Россия - Монголия : Журнал
Россия и Монголия, журнал. Задача журнала «Россия и Монголия» Оперативно реагировать на события в сфере российско-монгольских связей, поддерживать интерес к Монголии среди россиян, формировать определенные подходы и точки зрения на те, или иные вопросы взаимоотношений между Россией и Монголией

Конкурс  медиаматериалов.
Вход

Материалы журнала

Состояние и перспективы развития Хубсугульского туризма

Прошло  более  10 лет   с того  дня,  когда Монголия  перед собой  поставила  цель   увеличить  число  иностранных туристов до 1 миллиона,  а  Хубсугульский аймак  объявил  себя   одним из главных  направлений, куда  повернется основной поток туристов. А что мы по факту получили за это время?  Каковы  результаты? Какие успехи  и  какие  проблемы ?

По подсчёту  Министерства  охраны окружащейся среды и туризма,  в 2019 году, который считается  самым благоприятным годом  до появления пандемии КОВИД-19,   число  иностранных туристов, посетивщих  Монголию,  впервые, перевалил   500 тысячную  отметку и   достигло  577 262 иностранных  туристов, а   число  внутренных туристов -  более 200  тысяч человек.   Доходы от  туризма  в 2019 году  достигли  607  млн. долларов США что составляет  6,48  процентов   ВВП Монголии.   А  в 2020 году из за пандемии,  доходы от туризма  упали  на 93  процентов,  число  туристов  - до 36 тысяч человек

Хубсугул   становится  третьим  главным направлением для туристов  после   кластеров Улан-Батор -Тэрэлж  и  Каракорум – Гоби. Более  30 тысяч иностранных и почти 100 тысяч  внутренных  туристов  посетили  Хубсугул в этом 2019 году.  Основными  центрами  посещения  туристов на  Хубсугуле  стали  административный центр аймака, город Мурен с его 10 гостиницами, хостелами  и 20 туркемпингами, далее Хатгал - Жанхай с 50 туркемпингами и хостелами и  Ханх-сомон с 20 туркемпингами и хостелами, а также Дархадская котловина  с 10 туркемпингами и хостелами.   

Туристическая инфраструктура  Хубсугульского аймака  представлена  следующим  образом:

-       В г. Мурене  находятся остиницы  хорошего уровня   такие как   “50-100”,  Эвэнт Холл, “Чингис”, “Тэнхлэг”, “Бишрэлт”  и т д

-       По  южным,    юго-западным и восточным берегам оз. Хубсугул расположены  хай-класс тур-кемпинги  -  “Леона”,   “Ашихай”,   “Тойлогот”, “Аарт 88”,  “Гурван Эрдэнэ”, “Гранд Тур”, “Хөвсгөл Сант”, “Хөвсгөл Сор” и “Эртний далай, 

-       На севере и севере-востоке озера  -    “Агарта”,  “Ласт Фронтир”(«Край Земли»), “Легенда Хөвсгөл”  и.т.д,  

Основными направлениями развития  туризма в Хубсугуле являются экологический и приключенческий туризм.

Какие  успехи?

В  развитии  Хубусугульского туризма   ключевое  значение  имеет    ряд мер,  которые были приняты  государством и правительством Монголии в 2015-2019 гг.  по развитию  инфраструктуры  туризма, включая   стройтельство асфальтированных дорог  Улан-Батор - Мурен - Хатгал,  посёлок Турт (центр сомона Ханх) - КПП Ханх - Монды и грунтовой дороги   Хатгал - Жанхай - Тойлгот и  электрофикацию  правой части  туристической зоны  озера Хубсугул. Благодаря   этим мерам,  поток особенно внутренних туристов  на озеро  увеличился в 5  раз.

Еще одним важным  решением для развития туризма  на  оз. Хубсугул  в части улучшения  мягкой инфраструктуры стало  заключение  и претворение в жизнь  договора о безвизовом  режиме  между Монголией и РФ  в 2014 году, которое  привело  к  росту  потоков  российских туристов  на озеро Хубсугул и монгольских туристов на озеро  Байкал  примерно  в 3 раза.

