Государственный Исторический музей и его американские выставки. 1999-2006 гг.
Категория: Русская Америка
Предыдущая статья | Следующая статья
Н.А. Каргаполова (Москва)
Государственный Исторический музей традиционно, с первых лет своего основания (1883), устраивает выставки, посвященные историческим связям России с другими странами. В течение семи последних лет наш музей разработал и реализовал следующие выставочные проекты на американскую тематику:
— «Неизвестные сокровища. Императорская Россия и Новый Свет». 1999-2001 гг. (Трентон, штат Нью-Джерси; Сент-Луис, штат Миссури; Шарлот, штат Северная Каролина; Сан-Франциско, штат Калифорния).
— «Русская Америка. Императорская Россия и Новый Свет». 2001 г. (Москва, Исторический музей).
— «Николай и Александра. В гостях у семьи последнего императора». 2004-2005 гг. (Санта-Фе, штат Нью-Мексико, Нью-Арк, штат Нью-Джерси, Тинциннат (штат Огайо).
— «Княгиня и Гражданин: Екатерина Дашкова, Бенджамин Франклин и Эпоха Просвещения». 2006 г. Филадельфия.
Эти выставки различны по своим концептуальным разработкам, тематической структуре, отбору экспонатов. Первая — «Неизвестные сокровища. Императорская Россия и Новый Свет» создавалась к 200-летнему юбилею Российско-американской компании. Инициатором ее проведения явился Фонд Американо-российских культурных связей в Вашингтоне. Организаторами и участниками являлись Фонд, ГИМ, ГАРФ, Национальный архив США, Департамент естественных ресурсов США.
Научной и экспозиционной разработкой выставки занимались представитель Исторического музея и куратор выставки с американской стороны. Проект ориентировался на исторические памятники ГИМ (около 400 предметов). ГАРФ участвовал 5 предметами, Американский департамент представил 20 предметов, Национальный архив США — 2, из частной коллекции в экспозиции присутствовала копия флага Российско-американской компании.
После колоссальных усилий по преодолению политических, экономических и бюрократических барьеров, как в России, так и в США, выставка без особых усилий преодолела тысячи километров по Соединенным Штатам. Для выставки Фондом было закуплено специальное экспозиционное оборудование, приглашены независимые эксперты для проверки состояния сохранности вещей, подготовлены специальные ящики для транспортировки.
Выставка преследовала общеобразовательную цель, позволяла представить историю и культуру России, ее значение для американской истории в период формирования и развития отношений на протяжении XVIII - начала XX в., помогала узнать о роли государственной власти, землепроходцев, предпринимателей, моряков, ученых, дипломатов, писателей в «соединении» двух континентов. Эта выставка — самое грандиозное и, по сути, первое мероприятие, освещавшее историю взаимоотношений двух стран.
При разработке выставки учитывался важный фактор — американский зритель, который, подобно зрителю всех стран, хотел видеть выставку яркую, образную, наполненную интересными и необычными для него вещами, доступную в понимании исторических событий широкому кругу людей. Мы оправдали ожидания американцев, а американская пресса отмечала, что рассказ о малоизвестном прошлом велся в зрелищной высокохудожественной форме. Для лучшего восприятия теоретической основы экспозиции нами был избран жанр путешествия: из блистательного Петербурга, через Русский Север, Урал, Сибирь и через океан зритель направлялся к берегам Северной Америки, а затем обратно в Россию, но в уже гостеприимную Москву. Каждый из 8 разделов выставки предварялся большеформатными и прекрасно оформленными, доходчивыми по содержанию экспликациями. А тексты этикеток пространно информировали о значении того или иного персонажа, предмета, документа.
Открывала американскую экспозиционную эпопею динамичная и в то же время монументальная скульптурная композиция из серебра с изображением Петра I, стоящего на палубе ботика, «дедушки» русского флота. Автором модели был скульптор М. Антокольский, отливку скульптуры осуществила знаменитая французская фирма Фализ. Конечно, посетитель по достоинству оценил это произведение искусства, особенно вес экспоната — 22 кг серебра.
