Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Сведения о внешности и одежде местного населения в «Записках» К.Т. Хлебникова

Парка — верхняя одежда глухого покроя из шкурок топорка и меха морской выдры. Начало ХХ в. Алеутские о-ва. Алеуты. Собрание РЭМ

Парка — верхняя одежда глухого покроя из шкурок топорка и меха морской выдры. Начало ХХ в. Алеутские о-ва. Алеуты. Собрание РЭМ

Промысловый головной убор — часть снаряжения охотника. Выполнен из дерева и китового уса, раскрашен. Конец XIX – начало XX в. Алеутские о-ва. Алеуты. Собрание РЭМ

Промысловый головной убор — часть снаряжения охотника. Выполнен из дерева и китового уса, раскрашен. Конец XIX – начало XX в. Алеутские о-ва. Алеуты. Собрание РЭМ

Н.М. Калашникова (Санкт-Петербург)

Открытие, исследование и освоение северо-запада Американского континента — Аляски (Русской Америки, к которой кроме Аляски относили русскую Калифорнию — Форт Росс) датируется XVIII-XIX вв.

Исследования по истории Русской Америки в ХХ в. вели А.В. Ефимова, А.И. Андреев, С.Б. Окунь, М.И. Белова, Н.Н. Болховитинов, Р.В. Макарова, С.Г. Федорова, Г.А. Агранат и др., выявляя новые факты, мотивы и характер освоения Аляски русскими. Одна­ко далеко не все известные памятники введены в научный оборот, а некоторые из них до сих пор представляют неиссякаемый источник для изучения, что несомненно можно отнести и к знаменитым «За­пискам» Хлебникова [1].

Кирилл Тимофеевич Хлебников (1784-1838), уроженец г. Кунгура, выдающийся деятель Российско-американской компании, помощник главного правителя русских колоний в Америке, член-кор-респодент Петербургской академии наук, в деятельности которого отразились наиболее существенные черты процесса исследования и освоения русскими Аляски, служил в Российско-американской компании с конца 1817 г. до осени 1832 г. (15 лет).

«Записки» К.Т. Хлебникова являются ценнейшим источником, в котором содержится весьма разносторонний материал по истории, экономике, культуре и образу жизни местного населения Аляски. В работе показан прогрессивный для своего времени характер осво­ения русскими Аляски, что выражалось не только в установлении торговых связей с коренными жителями и скупки пушнины, но и в развитии различных производств и ремесел (судостроение, добыча и выплавка меди), занятии сельским хозяйством. Этнографические зарисовки К.Т. Хлебникова отличаются доброжелательностью по отношению к коренному населению, а именно к алеутам, индейцам-колошам и эскимосам.

Исследователи «Записок» К.Т. Хлебникова (С.Г. Федорова, Г.А. Агранат, А.А. Преображенский и др.) анализировали материалы о сословной и профессиональной принадлежности населения, рассматривали информацию об условиях труда и быта, размере оплаты работников, движение цен на различные товары, изучали состояние зверобойного промысла, описания поселений и др. Вместе с тем ин­тереснейшие, хотя и не очень подробные сведения, приводимые К. Хлебниковым о внешности и одежде коренного населения, пока еще не были предметом специального исследования. А между тем разбро­санная по тексту «Записок» информация о материалах для одежды (мех, кожа, сивучьи горла) и способах ее соединения (сухожилья и пр.), термины, обозначающие различные части костюма (камлейка, парка, торбаса, шапка) и разнообразные привозные ткани (дебурет, китайка, межеумок, миткаль, пестрядь, полотно фламское, равендук, тик, фриз, хрящ), наконец, информация о видах зверей (бобр морской, вешняя лисица, земляные лисицы, сиводушка, тарбаган) и типах меха (выпороток, выходной мех, лафтак бритый, оленина, ровдуга, яманья шесть) представляются весьма важными, так же как и упоминания о татуировании и пирсинге коренного населе­ния.

Так, характеризуя обитателей Кадьяка, К.Т. Хлебников пишет: «Кадьякцы (алеуты) среднего роста, посредственного сложения, рас­положение лиц разнообразно, волосы грубые, черные, иногда запле­тают в косы и подстригают спереди. Оба пола прокалывают носовой хрящ и нижнюю губу; в хрящ вставляют костяные палочки, а в губу стеклянные пронизки; ухо прокалывают кругом и обвешивают суклями (цуклями) и бисером. Женщинывышивают (татуируют) лоб, бороду (подбородок) и шею» (подчеркнуто нами. — Н. К.) [2].

Подтверждение этому находим у Джеймса Кука, который пи­шет о жителях Уналашки (Кадьяка): «Тело не красят, но женщины накалывают слегка лицо. Оба пола прорезывают нижнюю губу и в прорезы сии вставляют кости, но мужчины весьма редко, а женщи­ны почти всегда. Те и другие ходят в серьгах» [3].

