Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра картографии, сокращенное наименование – Управление Росреестра по Иркутской области

Новости, статьи

Предписания по вопросам землеустройства. Письма, телеграммы…

Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства осуществляется Федеральным законом «О землеустройстве» от 18.06.2001г. №78-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В данном законе определена система источников права, регулирующих отношения по землеустройству. Иначе говоря, в ней названы правовые акты, содержащие нормы (общеобязательные правила), регламентирующие соответствующие отношения.

Статья 2 Федерального закона "О землеустройстве" корреспондирует пункту 7 статьи 69 Земельного кодекса РФ. При этом формулировка, содержащаяся в Законе о землеустройстве, является более точной, поскольку соответствующая норма Земельного кодекса РФ не включает в круг источников правового регулирования отношений по проведению землеустройства подзаконные акты, принимаемые на федеральном уровне Президентом РФ, Правительством РФ и Минэкономразвития России: "Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации" (п. 7 ст. 69 Земельного кодекса РФ).

Система источников правового регулирования землеустройства включает в себя два уровня - федеральный и региональный (субъекта Российской Федерации). Такая структура предопределена конституционной нормой, в соответствии с которой земельное законодательство отнесено к совместной компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

Федеральный уровень правового регулирования включает в себя два блока: законодательный (федеральные законы, в том числе кодексы) и подзаконный (нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти).

Особенностью законодательного регулирования отношений по землеустройству является практика "нормативного дублирования": схожие, а иногда и практически совпадающие нормы содержатся в нескольких законодательных актах (например, определение землеустройства приводится в ст. 1 Федерального закона "О землеустройстве" и воспроизводится в ст. 68 Земельного кодекса РФ).

Базовым законом, принятым специально для регулирования всего комплекса отношений по землеустройству, является Федеральный закон "О землеустройстве". В нем закреплены основные начала (принципы) и цели проведения землеустройства, соответствующая нормативно-правовая база, механизм государственного регулирования проведения землеустройства, процедурные вопросы проведения землеустроительных мероприятий, система землеустроительной документации, а также обозначены вопросы ответственности за нарушение законодательства о землеустройстве.

Федеральный закон "О землеустройстве", как отметил профессор и ведущий научный сотрудник Центра публично-правовых исследований и профессор кафедры финансового права Государственного университета - Высшей школы экономики при Правительстве РФ, Ялбулганов Александр Алибиевич (д.ю.н.), содержит ряд бланкетных, отсылочных норм и предполагает обращение к другим источникам правового регулирования отношений по проведению землеустройства. В отдельных случаях Закон предписывает органам исполнительной власти (Правительству РФ) принятие подзаконного акта по конкретному вопросу проведения землеустройства.

Наряду с Федеральным законом "О землеустройстве" нормы, регламентирующие отдельные аспекты проведения землеустройства, могут содержаться и в других актах земельного законодательства, а также в "непрофильных" законах (т.е. законах, принятых для регулирования иных, чем земельные, отношений).

Региональный уровень правового регулирования, так же как и федеральный, включает в себя два блока: законодательный (федеральные законы, в том числе кодексы) и подзаконный (нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти).

Законы субъектов Российской Федерации. Нормы, регулирующие производство землеустройства, могут содержаться в актах земельного законодательства, в актах "смежного" (лесного, экологического и т.д.) и даже "непрофильного" законодательства.

Долгое время в массиве нормативных правовых актов, в том числе и по вопросам землеустройства, были представлены такие правовые акты, как письма, телеграммы и т.п. Их доля в общем объеме источников земельного права была особенно велика в советский период. В то время существовала практика направления инструктивных писем, нередко содержавших предписания нормативного характера.

Практика включения нормативных правовых предписаний в различного рода письма и телеграммы приводила к частым возникновениям случаев столкновения (коллизий) "нормативных" писем и законодательных актов, что, в конечном счете, приводило к дискредитации самого принципа законности.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 были утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. В этих Правилах устанавливается, что "издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается". Кроме того, содержится прямой запрет на издание нормативных правовых актов структурными подразделениями и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

Письмами, телеграммами (телетайпограммами) могут оформляться ответы на запросы, позиция руководства государственного органа, которая может комментировать (разъяснять) правовую норму, содержащуюся в нормативном правовом акте и т.д. Эти и иные подобные документы являются разъяснительными документами, отражающими точку зрения лица, их подписавшего (например, письмо Роснедвижимости от 24 июля 2008 г. N ВК/3232 "Об описании и установлении границ объектов землеустройства", письмо Минэкономразвития России от 8 августа 2008 г. N 11013-ИМ/Д23 "О правомерности выполнения работ по территориальному землеустройству").

Таким образом, письма, телеграммы и телетайпограммы, не будучи нормативными правовыми актами, не могут содержать общеобязательных предписаний по вопросам землеустройства.

 

Заместитель начальника отдела геодезии, картографии,
землеустройства и мониторинга земель Е.В. Малитовская