Этнографический вариант рукописной карты Первой Камчатской экспедиции В. Беринга (1725-1740), гвозди с корабля Беринга, найденные на месте зимовки экспедиции, — так «обыгрывался» в экспозиции первый российский государственный шаг навстречу Американскому континенту.
В петербургской панораме живопись, графика и вещевой материал раскрывали красоту столичного города, блеск Двора и деяния каждого императора по отношению к США от Екатерины Великой до Николая I. Отправной точкой для создания атмосферы светского Петербурга служили впечатления американских дипломатов, находившихся в то время на службе в Петербурге.
Удивление и восторг посетителя вызвали карнавальные сани конца XVIII в., украшенные скульптурной аллегорией «Торжествующая Минерва». Сани как бы продолжали стремительное экспозиционное движение, начатое «Петром I на ботике». Сани были задействованы в просветительском карнавале, устроенном по предложению Екатерины II в 1763 г., в начале ее царствования. Таким образом, начинался рассказ о просвещенной и мудрой политике Екатерины II, заложившей основу отношений между двумя странами. Из портретного ряда американцы выделяли портрет Александры Федоровны (художник Г. Крюгер) в платье русского образца, который был введен при Дворе по указу Николая I. Отметим, что мы подобрали изумительную по художественным достоинствам и по смысловому содержанию портретную галерею императоров, государственных деятелей, священнослужителей, купцов, моряков. Безусловно, в «петербургском» разделе интерес вызвали личные вещи императоров, ювелирные изделия, предметы дворцового интерьера.
Следующий раздел начинался с масштабной «Генеральной карты Российской империи» 1792 г., наглядно демонстрирующей территорию России, по которой предстояло пройти посетителю выставки к Тихоокеанскому побережью. На пути следования можно было увидеть наши замечательные памятники: 3-метровую картину В. Березина «Панорама Великого Устюга» 1795 г., города, из которого многие русские пришли на север Америки; картину на крышке свадебного сундука с изображением Нижнего Тагила 1840 г., позволившую сообщить, что из уральского железа изготавливались якоря и цепи, поступавшие в США для нужд американского флота. Оконницы, нарядные архитектурные доски, керамика, пряничные доски и подлинные пряники XIX в., травники, костюмы, предметы, принадлежавшие коренным народам Сибири и Чукотки (одежда, ритуальные вещи), были призваны дать представление об исторической жизни, характере культуры России и ее народов. Таким образом, посетитель мог увидеть колорит традиционной культуры, особенности другой по сравнению с Петербургом жизни.
Портреты купцов, мачта речного судна XVIII в. с навершием в виде солнечного круга и хоровода, деревянная скульптура Параскевы Пятница XVII в., предметы быта (сундук-подголовок, амбарные замки, счеты, расписная бочка из Прибайкалья и т. д.), акции РАК великоустюжского купца, именная медаль «Каргопольскому купцу Боранову в воздаяние усердия его к заведению и расширению в Америке Российской торговли» и др. освещали роль купцов и предпринимателей в освоении новых земель.
Следующий раздел — морское путешествие. Впервые экспонировались огромные карты русских открытий в Тихом океане XVIII в. На фоне картографических морских просторов располагался корабельный комплекс: макет парусника, корабельные приборы, ну мизматический материал. Здесь же речь шла и о первом русском кругосветном путешествии 1803-1806 гг.
Собственно «американский» раздел начинался с произведений Н. Уткина, Г. Сарычева, Г. Китлица и неизвестных художников, передававших в графике образы коренного населения. В этом разделе происходила встреча с главными героями истории Российско-американской компании — Г.И. Шелиховым, А.А. Барановым, Н.П. Резановым. Два последних персонажа были представлены в живописных полотнах, являющихся нашими «американскими» реликвиями. Здесь же присутствовал комплекс служащего РАК Л.А. Загоскина (его «Пешеходная опись части русских владений» и его личные вещи).