Большое  практическое значение  для развития   хубсугульского туризма имеет  проведение  событийных  (эвент) мероприятий  таких как, “Фестиваль  льда”, “Праздников  Яков и Оленей” в Хатгале,  международных турниров  по спортивной рыбалке   “Кубок Хубсугула” и “Кубок – Пресс фиш” и  “Праздника Древа дружбы”  в Ханх-сомоне, “Праздника  снега и оленей”  и  праздника конных скачек  “Дархадская скорость”  в Дархадской котловине, которые были  организованы  туристическими компаниями  в последние годы совместно  с  администрацией  Хубсугульского аймака, Департаментом охраны окружающейся среды и туризма  и  с Ассоциацией  туроператоров  аймака.   “Фестиваль льда-2019”  стал  самым  большим  туристическим эвэнт-продуктом Монголии этого  года, который посетили   30 тысяч  внутренних  и иностранных туристов. 

Не менее  важное  значение  для развития  Хубсугульского туризма  будет  иметь  уменьшение сезонности  туризма  путём  увеличения  зимных видов туризма  на озере  Хубсугул и  в Дархадской котловине.   

При этом следует отметить, что  наряду  с  развитием  новых эвэнт-мероприятий и тур-продуктов зимнего туризма –  таких, как   проведение  турниров по спортивной рыбалке  “Кубок Хубсугула” и “Праздника снега и оленей” в Дархадской котловине,   на кристально-чистом льде  озера  Хубсугул  организуются  зимние  авто- и велотуры,  пешие  и  конькобежные туры с поддержкой  на санях, запряженных лошадьм, а также автомобильный тур по маршруту   Хатгал – Ханх - Хатгал. 

Новым явлением  развития туризма  Хубсугульского аймака, особенно приграничного туризма,  за последние  годы  стало   увеличение  потока  российских туристов  через  КПП   Ханх - Монды  и практически круглогодичный туризм в этой части озера  Хубсугул.  Число  российских туристов, посетивших  северный берег озера   в 2019 году  увеличилось в 2  или 3  раза по сравнению  с  2010 годом   и достигло  почти 15 тыс. человек.   Туризм  на севере озера Хубсугул,  в Ханх-сомоне  начал развиваться  в начале   2000 года    с появлением   на берегу  озера Хубсугул первой  туристической базы  “Ласт Фронтир” (Last  Frontier”)   или   “Край Земли” , которая  стала результатом  инвестирования   монголо-российской  совместной  компании  “Саяан – Радиан”.

 В настоящее время  число  туркемпингов  и гостевых домов в окрестностях Турта (в сомоне Ханх)  значительно выросло, появились новые магазины,  кафе   и   столовые.      С развитием  туризма  за последние  10  с лишних лет  лицо   посёлка Турт  и  в целом Ханх-сомона  буквально  на глазах  меняется  и  возвращает  обратно  свое былое название   “Чийдэнтэй Турт”(«Светящийся Турт»), которым он именовался во времена нашего  недавнего   советского прошлого.    Отрадно отметить, что  каждый  год  на берегах  “жемчужины Монголии», озера   Хубсугул,  в Турте  и  его окрестностях  появляются  новые и новые туркемпинги  и  красивые  дома  современного дизайна,  и   все  больше  и больше  людей  Ханх-сомона  вовлекаются  в  тот или иной вариант  туристического бизнеса.

   Как я уже писал выше, основным направлением развития хубсугульского туризма  на севере озера стали рыбалка,  экологические и приключенческие туры, часто в сочетании с познавательными, этнографическими и религиозными. Увеличивается, особенно со стороны России, число туристов, которые  хотят  путешествовать  на автомашинах, квадриках, конях, лыжах  и  пешком, а также  на рафтах и катамаранах  по горам  и рекам  Дархадской котловины и вокруг озера Хубсугул.   В связи  с этим  возникает надобность расширять  маршрутную сеть  в рамках  этого широкого пространства  вплоть до границы   с Тувой,  и до Закаменска, границы  с Бурятией. 

Следует  отметить что  Правительство Монголии  приняло  в 2019 году  важное  решение   о создании  зоны экотуризма  вокруг озера Хубсугул и  проведении единой политики   по  уменьшению  загрязнения окружающейся среды  и  сохранению экологического равновесия в регионе  в дальнейшем  путём  развития  организованного, ответственного  туризма с минимальным воздействием  на природную среду.    

