Автомобильный переход Монды - Ханх - прямой путь из Иркутска на Хубсугул и далее
Бережных Владимир
Категория: Иркутская область : Туризм
Предыдущая статья | Следующая статья
О возможностях отдыха в Монголии на озере Хубсугул большинство иркутян узнало не так давно. Но сегодня Хубсугул уже стал не только популярным, но и модным, особенно среди владельцев "крутых" джипов и рыбаков.
Вопрос о необходимости придания международному пограничному переходу Монды - Ханх статуса "многосторонний" (сегодня границу здесь могут только граждане Монголии и России), похоже, начал решаться...Федеральное агентство по обустройству границ прорабатывает вопрос об изменении статуса автомобильного пункта Монды-Ханх с двустороннего на многосторонний.
С этой целью необходимо обосновать данные о планируемой пропускной способности этого МАПП в случае изменения его статуса на многосторонний. По мнению ФТС России изменение статуса МАПП не приведет здесь к увеличению пассажирского потока. Такое мнение может серьезно повлиять на уровень финансирования работ на данном пограничном переходе.
Я же, достаточно часто пересекая здесь границу (на Хубсугуле мы ежегодно проводим т.н. Караваны Дружбы, в составе которых в Монголию выезжают делегации муниципальных образований Иркутской области), могу сказать следующее относительно прогнозов насчет КПП Монды-Ханх: уверен, что увеличение пассажиропотока и оборота грузов через МАПП Монды-Ханх вырастет в ближайшие три – четыре года как минимум втрое по следующим причинам: за это время будет все-таки отсыпана автодорога Хатгал – Ханх, и, соединившись с дорогой Мурэн – Хатгал (которая достраивается в рамках проекта «Дорога тысячелетия»), обеспечит транспортный коридор Иркутск – Мурэн – западные аймаки Монголии. А в перспективе – и западные провинции Китая. Т.е. этот транспортный коридор открывает новые возможности для расширения экономического пространства сибирских регионов за счет малоосвоенных монгольских территорий, а также для увеличения туристских обменов, в т.ч. и в направлении России через Монголию. Чтобы меня правильно поняли насчет "расширения экономического пространства", уточняю - речь идет о новых рынках по закупке мяса, сырья, по продвижению российской продукции и товаров в эти отдаленные территории, а не о чем-либо ином. Точно также и для западных монголов откроются возможности приезжать, например, в Иркутск, напрямую, а не через Улан-Батор, а это тоже новые возможности для них.
Поэтому вопрос существования дороги Ханх - Хатгал для нас не безразличен, поэтому дипломатическими и иными средствами необходимо оказать давление на ВГХ (парламент) и правительство Монголии с тем, чтобы оно выделило средства на строительство дороги Хатгал – Ханх. В настоящее время отсыпка ведется исключительно за счет средств Хубсугульского аймака. Кроме этого ощущается противодействие со стороны монгольских экологов, которые считают, что дорога Хатгал – Ханх, создав условия для кратного увеличения грузов и пассажиров, станет косвенной причиной деградации экосистемы Хубсугула. Есть также возражения со стороны некоторых представителей местных сообществ, в частности – в Дархатской котловине («мы живем своей жизнью испокон веков, и не хотим к себе никого пускать…»). Приходилось слышать и такое мнение, что нежелание финансировать эту дорогу вызвано соображениями государственной безопасности Монголии, т.к. сегодня бездорожье, якобы, является препятствием для переброски военной техники (естественно, с российской стороны). Но это уже за пределами логики...
В целом же и большинство населения, и руководство Хубсугульского аймака в лице губернатора, г-на Цэрэнжава, прекрасно понимают, что такая изоляция Хубсугульского аймака, точнее - его северной, приграничной окраины, от остальной территории страны еще более опасна, чем перечисленные выше опасности. И как раз одной из главных целей проведения Караванов Дружбы, а также в их ходе конференций - укрепление экономических связей аймаков, входящих в Хангайскую зону (а это 6 аймаков, два из которых непосредственно граничат с Россией) с приграничными российскими территориями. И туризм в этих связях играет далеко не последнюю роль.
Сегодня на Хубсугуле, по разным данным, от 35 до 50 турбаз (большинство - с участием американцев, чехов, китайцев, корейцев), и только 5 из них - на севере Хубсугула. Все они - с российским участием, вблизи пос.Ханх (Турт). Они сегодня вносят реальный вклад в экономику сомона, дают местным жителям работу, покупают у них продукты, сувениры. Но существуют на грани выживания, т.к. туристский сезон неравномерен, а потенциальным туристам все сложнее и сложнее, и дороже, получать монгольскую визу. Можно предположить, что количество турбаз здесь увеличиваться уже не будет, но остается серьезный резерв роста объемов туризма за счет более эффективной и планомерной загрузки, а также в виду перспектив роста транзитного туризма Иркутск - Монды/Ханх - Хатгал - Мурэн и далее (на запад Монголии, в сторону границы с Алтаем, или на восток, через Хангай в Улан-Батор). И этот маршрут, открывающий новые возможности для знакомства одновременно и с Байкалом, и с Тункинской долиной, и с Хубсугулом, будет новой мотивацией для иностранных туристов приехать в Иркутск, а оттуда, через Тунку, на озеро Хубсугул.
Непосредственно туристские потоки расти начнут, очевидно, через три-четыре года после присвоения МАПП Монды - Ханх статуса "многосторонний", когда западные туроператоры узнают о новых возможностях для сдвоенных туров Россия – Монголия, к этому же времени, возможно, будут преодолены последствия кризиса.
Серьезно повлиять на турпотоки может отмена визового режима между нашими странами или, как вариант – обеспечение возможности группового обмена на безвизовой основе (по аналогии с Китаем).
Сегодня же, пересекая границу в этом удивительно красивом, и необычном месте (КПП расположен на перевале: на российскую сторону - великолепный вид на горы, а на монгольской, за широким степным пространством виден Хубсугул), каждый раз приходится испытывать чувство стыда за убогость КПП с нашей стороны, за те условия, в которых работают наши служители границы. Особенно сравнивая с тем, что смогли сделать на своей стороне монголы.
Трансфер на Хубсугул +79025600225, 9000 руб. Микроавтобус, 7 мест.
Редактор журнала «Россия и Монголия»,
Член Комитета по Внешнеэкономической
деятельности ТПП ВС
В.В.Бережных