Изображение кораблей РАК, кожаные денежные знаки, списки товаров и акционеров компании информировали о характере торговли и о социальном статусе акционеров. Бытовые предметы: курительные трубки из керамики и кости, стеклянные подвески от люстры, ложечка для соли, фрагменты китайской фаянсовой посуды, фрагменты икон, а также пуговицы от русского мундира, пушечное ядро предоставил музей г. Ситки. Вещи были обнаружены в результате археологических раскопок на месте русских поселений (на Кастл Хилл), произведенных в 1995-1998 гг. силами Археологического университета на Аляске и волонтерами в рамках специального проекта. Всего за время раскопок было найдено 4 100 предметов и около 300 000 фрагментов. Среди находок — фрагменты кузницы, куски текстиля, фрагменты ритуальной орнаментированной одежды «вороний хвост».
Раздел, посвященный главной хранительнице русского наследия в США, православной церкви, включал портреты Иннокентия, Филарета, Иоанна, их автографы. Интересно фото 1870-х гг. Иннокентия вместе с его сыном Гавриилом, священником Амурской экспедиции, и внуком. Иконы, облачение, церковная утварь, книги с миниатюрами рассказывали о высокой духовности, торжественности двухтысячелетних обрядов новой для западного полушария веры. В первый раз выставлялась уникальная одежда священнослужителя из оленьего меха и кожи XIX в.
История РАК на выставке заканчивалась запиской великого князя Константина Николаевича, самого либерального представителя императорского Дома, министру финансов М.Х. Рейтерну 1857 г. с анализом состояния дел компании и определения причин ее неудач (ГАРФ). Поскольку американский зритель документы вообще, а особенно на незнакомом языке, воспринимает относительно равнодушно, «Записка» находилась рядом с дворцовым сервизом, изготовленным в честь свадьбы великого князя. Увидев портрет человека в морской форме и изумительный по красоте сервиз, естественно, зритель обращал внимание на документ и на этикетаж, объясняющий его смысл.
Вернувшись в Россию, в Москву, посетитель выставки прежде всего читал объявление о коронации императора Александра II, на время правления которого приходился пик дружественных отношений.
Картина Шварца с изображением момента въезда коронационной процессии на Красную площадь, часть конской коронационной упряжи, оформленной бархатом и позолоченной бронзой, парадные мундиры и платье подчеркивали торжественность и важность для империи ритуала коронации.
В Москве заканчивалось путешествие, но именно здесь открывалась новая страница экономического сотрудничества. Здесь речь шла о возникновении в 1913 г. Российско-американской торговой палаты, цель которой — «теснейшее сближение России с великой американской демократией на экономической почве». Некоторые российские предприниматели в начале ХХ в. видели в Америке пример творческого энтузиазма и разумной практичности и подводили к созданию в империи предприятий с крупным американским капиталом. Этикетажные тексты, размещенные рядом с портретом председателя палаты Н.И. Гучкова, образцами тканей товарищества «П.И. Оловянишникова», «Э. Циндель», владельцы которых были членами палаты, информировали о деятельности палаты.
О своеобразии общественных связей России и США последней трети XIX в. позволяли узнать: адрес от американцев, проживавших в Москве, В.А. Долгорукову 1890 г. в связи с 25-летием пребывания его на посту генерал-губернатора, письмо крестьян с. Александровка Тамбовской губернии с выражением благодарности американскому народу за присылку хлебной муки в период голода 1892 г.; письмо Л.Н. Толстого в американскую газету с его мнением о Русско-японской войне, книга Г. Кеннана «Сибирь и ссылка», вышедшая в России в 1906 г.
Естественно, московский колорит этого раздела выставки очень нравился посетителю, т. к. изобиловал памятниками, выполненными в национально-романтическом стиле. Многие отмечали поразительную разницу предметов русского прикладного искусства 1880-х гг. - начала XX в. с теми дорогими русскими сувенирами, которые продавались в музейном магазине.
