Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

По реке Илим : Часть 1. Кочерга и Туна

Сто лет назад, в июне 1913 года, иркутский викар­ный епископ Евгений Зернов в ходе своей поездки по Киренскому уезду Иркутской губернии проплыл по реке Илим.

Столетие спустя, в июне 2011 года, наша небольшая команда (Дмитрий Ступин, Никита Виноградский и Юрий Лыхин) повторила часть пути епископа Евгения по Илиму. Взяв в руки описание поездки епископа Евгения, мы сравнили его с тем, что увидели сами.

Часть 1. Кочерга и Туна

«В 8 часов вечера мы делали последний спуск с крутого хребта. 28 верст ехали 6 часов… Владыка чувствовал себя разбитым и утомленным, болела голова от непривычного и трудного пути… Вот начались крестьянские пашни. За ними где-то далеко внизу виднелось заброшенное среди дебрей Илимских село Кочергинское. После 6-часового путешест­вия по глухой тайге нам оно показалось каким-то особенно приветливым… Слышался радостный приветственный звон, будивший тишину деревенского вечера, несшийся навстречу усталым путникам и затем терявшийся где-то там, далеко, далеко среди величественной сибирской тайги… Но вот и спуск к речке… — через нее надо переехать вброд, чтобы попасть в Кочергинское. Чувствовалось свежо. Около доро­ги мужички разложили костер и грелись в ожидании при­бытия Владыки. С затаенным нетерпением смотрели они на опушку леса, откуда должна была показаться кавалькада в 15–20 лошадей. Выстроившись рядами, чтобы всем видеть высокого гостя, они благоговейно обнажили свои головы, как только показалась из леса давно жданная тележка, а когда Владыка подъезжал к ним, они, как один, опусти­лись на колени и стояли так, пока он не миновал их. <…> Ко­чергинское было убрано по-праздничному: улица выметена, толпа разнаряжена во всевозможные цвета, от реки до хра­ма — путь устлан зеленью и цветами. Все село на берегу… Кочергинское — в 30—35 дворов, первый жилой пункт по р. Илиму, первое село Киренского уезда на нашем пути. Жители наполовину землепашцы, наполовину звероловы. В селе есть небольшой молитвенный дом в честь святых апос­толов Петра и Павла, приписной к приходскому Коченг­скому храму. При входе Владыки в храм местный благочинный о. Беляевский встретил его приветственной речью, в которой, выяснив всю трудность путешествия по захолустному Илимскому краю, выразил радость от лица духовенства и населения, наконец дождавшегося посещения Архипастырского. В переполненном народом храме Владыка отслужил молебен свв. апостолам Петру и Пав­лу <…> Молящихся было до 220 человек. Благословив на­род, Владыка проследовал в местную церковно-приходскую школу, где спрашивал учеников по Закону Божию, русскому языку и арифметике. Ребятенки робели, ответы были не всегда удачны, но в общем удовлетворительны. Учительницей состоит Надежда Слободчикова, окончившая курс Малышевской второклассной школы. Учащихся — 9 мальчиков и 3 девочки. Здание школы построено в 1903 г. на средства попечителя — крестьянина Кочергинского села Николая Александр[овича] Облизанова; для этого забро­шенного села можно признать его весьма благоустроенным. Испытанием учеников в школе и закончился вечер 3-го числа. На другой день <…> в 9 час., в сопровождении благочинного и пристава П.К. Гросса, отправились дальше вниз по р. Илиму. Пристав оказался очень предупредительным, как власть, и очень прекрас­ным, как человек. Для Владыки была доставлена неболь­шая крытая лодка, мелкосидящая, а братия отправилась на берестянках, в каждой по одному пассажиру; отдельно вез­ли на берестянках багаж. Целая флотилия… Илим, можно с уверенностью сказать, еще не видывал такого зрелища… Передвигались с быстротою по 8 верст в час. Лодка то и дело ударялась о камни, так как глубины здесь всего око­ло полуаршина. Речушка — шириной 4–5 саж., протекает между гор; по берегам дикий лес, преимущественно, ель; сразу от берега начинается непролазная густая чаща леса, так что медведи нередко выходят к самому берегу реки и, оставаясь невидимыми, караулят свои жертвы. Рассказыва­ют, что не так давно медведь спокойно поселился в зимовье, на берегу реки, против деревни и, пользуясь тем, что мужс­кое население уходило в это время на промысел, некоторое время безнаказанно благодушествовал, похищая то лоша­дей, то коров… Население терпеливо переносило лишения, пока наконец Топтыгин не отважился напасть на мужичка, приехавшего к зимовью за сеном, отобрал у него лошадь, но за то и самому после этого было отказано в радушном приеме… побрел Миша в родную стихию, был нагнан и… оставил шкуру на память о своей отважности… 