Адмирал Г.А. Сарычев отмечает, что алеуты: «Мужчины лица своего не портят, но женщины, желая украшаться, чрезвычайно себя безобразят и все одинаковым образом: они накалывают и на­тирают углем на щеках от нижней части носа к середине ушей по две дорожки, а от нижней губы к подбородку по одной широкой полосе, которые когда зарастут, получают синеватый оттенок. В но­совой мякоти под хрящом прокалывают они дыру, в которой носят род серег... нанизанных бисером, кораллами и янтарем. Под губами прокалывают две дыры и вставляют в них по одной длинной кос­точке. К ушам вокруг пришивают нитками из жил голубой и белый бисер...» [4].

Из журнала мичмана В.С. Хромченко узнаем, что «все вооб­ще американцы, коих мы здесь видели, росту среднего, лицом недурны. Мужчины прорезывают нижнюю губу и вставляют в дыру чисто обделанный камень яшмы или алебастра (вариант: серпен­тин, нефрит, смоляной камень). Женщины почти все малорослы, довольно приятны лицом и ничем себя не безобразят. Кроме колец, кои они всегда носят по пяти и по шести, я никакого особенного украшения не приметил» [5].

Итак, приведенные нами примеры свидетельствуют об информации, зафиксированной по поводу нанесения татуировки, в основном у женщин, на подбородок, щеки, лоб единичными прерывистыми линиями (как бы вышивают), а также о наличии пирсинга — про­калывания носа, губ, ушей с целью украшения.

Отмечают исследователи и различные варианты причесок: «Жители Уналашки (Кадьяк)... все вообще малорослы, но в чле­нах довольно есть соразмерности: лицо одутловатое и смуглое, глаза черные, волосы такие же прямые; мужчины стригут (их) спереди, а сзади отращивают, женщины подбирают к темю» [6]. Другой при­мер: «Женщины вообще на голове ничего не носят; задние волосы зачесывают в пучок повыше затылка, а передние от половины голо­вы зачесывают на лоб и обрезают по самые брови» [7]. Интересно за­мечание о том, что «жена умершего, если она любила своего мужа, в знак печали обрезывает на голове свои волосы и оплакивает его несколько дней...» [8].

Среди косметических средств, используемых алеутами и эскимосами, встречается упоминание об урине (моче человека) для умы­вания, а также для вымачивания птичьих шкурок, при обработке кожи и т. д. [9].

О том, из каких материалов и как шили одежду, узнаем из сообщений В.С. Хромченко и Г.А. Сарычева: «...Индейцы (эскимосы) сказывали, что иногда бьют оленей, мясо употребляют в пищу, а кожи на одежду... Береговой промысел состоит в лисицах и речных бобрах...» [10] и «...на указательном персте ноготь отрощен и за-вострен, как ножик; оным (женщина) не только траву, но и жилы морских зверей разделяет на тонкие волокна, из коих сучит одними пальцами без всяких орудий самые тонкие ровные и чистые нитки, употребляемые для шитья платья и обуви. ...Впрочем, кроме одной парки, другого никакого платья не носят и ходят босиком» [11].

Несколько чаще встречается информация об одежде коренного населения. К.Т. Хлебников констатирует: «Платье природное составляли парки — птичьи, еврашечьи и тарбаганьи; камлеи — кишочные и горловые» [12]. Или «Одежда у обоих полов одинакова: нижнее платье из птичьих кож (шкурок), весьма чисто сшитое, а сверху — из кишок какого-либо большого зверя» [13].

Благодаря изданным научным исследованиям, посвященным изучению одежды народов Сибири и Дальнего Востока, а также кол­лекционным собраниям музеев России, в частности, Российского Этнографического музея (РЭМ), представляется возможным доста­точно полно охарактеризовать упоминаемые типы одежды, приведя примеры экспонатов, хранящихся в РЭМ.

Парка — мужская и жен­ская верхняя одежда глухо­го покроя с прямым станом, вшивными рукавами и ворот­ником-стойкой из меха морс­кой выдры (калан) и птичьих шкурок водоплавающего то-порка. На одну такую одежду уходило до 40 птичьих шку­рок, которые сшивали голо­вной частью кверху, чтобы вода стекала с их поверхнос­ти, не проникая между перь­ями. Одежда считалась очень прочной, она служила в тече­ние 1-2 лет, не боялась ни сырости, ни воды. Подобная пар­ка, принадлежащая алеутам с Алеутских о-вов, хранится в РЭМ (№ 8762-16692) и дати­руется началом ХХ в. [14].

Учитывая информацию «Записок» К. Хлебникова, можно добавить, что парка — название верхней прямой нераспашной одежды абори­генов Сибири и Русской Аме­рики; соответственно материалу, из которого были изготовлены, они назывались птичьими, еврашечьими, тарбаганьими, выпороточьими (из шкур утробных или новорожденных оленей), ушканьими, оленьими, ровдужными, бобровыми.