В рамках  международного   проекта (который  финансируется  Азиатским банком развития  и правительством   Японии) по защите экологии, развитию туризма  и уменьшения бедности  в близлежащих  5-ти самонах  и территориях   озера  Хубсугул  в 2016 – 2019 гг. осуществлялись    следующие меры по  развитию туристической  инфраструктуры  вокруг озера:

    - Обустройство мест  для кемпингов  и  передвижных туалетов   в местах  посещения  туристов вокруг озера;

    - Предоставление  малых кредитов  тем,  кто начинают турбизнес; 

   - Организация  тренингов  и   подготовка  кадров  для туризма и индустрии обслуживания. 

Была  проведена работа по ограничению и уменьшению  потоков “диких”  местных и иностранных  туристов и по направлению их  на турбазы,  по  устранению  мусора, оставленных  туристами,  а  также  по укреплению  потенциала  по обслуживанию  туристов. 

План развития  этой зоны  в 2019 – 2023 годах  предусмаривает   следующие  основные меры:

 - Стройтельство  37,9 км  асфальтированной дороги  в направлении  Хатгал--Жанхай-Тойлогт;

 - Электрофикация   туристической зоны, сформировавшейся  на юго-западном берегу озера Хубсугул;

 - Создание  8 автостоянок  на 500 автомашин  с площадью   8,450 м2  в  таких точках, как Хатгал, Ханх, Жанхай, Дээд Модот булан, Ардаг, Тойлогт;

 - Создание и обустройство 2-х точек для регистрации и перехода на территорию национального парка;

 - Создание  туристического информационного центра  с площадью на 1100 м2, который будет  обслуживать  более 1000 человек в день;

 -  Установление  информационных  стендов для туристов и  обустройство  2-х  туристических троп протяженностью 15 км   в направлении  Дээд Модот булан, Жанхай и Чучу.

 - Создание  2-х точек для сбора твёрдых отходов и мусора и  2-х точек для  жидких отходов площадью  на  52500 м3  соответственно  в посёлках Хатгал и Ханх-сомоне;

  - Разработка и утверждение  общего плана  развития  Ханх-сомона и проекта стройтельства  центрального причала для водного транспорта на оз. Хубсугул.

 Надо также  отметить,  что  власти  Монголии  принимают  в последние годы немало мер, направленных  на  развитие трансграничного  туризма   в нашем регионе, которые создают  передпосылки для   претворения в жизнь  идеи  и проекта  “Хубсугул - Байкал”.  К ним  относятся:

 -  Стройтельство  и функционирование  комплекса  пограничного  перехода  на  КПП  «Ханх»,  который будут работать  на две полосы  с  1 мая по 1 октября без выходных;

-  Меры по разбюрократизации процедур  пограничного контроля  при прохождениии  граждан  и туристов через границу на КПП  Ханх;

-   Переподготовка  кадров  пограничных, таможенных и карантийных служб на границе с тем, чтобы они соответсвовали бы современным требованиям.                 

Важнейшими задачами остаются следующие: 

-       Стройтельство   асфальтированной дороги   Хатгал -  Ханх (есть перспективы того, что финансирование этого проекта может быть  сделано  Кувейтским фондом); 

-       Развитие малой авиаций, которая бы связала г. Мурен  с  Дархадской котловиной и  Ханх-сомоном, а также   с городами Улан –Удэ и Иркутском; 

-       Создание   на Хубсугуле парка  водного транспорта (суда, катера и яхты), соответствующего экологическим стандартам и  требованиям  по безопасности плавания; 

-       Улучшение экологических и других  стандартов туристических кемпенгов, которые осуществляют туристическую деятельность вокруг озера Хубсугул  и  довести  их  уровень развития инфраструктуры  до международного  с тем чтобы  они  принимали  туристов  выше среднего класса и работали круглогодично. 

-       Развитие  туристических инфраструктур  для  активного отдыха  туристов на тур кемпингах  таких как  создание  SPA резорт  на минеральных источниках “Булнай”  в Чандмань-Ундур самоне,  стройтельство горнолыжных баз и лыжных трассов  в  Хатгале,  Ханх самоне  и Дархадской котловине. 

-       Организация  интересных  и  оргинальных туров   вокруг  озера Хубсугул и по  Дархадской котловине  в местах обитания  кочевников  и олениводов  таких как  кочевые вьючные переходы, конные и  як упряшки, олени-сафары, собачые упряжки, а также  туры  на религиозные паломничества  в  священные горы.

