнездо ссыльного политического элемен­та, сотнями заполняющего Илимский край. Известный бо­гач Илима Я.А. Черных имеет здесь главную торговую кон­тору, в которую стекаются все богатства края, но, в свою очередь, и население отсюда снабжается всеми продуктами и материалами. В лавке Черных есть, кажется, все, начиная с дегтя и гвоздей и кончая модной шляпкой и «высокого» качества духами...

К 7 час. утра народ в большом количестве собрался на берегу в ожидании Владыки. Среди любопытных были вид­ны кой-где и политические ссыльные. Один из них — ла­тыш, по выходе Владыки из лодки в храм просил позво­ления сфотографировать шествие, что Владыка разрешил, доставив тем, по-видимому, немалое удовольствие фотогра­фу. Поместительный трехпрестольный каменный храм был переполнен народом, многие, не успев попасть в храм, принуждены были стоять в ограде; всего собравшихся насчитывалось чел. более 600. Священ­ник Лихачев26 встретил Владыку краткой речью. При очень торжественной обстановке совершена была божественная литургия с похвалой Богоматери. Перед похвалою Владыка сказал сильное, вдохновленное слово о любви Бога паче мира — против социальных утопий проповедников земно­го счастия... При совершении литургии присутствовало не­сколько человек политических. После литургии, при благо­словении Владыкой народа, роздана в большом количестве религиозно-нравственная литература, крестики, образки и житие св. Иннокентия. Владыка осмотрел храм. Северная сторона его уже несколько лет дает осадку вследствие порчи кирпича, и сделать что-либо пока не представляется воз­можным, за отсутствием на месте сведущих людей. Между тем крайне необходимо частями стену выбрать и заменить выбранное новым кирпичом, залив цементом. Иначе неиз­бежно чрез несколько лет стена, давая осадку, постепенно выкрошится, и потолок может рухнуть. То же самое было с колокольней: западная сторона храма, под тяжестью ко­локольни, вследствие порчи кирпича в нижнем слое, стала осаживаться и колокольня постепенно наклонялась в сторону, грозя катастрофой. В 1905 году пришлось ее убрать и заменить деревянной. Расходы по постройке около 4000 руб. взял насебя Я.А. Черных. И теперь Владыка убедительно просил его не отказывать в помощи по ремонту и расширению Ниж­не-Илимского храма... Храм построен в 1807 году «усерди­ем крестьянина Михаила Петрова». В церковной ограде внимание всякого посетителя обращает громадная каменная плита на могиле этого строителя. О ней на месте передаются небезынтересные легендарные сведения. Гово­рят, что при постройке храма на окончание работ не хвати­ло некоторой суммы. Строитель Петров, будучи волостным писарем, обложил население по несколько копеек с души, чтобы окончить храм. Об этом сообщили губернской власти. Пришло распоряжение о наказании Петрова за самоволь­ное обложение населения 50 плетьми. Узнав ранее о таком позоре, Петров отравился, о чем и было сообщено власти. Тогда будто бы получилось распоряжение — привести при­говор в исполнение над могилою Петрова, и вот... плита была наказана 50 ударами. Так повествует местная молва. Храм — во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый придел — во имя св. Николая, левый — свв. ап. Петра и Павла. Прихожан 2515 душ обоего пола. Священником со­стоит о. Александр Лихачев, псаломщиком — Иннокентий Савинский27, просфорней — крестьянская вдова Варвара Устьянцева. Осмотрев усыпальницу жертвовательницы Желейщиковой и помещение для канцелярии Отделения Училищного совета и причта, Владыка посетил священника, псаломщика, местное городское и приходское министерские училища, раздав ученикам кресты и евангелия, волостное правление и часовню в честь св. великомученика Георгия28 в поле за селом. Колокольный звон не умолкал в течение всего дня; народ, празднично настроенный, толпился по улицам; Владыку сопровождала большая толпа народа. Политическим не хотелось участвовать в общем торжестве сельчан-нижнеилимцев, и они — «просветители» народа в другое время, теперь чувствовали себя как-то униженно и, прячась по переулкам, невольно должны были чувствовать свое бессилие пред тем светом Божественной истины, ка­кой нес с собой святитель Христов… Когда Владыка был в приемном покое, навещая больных, здесь он встретил до­живавшего последние дни туберкулезного политического. Видя страдания больного, Владыка думал его утешить и успокоить, но должен был отказаться от этой мысли, ибо тот, и умирая, дышал злобой, и глаза его горели каким-то особенным недовольством и ненавистью... Местное населе­ние, кажется, начинает понимать задачи этих просветителей и радетелей народных, особенно те из аборигенов, которые горьким опытом познали «благодетельные» последствия об­щения с политическими. Сколько разорено хороших семей, сколько увлечено и брошено доверчивых девушек, сколько слышится сетований и слез со стороны, нередко весьма поч­тенных родителей, дети которых, оставив отчий дом, бежа­ли с политическими. 