Завершали всю эту необычайно разнообразную и красочную экспозицию адрес граждан США Александру II 1865 г. с благодарностью за сочувствие и поддержку Федеральному союзу в годы войны между Севером и Югом (ГАРФ) и письма императора Александра II и президента Линкольна из Национального архива США.
После Сан-Франциско выставка вернулась в Москву и была представлена российскому посетителю, но уже в адаптированном виде. Создавая «Русскую Америку. Императорскую Россию и Новый Свет», мы отказались от многих предметов, хорошо известных нашему посетителю, и акцент сделали на представление таких материалов, которые давали бы российскому посетителю более глубокие знания о бывших российских владениях и специфике российско-американских отношений. Здесь также привлекались прежде не экспонируемые памятники.
Тематически выставка делилась на разделы, посвященные землепроходцам, мореплавателям, Российско-американской компании и Русской Америке, дипломатии, государственным и общественным связям.
Благодаря участию в выставке АВПРИ и ГАРФ на выставке оказался роскошный документальный и картографический материал.
На московской экспозиции вслед за картой В. Беринга следовала рукописная Карта Камчатки, Алеутских островов и Аляски, составленная капитаном Т.И. Шмалевым 1775 г., — уникальное произведение географической и картографической науки, а также памятник национальной культуры (АВПРИ). Из АВПРИ мы получили План строения Воскресенской гавани в Чугатской губе, составленный Я. Шильцем в 1794 г. Из собрания ГИМ экспонировалась еще одна реликвия — известное письмо на моржовом клыке участника Северо-Восточной экспедиции Н. Дауркина с сообщением о его плавании к берегам Аляски.
Тему вооруженного нейтралитета пополнили «План Семи Островов» (северное побережье Кольского п-ва, где действовала эскадра под командованием героя Русско-турецкой войны 1768-1774 гг. С.П. Хметевского, и «План гавани Порто-Феррайо» 1780-1782 гг. (района крейсирования в Западном Средиземноморье), которая использовалась русским флотом для ремонта судов.
Сохранился на нашей выставке сибирский, чукотский этнографический материал, виды сибирских городов, комплекс генерал-губернатора Сибири Д.И. Чичерина, поскольку никогда прежде эти памятники не выставлялись.
Экспозиция истории РАК получила основополагающие материалы: Жалованную грамоту Павла I об учреждении Российской Американской компании, о покровительстве Павла I над компанией и о даровании ей на 20 лет привилегий, от 27 декабря 1799 г.; «Начертание правил учреждаемой компании для промысла в Америке и на островах Северо-восточного моря». Январь 1799 г.; Инструкцию министра коммерции графа Н.П. Румянцева посланнику к японскому двору действительному камергеру Н.П. Резанову от 10 июля 1803 г. (АВПРИ).
Расширился комплекс, посвященный легендарной личности — сенатору Н.П. Резанову. АВПРИ предоставил записку Н.П. Резанова «О Восточном крае Сибири и американских областях» (б. д.); журнал путешествия Н.П. Резанова «Первое путешествие россиян около света, совершившегося во дни Александра I» (Июнь 1803 - май 1804 г.); две черновые тетради журнала путешествий Н.П. Резанова (22 апреля - 22 мая 1805 г.). Впервые посетители смогли увидеть и вазу из моржовой кости «Времена года», входившую в число подарков, предназначенных для японского императора (ГИМ).
В Историческом музее состоялась «встреча» Н.П. Резанова и Кончиты Аргуэльо. Заметим, что выставка в Сан-Франциско проходила в доме, где родилась Кончита. Родственники американского художника русского происхождения А. Соколова, посетив нашу выставку в Сан-Франциско и увидев портрет Резанова, решили подарить нам портрет Кончиты, который А. Соколов, вдохновленный романтической любовью русского и испанки, написал в 1961 г. Теперь портреты этих двух самоотверженных людей находятся в Историческом музее.