Еще одной важной задачей  является  развитие  «мягкой инфраструктуры» для развития туризма  в  Байкало-Монгольской Азии, под этим я подразумеваю  следующее:

 -       Уделять  больше внимания  улучшению  правовой среды  для развития туризма  в Хубсугульском аймаке  и  внести   изменения  в  законы  о национальных парках,  о границе  и  диких животных  с тем, чтобы  создать коридоры  для прохождения  туристами через  заповедники, заказники  и  особые зоны национальных парков,  и тем самым  уменьшить  ограничения для туризма со стороны  природоохранных органов  под предлогом защиты природы;

-       Облегчение  и устранение  бюрократических  препонов со стороны  пограничных, таможенных  и других  служб  при прохождении  туристов через границу   на КПП   Ханх - Монды,

-          Придание  статуса  «международный автомобильный» пограничному переходу Ханх – Монды (сегодня он «двусторонний», то есть только для граждан России и Монголии).

Это приведёт  к увеличению  потока  туристов с обейх сторон  по некоторым  подсчётам   в  2 или в 3  раза  и к развитию  международных туристических муршрутов,  связывающих   два  великих озера  - Хубсугул и Байкал, а в дальнейшем ещё и озера   Хулун-Буир (на границе Монголии с Китаем, в АРВМ) и Далайнор  в  Автономном районе Внутренней Монголии.   Иностранные туристы, которые приезжают на озеро Хубсугул через  Улан-Батор,  часто спрашивают  о возможности  продолжать их путешествие дальше  в Россию  через  посёлок Турт  Ханх-сомона  и  Тункинскую  долину  в  Иркутск  после посещения  Монголии.   Точно также иностранные туристы, приезжающие в  г. Иркутск, по Тункинской долине    хотели бы  продолжать   дальше   их  маршрут   через озеро Хубсугул   в Улан-Батор и дальше.      Поэтому   вопрос придания  КПП   «Ханх- Монды»   статуса «международный»  приобретает  большое значение.  

Какие  плюсы мы с вами получим от этого?   

Это увеличение   потока не только  монгольских и российских туристов, но  и  иностранных, которые  будут оставлять деньги и в Монголии,  на Хубсугуле, в Ханхе, а также в Тункинской долине Бурятии и  в Иркутской области. 

Развитие   международного туризма  в нашем  прекрасном регионе  приведет в будущем  к   формированию свободной зоны  туризма и появлению новой туристической «Мекки»,   нового   анклава  развития, что обеспечит     превращение  посёлков    Турт (Ханх), Кырен, Аршан  и  Орлик   в   местный аналог острова Чеджудо  в Корее  и  Давоса   в Швейцарии   и  тем самым   будет  оказывать   существенное  влияние  на  развитие  и процветание  нашего края, Байкало-Монгольской Азии  и   улучшению  жизненного уровня  жителей  наших  сомонов,  районов  и сёл. 

Особо  здесь  хочу отметить   важность  развития трехстороннего туризма  в рамках инициативы  КНР  “Экономический коридор Китай – Монголия - Россия”. Я имею в виду маршрут “Великий Чайный Путь”, а также “Великие  озера”. Не лишне было бы упомянуть здесь,  что  одна из ветвей Чайного пути в прошлом проходила  через  озеро Хубсугул.  Поэтому   наземные  маршруты туристов  наших трех  стран мог бы  проходить   и через  наше  озеро  Хубсугул, открывая новые возможности для путешествий. При этом такой маршрут мог бы начинаться  через  пограничные переход КПП «Шивээ Хурэн» (в Монголии)  - «Эзний хошуу» (АРВМ, КНР).                        

 

Б. Доржготов    25.04.2021 г. , основатель, генеральный директор  турбазы «На краю земли» (Саян-Радиан)

Журналы, газеты
Cписок организаций-участников ...



Иркутские организации:









 
 

Уважаемые господа! Копирование, тиражирование, иное использование фотографий, статей, размещенных на сайте "Иркутская область : Города и районы", возможно только с письменного разрешения НУК "Экспедиция ИнтерБАЙКАЛ"

 
© 2008-2022  All rights reserved