Камлейка, камлея (от чукот. «кэмлилюн») — термин, вошед­ший в употребление в Русской Америке, верхняя одежда из кишок морских животных с рукавами, глухим воротом и капюшоном, которую надевали поверх меховой из птичьих шкурок одежды. Упот­реблялась алеутами и эскимосами в качестве водонепроницаемой одежды, которую шили из кишок сивуча, кита, медведя или из особой перепонки горла сивучей, представлявшей собой выделан­ные полосы, наподобие кишочных, но короткие и по фактуре своей более плотные, похожие на очень тонкую кожу.

Торбаса — высокие сапоги, характерные для эскимосов и але­утов; обувь, сшитая из кож морских животных (в т. ч. сивучьих горл) и меха, преимущественно оленьих камусов — шкур с ног оле­ня, ровдуги.

Промысловый головной убор алеутов, берингоморских и тихоокеанских эскимосов — деревянная шляпа из гнутой деревянной пластины конической формы или с открытым верхом, с удлинен­ным большим козырьком, украшенным резной костью, сивучьим усом, перьями, а у алеутских и тихоокеанских эскимосов — еще и полихромной раскраской. Шляпа являлась частью снаряжения охотника. Она защищала глаз от солнечных бликов на воде и морс­ких брызг. Изготовление таких головных уборов из дерева и китово­го уса требовало большого мастерства и времени. Поэтому цена его могла быть очень высокой и равнялась, например, стоимости лодки. Подобная шляпа, хранящаяся в РЭМ, принадлежала алеутам с Але­утских островов [15].

Длительные контакты с русскими Аляски привели к сущес­твенным изменениям в костюме коренного населения, вернее, к внедрению неизвестных ранее материалов, и сосуществованию тра­диционного и нового в одежде аборигенов. Данные, приведенные К.Т. Хлебниковым о настоящем состоянии Уналашки и отделов оной (часть Лисьей груп­пы и часть п-ва Аляски), красноречиво об этом сви­детельствуют: «...Выше опи­сано первобытное состояние жителей Лисьей гряды, то теперь во многом они изме­нились. Когда (была) устро­ена там церковь, то они ока­зались особенно усердны к оной, исполняя все обряды, какие выполняют и русские. От них приняли они и мно­гие привычки и стараются подражать им в образе жиз­ни, в платье и обыкновении. Каждый из жителей имеет рубашку, многие женщины ситцевое и китайчатое пла­тье, а мужчины брюки, фуфайки, сюртуки и фраки, смотря по состоянию. При­родное их платье — парки и камлейки — носят в зимнее время или в разъездах толь­ко для удобства» [16].

Весьма любопытны  све­дения,      приводимые     К. Т. Хлебниковым, об одежде, поставляемой русским учащимся в училище Уналашки (на 30 чел.): по 1 паре теплого платья из серого сукна (12 руб. 50 коп.); по 1 паре летнего белья из тика (6 руб. 50 коп.); по 2 пары башмаков из баранов шмаковской породы (3 руб. за шт.); 2 рубашки из холста средней грубости — межеумка (4 руб. 50 коп. за шт.); 1 фуражка из сукна (50 коп.); 3 аршина грубой хол­щовой пряжи — хряща для чулок (30 коп.).

Для больницы на 8 чел., в том числе: 24 рубашки холщовых (4 руб. за шт.); 8 халатов тиковых с подкладом (по 16 руб.); 8 птичьих парок для зимы (по 4 руб. 50 коп.); 16 пар чулок шерстяных (по 2 руб. 25 коп.); 8 колпаков шерстяных (по 1 руб. 50 коп.).

Для бедных девиц на каждую платья: по 1 парке птичьей; по 2 камлеи из ткани дебурета; по 3 рубашки из холста средней грубости межеумка; по 3 пары чулок; по 1 паре башмаков; по 2 пары торба­сов» [17].

Таким образом, материалы по Русской Америке, собранные К.Т. Хлебниковым, представляют собой многоплановый источник, сообщающий разнообразную информацию, в том числе о внешности и одежде местного населения.

 

Примечания

1.  Русская Америка в неопубликованных записках К.Т. Хлебникова / сост., введ. и коммент. Р.Г. Ляпуновой и С.Г. Федоровой; отв. ред. В.А. Александров. М.: Наука, 1979. 280 с.

2.  Там же. C. 22.

3.  Там же. C. 92.

4.  Там же. C. 100.

5.  Там же. C. 234.

6.  Там же. C. 92.

7.  Там же. C. 100.

8.  Там же.

9.  Там же. C. 256.

10.  Там же. C. 234.

11.  Там же. C. 100.

12.  Там же. C. 22.

13.  Там же. C. 92.

14.  Каталог выставки «Шубы, шубки, казакины». Верхняя одежда из собрания Российского этнографического музея. СПб., 2006. C. 18.

15.  Калашникова Н.М. Головные уборы в собрании Российского этно­графического музея (Набор открыток). СПб., 2005.

16.  Русская Америка в неопубликованных записках К.Т. Хлебникова. C. 110.

17.  Там же. C. 132.

 

 

РУССКАЯ АМЕРИКА 
Материалы III Международной научной конференции 
«Русская Америка» (Иркутск, 8–12 августа 2007 г.) 
 

Предоставлено архитектурно-этнографическим музеем Тальцы