Расширили представление о торговой деятельности РАК такие документы, как договор Шелихова с А.А. Барановым о назначении Баранова «управителем» Северо-восточной компании (17 августа 1790 г.); письмо Джона Астора А.А. Баранову из Нью-Йорка 1809 г. по поводу устройства торговых отношений, записка российского вице-консула в Калифорнии П.С. Костромитинова поверенному в делах России в США Э.А. Стеклю о торговле льдом РАК с компанией Б. Сандерса (1854). Об имперских амбициях, получивших распространение в русском обществе первой четверти XIX в., свидетельствовали проект декабриста Д.И. Завалишина «Ордена восстановления», призванный способствовать присоединению Калифорнии к Российской империи, а также его рисунки с изображением флагов, знаков и прочей атрибутики «Ордена» (1822-1824).
К разделу, рассказывавшему о коренных жителях Америки, добавились промысловая алеутская одежда «камлейка», алеутский бумажник с острова Кадьяк, тлинкитские шляпы. (Эти памятники попали к нам из Румянцевского музея, а туда — из коллекции Ю. Лисянского).
Православная тематика обогатилась списком с именного указа Екатерины II Синоду «Об учреждении Викарного епископа Иркутской епархии для распространения христианской веры между народом, в Северной Америке обитающем, с наименованием его епископом Кадиякским» (19 июля 1796 г.) (АВПРИ) и интереснейшим дневником путешествия диакона Никиты Омофорского от Судогды до Аляски 1841-1846 гг. (ГИМ).
Изобразительный и вещевой ряд раздела «Дипломатия» был подкреплен Рескриптом Александра I о назначении А. Я. Дашкова русским консулом в США (1808) (ГАРФ); грамотой президента США Т. Джефферсона Александру I о назначении У. Шорта американским посланником в Санкт-Петербурге (август 1808 г.); кредитивной грамотой президента США Дж. Медисона Александру I о назначении Д.К. Адамса посланником в Россию 10 июля 1809 г. Эти документы высокого государственного уровня наглядно рассказывали о процедуре заключения дипломатических отношений, растянувшихся на три года.
Говоря о дипломатии первых, отметим, что на выставке впервые были выставлены редчайшие акварели американского худож ника, приверженца «Школы реки Гудзон», Х. Рейнагля, которые привез в Россию А.Я. Дашков, выполняя распоряжение императора Александра I, пожелавшего ознакомиться с искусством молодого государства. С величайшими трудностями эти произведения были собраны и доставлены в Россию.
Впервые ряд документов покинул спецхраны АВПРИ: Трактат о торговле и мореплавании 18 декабря 1832 г.; Отношение управляющего Морским министерством вел. кн. Константина Николаевича министру иностранных дел А.М. Горчакову с предложением продать российские североамериканские колонии Северо-Американским Соединенным Штатам 22 марта 1857 г. с пометой Александра II: «Эту мысль стоит сообразить», и Американская ратификационная грамота конвенции об уступке Северо-Американским Соединенным Штатам российских североамериканских колоний 28 мая 1867 г. Русско-американские переговоры об уступке Аляски и Алеутских островов с самого начала велись в строгой секретности и, в целях соблюдения тайны переговоров, не протоколировались, поэтому этот документальный комплекс имел повышенный интерес у современного посетителя выставки.
На нашей выставке пребывание чрезвычайного посланника США Г. Фокса в Россию в 1866 г. освещали меню торжественного обеда в Кронштадте, литография с изображением приема американской делегации в Купеческом собрании и Дело III отделения С.Е.И.В. Канцелярии «О путешествии по России Североамериканского Посольства. Июль-сентябрь. 1866»
На московской выставке присутствовали также американская археология и ряд новых экспонатов. Музей семинарии св. Германа на Кадьяке предоставил икону «Вхождения Теотокоса в храм», написанную на Аляске православным индейцем в конце XIX в., Евангелие от Матфея на старославянском и алеутском языках (перевод Иоанна Вениаминова) (СПб., 1848) и Алеутский букварь Иоанна Вениаминова, изданный в 1893 г.