В 13 верстах ниже Кочергинского жалко прижалась на правом берегу деревушка Туна, в 15 дворов. Владыка поже­лал осмотреть ветхую часовню и помолиться с населением пророку Илии, в честь которого построена часовня. По мар­шруту остановки в Туне не предполагалось, поэтому лодка с облачениями для священников проплыла мимо. Владыка, облачившись в мантию, один отслужил молебен св. проро­ку и обратился к народу с поучением, призывая его под­ражать ревности пророка Илии в устроении христианской жизни и достижении спасения; затем указал на необходи­мость замены ветхой часовни — новою, и для начала дела дал свою посильную лепту. Молящихся собралось около 160 человек. После молебна Владыка, интересуясь бытом насельников этого захолустья, зашел в одну деревенскую избу, побывал в «кути», осмотрел божницу крестьянской избы, внутреннее убранство избы и т. д. Замечательно, что ни хозяин, ни хозяйка не решились зайти в свою избу, ког­да в ней был Владыка, они с каким-то затаенным страхом смотрели на высокого гостя с улицы… Когда Владыка шел по улице, вся деревня, от старого до малого, становилась на колени. Я думаю, что ими руководило необъяснимое для них чувство страха при виде высокого посетителя… Когда Владыка обратился к женщинам и спросил — чем они за­нимаются в свободное от работы время, — они оробели и… молчали. Ведь и немудрено: эти заброшенные, видя редко людей, трясутся, когда к ним прибудет «г. урядник» или старшина, вообще какая-либо власть, — что же они долж­ны были переживать, когда видели пред собою такого не­обычного для них посетителя, как Епископ?!»

Храм в с. Кочергинском (1913 год).

Церковно-приходская школа в с. Кочергинском (1913 год)

Возле брода через Илим у бывшего села Кочергинского. На оставленном кем-то мотоцикле устроился юный член нашей команды – Никита Виноградский. (2011 год)

От дореволюционного села Кочергинского, а в советское время – деревни Кочерги, осталось лишь несколько домов. Речные берега густо заросли высокими стройными елями, соснами и лиственницами. Глухая тайга, медвежий угол, в котором жили илимские жители.

Один из кочергинских домов. Жившие в нем люди, наверное, тоже встречали владыку Евгения сто лет назад.

Наличник окна в лучах закатного солнца. Бабочка-крапивница…

Старые, но крепкие деревенские амбары ныне продолжают использоваться приезжающими на Илим рыбаками.

Жизнь человеческая в Кочергинском селе уже угасла. Но природе нет до этого никакого дела, а цветущим одуванчикам без людей даже лучше.

На месте Кочергинской Петропавловской церкви братские казаки установили крест с надписью: «На сем месте бысть церковь Божия во имя святых апостолов Петра и Павла».

А здесь, как говорят, был похоронен последний священник Кочергинской церкви.

Вечеруем у закрытого на замок рыбацкого зимовья. Из небольшого костерка поднимается дымок, расстилающийся над водой. Рядом журчит впадающая в Илим речка Кочерга. Вокруг на все голоса поют птички, издалека доносится голос кукушки. Дмитрий Ступин внемлет.

Место впадения речки Кочерги в Илим. Здесь, возле бывшего Кочергинского селения, Илим совсем неширок и мелок.

Речка Кочерга встречается с Илимом.

В устье Кочерги. Наши транспортные средства, на которых мы готовы плыть по Илиму, отдыхают.

Утро. Еще вчера мы были в шумном и душном городе, и вдруг оказались среди чистой, прохладной девственной природы. Хорошо! Покидать Кочергу не хочется.

Рыбацкая лодка на приколе возле зимовья.

Старые и новые лодки здесь везде. Из всех бывших населенных пунктов в верхнем течении Илима Кочерга – наиболее доступное место и потому тут каждое лето пасутся рыбаки.

Рыбалка на Илиме прекрасная. Закинув спиннинг, Дима легко выловил с десяток хариусов, а чуть позже вытянул и довольно крупную щуку.

На обед сварили полный котелок ухи, нажарили хариусов на рожнах. С первого раза объелись так, что вечером и даже в последующие дни на рыбу смотреть уже не хотелось.

Сибирское лето быстротечно, словно бабочки взмах крыла…

Плывем по Илиму. Погода стоит прекрасная, мошка – истинный бич здешних мест – еще не появилась, и нам ничто не мешает получать полное удовольствие.

На ночевку остановились в устье реки Туны. Никакой деревни здесь давно нет. Старое рыбацкое зимовье совсем прохудилось и рядом кто-то строит новое пристанище.

На порожке приоткрытой в зимовье двери недвижно застыли бабочки.

Наши лодки, на которых мы плывем по Илиму, никак не нарушают таежной тишины и даже цветом своим не диссонируют с природой.

Прошлись от зимовий к месту впадения в Илим реки Туны. На снимке она слева. Воды в Илиме после такого притока заметно прибавилось. Берег же, по которому тянулась когда-то деревня, свободен. Дома исчезли, а лес еще не вступил в свои права.

Яркие краски вечернего солнца – украшение любого путешествия.