И нельзя не согласиться с Владыкою, который пишет в своем отчете по обозрению прих[одов] Илимского края, что политические — «это в большинстве люди ни во что не верующие, бессмысленно стремящиеся к животному царству сытости и с этой точки зрения устраивающие свою жизнь… К труду простому и черному они себя не приучи­ли, а интеллигентного труда для них на Илиме нет, и вот они, субсидируемые товарищами, поселяются среди мир­ных крестьян и расклевывают их семейное и общественное счастие. Проповедуя, что Бога нет и надо жить в плоть, они тлетворно влияют на простой народ, который не мо­жет разобраться в их бреднях, часто с внешней стороны приправляемых красивыми фразами о любви, равенстве и братстве. О противодействии им со стороны пастырей, удаленных от селений на сотни верст, говорить, конечно, не приходится. Да, нельзя не скорбеть, что коренной жи­тель девственного Илимского края — этот простой, детски верующий и добрый народ, преимущественно охотник за пушным зверем, рыболов и земледелец, — это дитя при­роды, отдан, как бы в насмешку, на обучение ссыльнопо­селенцам, которые инструктируют его в известном направ­лении. Правда, их пропаганда среди возмужалых вперед подвигается пока еще туго, но поколение молодое заметноей поддается, и вот расшатывается мирная жизнь, сеется вражда и недовольство. К исконному русскому греху и по­року — пьянству прибавляется целый ряд других пороков включительно до религиозного отрицания… Надо бросить вкрапливать в здоровый народный организм бациллы социальной заразы. Выселением вредных элементов сози­дается мир центра, но зато насаждается крамола на пери­фериях и медленно, но верно, подготовляется революция на окраинах»...

Примечание:

26Лихачев Александр Владиславович (около 1882 — после 1914). Родился в Иркутске в мещанской семье. В 1903 г. окончил обучение в Красноярской духовной семинарии. 24 мая 1904 г. определен исполняющим должность псаломщика церкви Михаила Архангела д. Байроновка Нижнеудинского уезда Иркутской губернии (ныне Тайшетский район Иркутской области). 17 ноября 1907 г. определен на штатное место псаломщика церкви Пресвятой Троицы д. Бирюса Нижнеудинского уезда Иркутской губернии (ныне Тайшетский район Иркутской области). 7 марта 1909 г. рукоположен в сан диакона церкви Покрова Пресвятой Богородицы с. Нижнеилимское (Тушамское) Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Нижнеилимский район Иркутской области). 10 января 1910 г. рукоположен в сан священника этой же церкви. Был законоучителем при нижнеилимских учебных заведениях: двухклассном училище, высшем четырехклассном казачьем училище и казачьем одноклассном училище Министерства народного просвещения. 3 сентября 1913 г. утвержден в должности помощника благочинного 3-го округа Киренского уезда и члена Киренского благочиннического совета.
27Савинский Иннокентий Павлович (1889 – после 1914). Родился в Иркутске в семье цехового. В 1906 г. окончил курс Кутуликской второклассной школы и получил звание учителя в церковных школах. С 1906 по 1911 г. состоял учителем Карапчанского училища Киренского уезда Иркутской губернии и Больше-Окинской церковно-приходской школы. Указом Иркутской духовной консистории от 15 сентября 1911 г. назначен псаломщиком церкви Благовещения Пресвятой Богородицы с. Косая Степь Верхоленского уезда Иркутской губернии (ныне Ольхонский район Иркутской области). 25 августа 1911 г. согласно собственному прошению перемещен на ту же должность в церковь Покрова Пресвятой Богородицы с. Нижнеилимское (Тушамское) Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Нижнеилимский район Иркутской области), где служил и в 1914 г. С 1 сентября 1911 г. был учителем пения, гимнастики и военного строя в Нижнеилимском высшем казачьем училище.
28Святой Георгий великомученик, победоносец и чудотворец (?–303). Сын богатых и благочестивых родителейхристиан, поступил на военную службу и благодаря своему уму и храбрости вскоре заслужил звание тысяченачальника. Услышав на судилище приговор об истреблении христиан, заявил императору Диоклетиану о его нечестии и объявил себя христианином. После тщетных уговоров отречься от Христа был посажен в тюрьму, подвергся жестоким пыткам и затем был обезглавлен. Церковь прославляет св. Георгия как «доблестного в мучениях», «пленных освободителя и нищих защитителя, немощных врача, царей поборника», «лукавых духов отгонителя, хранителя неусыпна, заступника непостыдна». В житии св. Георгия описывается чудесное оживление единственного вола земледельца-язычника, уверовавшего после этого в Христа. Это послужило поводом к сложившемуся у христианских народов убеждению признавать св. Георгия покровителем скотоводства и защитником стад от хищных зверей. Поэтому в Георгиев (Егорьев) день жители деревень и городов выгоняли впервые после зимы свой скот на пастбище и при этом совершали св. великомученику молебствие с окроплением святой водою пастухов и стада. Не случайно часовню во имя св. Георгия великомученика в с. Нижнеилимск поставили в поле за селом. Память 23 апреля (6 мая по н. ст.) и 3 (16 по н. ст.) ноября.

 

На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»

Книга издана при финансовой поддержке 
Государственного архива Иркутской области