Выставка заканчивалась документами, передающими атмосферу бурного периода российской истории, продолжавшейся уже без императора. Две страницы машинописного текста заявляли о новой эпохе взаимоотношений: стенограмма речи министра иностранных дел М.И. Терещенко на приеме американской Особой дипломатической миссии 1/15 июня 1917 г. и стенограмма речи главы американской миссии Рута на приеме министра иностранных дел Временного правительства М.И. Терещенко (ГАРФ). В речи Рута говорилось: «Известие о новосозданной свободе России вызвало в Америке всеобщее удовлетворение и радость. Изо всей страны симпатия и надежда пошли навстречу новой сестре в кругу демократий и миссия эта прислана, чтобы выразить это чувство. Американская демократия посылает демократии России привет, симпатии, дружбу, братство и пожелание Божьей помощи».
Выставка «Николай и Александра. В гостях у семьи последнего императора» была совершенно другого характера. 250 экспонатов выставки «вводили» в бытовую и духовную атмосферу жизни семьи российских венценосцев. Посетитель получал своеобразное приглашение погостить в Александровском дворце Царского Села под Санкт-Петербургом. Гость проходил через приемную дворца, его гостиные, кабинеты, детские комнаты. Американские дизайнеры смогли усилить эффект присутствия в дворцовых помещениях, оформив стены выставочных залов увеличенными фотографиями интерьеров царских покоев и оклеили часть экспозиционных комплексов копиями обоев, бытовавших во дворце.
Российские события XX в. раскидали сохранившиеся вещи по разным частям света, музеям, частным коллекциям. В США вещи впервые вновь встретились, благодаря инициативе Фонда Американо-российского культурного сотрудничества, работе сотрудников Царского Села, Павловска, Государственного архива Российской Федерации, Государственного Исторического музея, Музея игрушки Сергиева Посада, поддержке музея Нью-Орлеана, владельцев частных коллекций, которые предоставили на выставку 60 экспонатов.
Пример. Когда-то в Муаровой гостиной императрицы на письменном столе стоял букет ландышей — творение ювелирной фирмы К. Фаберже. Эту корзиночку ландышей, любимых цветов Александры Федоровны, подарили ей сибирские предприниматели во время посещения царской семьей Всероссийской Нижегородской выставки в 1896 г. Простоял букет в гостиной до 1917 г. В 1930-е он уже пребывал в США, украшая дома богатых американцев, пока не попал в музей изобразительных искусств Нью-Орлеана. Письменный стол из гостиной, как и многие предметы интерьера, бесследно исчез. Много позже, выброшенный на городскую помойку, случайно попал на глаза хранителю музея, прекрасно знавшему убранство царских комнат, и был водворен в Александровский дворец. На столе — Евангелие, изданное в 1914 г. Маленькая книжка в простом коленкоровом переплете с надписью, сделанной императрицей: «Спаси и Сохрани. Александра. Ц.С. Ноябрь. 1914» (ГИМ). Уже летом 1914 г. в Царском Селе стали открываться лазареты, организованные семьей императора. Александра Федоровна с великими княжнами почти ежедневно посещали госпитали. Занимались перевязками, ухаживали за ранеными. Евангелие вручалось каждому раненому. Один из них, владелец этой книги, очутился впоследствии в Белграде. Потом он передал эту реликвию в музей Николая II, созданный в этом городе. После Второй мировой войны Евангелие через Комитет Культпросвета оказалось в 1947 г. в Историческом музее. На американской выставке оно опять лежало на письменном столе императрицы, как в те времена, когда Александра Федоровна делала на нем надпись.
Хозяин дворца император Николай II на живописных портретах и фотографиях не выглядит по-царски. Отобранные на выставку портреты подчеркивают мягкость натуры «хозяина Земли Русской», добрые, смиренные глаза, предвидящие, по словам американской прессы, трагическое будущее. Репинский портрет императора (ГИМ, им начиналась выставка) в форме полковника лейб-гвардии Преображенского полка написан весной 1896 г. накануне коронации, состоявшейся в 14 мая 1896 г. Портрет Николая II кисти Э. Липгарта создан художником в Царском Селе в 1897 г., затем он экспонировался в русском павильоне на Всемирной выставке 1904 г. в Сент-Луисе (штат Миссури) и после продажи очутился в частной коллекции. До этой выставки портрет никогда не выставлялся и не публиковался.
В «кабинете» императора посетитель выставки мог видеть предметы, пожалованные Николаем II своим подданным за заслуги или в честь какого-либо события. Один из демонстрируемых золотых портсигаров, изготовленный фирмой Фаберже, был пожалован американскому инженеру. Американцам любопытно было прочитать письма, выбранные из большой корреспонденции императора специально на эту выставку. Показывались письма простых американцев из Техаса, Калифорнии, Массачусетса. Девочка Элизабет Ли из Вирджинии начинала свое письмо словами «Дорогой Царь» и далее просила выслать ей русские почтовые марки для ее коллекции (ГАРФ).
На выставке очень много фотографий. Семья императора увлекалась съемками. Каждый имел свою камеру, сам снимал, проявлял, печатал. Эти любительские фотографии обладали потрясающим воздействием на зрителя. На снимках — простые, обаятельные люди работают в саду, катаются на лодках, купаются, играют с собакой, гуляют у речки или в парке, музицируют и т. п. И это — мгновения жизни царской семьи, семьи, стоящей во главе могущественной, но неумолимо двигающейся к своей гибели империи.
Концептуальное решение экспозиции американскими коллегами сознательно не касалось бурных событий за окнами дворца. Хотелось показать жизнь крепкого семейства, в котором все безмерно любят друг друга. Подчеркивалась религиозность семьи. Восхищала зрителей своими золочеными, синими и зелеными главками модель Троице-Сергиевой лавры, подаренная цесаревичу Алексею в 1913 г., в дни празднования 300-летия Дома Романовых.
Экспонировалось много икон, прежде принадлежавших царской семье, а ныне находящихся в США. В состав выставки некоторые вошли из частных собраний или музейных коллекций. Например, складень 1895 г. — подарок жителей Петербурга Николаю Александровичу и Александре Федоровне в честь рождения их первенца — Ольги Николаевны, передала на выставку Русская Галерея из Нью-Йорка.
Не были ли разочарованы американцы, не увидев в личных покоях восточной роскоши, семейных драгоценностей, ослепляющего блеска золота и бриллиантов? Разочарование не постигло никого. Выставка размещалась в прекрасных зданиях. Ни одна выставка прежде не собирала в музеях столько народа. Отзывы самые восторженные и трогательные. Какие красивы и милые люди русский царь и царица, какие очаровательные их дети. Как их жалко. Печальна неизлечимая болезнь царевича. Как понятна любовь княжны Ольги и Павла Воронова. Как любопытна история о казаке Андрее Кудинове, телохранителе императрицы Марии Федоровны, фигуру которого запечатлел по заказу императора ювелир Фаберже (присутствовала на выставке) и о многом другом, что близко и понятно каждому человеку любой страны.
Выставка 2006 г. «Княгиня и гражданин: Екатерина Дашкова, Бенджамин Франклин и Эпоха Просвещения» проходила в Филадельфии в здании Philosophical Hall, где располагаются выставочные помещения Американского философского общества. Она была приурочена к 300-летию со дня рождения Б. Франклина, выдающегося государственного деятеля Соединенных Штатов Америки, крупного ученого, незаурядной личности.
Отправной точкой концептуальных поисков автора выставки, директора Музея Американского философского общества г-жи Сью Энн Принс, было желание создать нечто оригинальное, отличное от хрестоматийного показа жизни и деятельности Франклина. Для экспозиционной интриги фигура княгини Е.Р. Дашковой, личности, отмеченной европейской известностью, подруги императрицы Екатерины II, была необычайно любопытна. Интригующим началом выставки стало противопоставление двух персонажей: они были выходцами из противоположных концов мира, она — русская княгиня; он — американский типограф, ученый, государственный деятель. Она — подруга монарха, Екатерины Великой; он — враг монарха, Георга III. Объединяли обоих героев идеи Просвещения. Немаловажным фактором в выборе персоны для сопоставления с Франклином стали факт личного знакомства его с княгиней Дашковой (оно произошло в 1781 г. в Париже), а также взаимное признание ими заслуг друг друга.
Оба героя — дети и выдающиеся деятели Эпохи Просвещения, идеалы которой играли значительную роль в жизни каждого из них; они оба не только изучали идеи европейских философов, но и размышляли об их применимости на родной почве; оба — люди, сделавшие себя сами; оба внесли заметный вклад в дело организации и развития науки у себя на родине; оба оставили мемуары — не просто воспоминания, а произведения, в которых каждый из них стремился создать свой имидж, согласно своим идеям и представлениям.
Организаторам выставки удалось собрать и представить публике немало интереснейших экспонатов о жизни и деятельности двух избранных персонажей из собраний Американского философско го общества, Библиотеки Конгресса США, Бостонской публичной библиотеки, Шотландской национальной библиотеки (Эдинбург), Ирландской Королевской академии (Дублин), Библиотеки Лилли при Университете штата Индиана (Блумингтон), из Музея Хиллвуд (Вашингтон). Из России привезли свои реликвии Государственный Исторический музей, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербургское отделение Архива РАН и Кунсткамера. Отдельные предметы из своей коллекции предоставил потомок Е.Р. Дашковой А.И. Воронцов-Дашков, живущий в Америке.
Среди живописных портретов княгини Е.Р. Дашковой были изображение юной княгини в мундире лейб-гвардии Кирасирского полка (ГИМ), а также полотно кисти Д.Г. Левицкого (1784 г.) из Музея Хиллвуд в Вашингтоне.
На выставке экспонировалось множество рукописных источников, среди них — переписка Дашковой с Франклином. О факте приема Б. Франклина в почетные члены Петербургской академии наук свидетельствует подлинник пересланного ему диплома академии от 2 ноября 1789 г., хранящийся ныне в Бостонской публичной библиотеке, а о приеме княгини Дашковой в члены Американского философского общества — рукописная заверенная копия диплома на это звание, которую Дашкова приказала сделать в академической канцелярии в 1791 г. с подлинника 1789 г., присланного ей из Филадельфии (Петербургское отделение Архива РАН).
Украшением выставки в Филадельфии стали обер-офицерский мундир лейб-гвардии Преображенского полка образца 1762 г., подобный тому, который был на юной княгине Дашковой в день переворота 28 июня (ГИМ), слепящие блеском бриллиантов звезда и знак ордена Св. Екатерины I степени — один из немногих сохранившихся экземпляров XVIII в. (Музей Хиллвуд), коллекция русских медалей — та самая, которую Дашкова подарила Эдинбургскому университету по окончании курса обучения там ее сына Павла (Шотландская национальная библиотека). Невозможно не упомянуть о двух реликвиях екатерининской эпохи, которые увидели посетители выставки. Первая — это рукописный экземпляр «Наказа» Екатерины II Уложенной комиссии 1767 г., в значительной части — автограф императрицы, который она передала на хранение в Петербургскую академию наук. Специально для него в 1776 г. столичный мастер Е. Гастеклу выполнил серебряный футляр (Петербургское отделение Архива РАН). Вторая — редчайший экземпляр первого издания 1790 г. знаменитой книги А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (Библиотека Конгресса США).
Мы надеемся, что выставочная деятельность Исторического музея внесет достойный вклад в плодотворное развитие отношений между Россией и США и сыграет немаловажную роль в формировании положительного образа России в общественном сознании иностранных граждан.
РУССКАЯ АМЕРИКА
Материалы III Международной научной конференции
«Русская Америка» (Иркутск, 8–12 августа 2007 г.)
Предоставлено архитектурно-этнографическим музеем Тальцы