Россия и Монголия, журнал. Задача журнала «Россия и Монголия» Оперативно реагировать на события в сфере российско-монгольских связей, поддерживать интерес к Монголии среди россиян, формировать определенные подходы и точки зрения на те, или иные вопросы взаимоотношений между Россией и Монголией

Материалы журнала

Автомобильный переход Монды - Ханх - прямой путь из Иркутска на Хубсугул и далее

О возможностях отдыха в Монголии на озере Хубсугул большинство иркутян узнало не так давно. Но сегодня Хубсугул уже стал не только популярным, но и модным, особенно среди владельцев "крутых" джипов и рыбаков.

Граница в районе КПП Монды - Ханх. Вид с монгольской стороны

Граница в районе КПП Монды - Ханх. Вид с монгольской стороны

Дорога вдоль Хубсугула. Во многих местах мосты разрушены.

Дорога вдоль Хубсугула. Во многих местах мосты разрушены.

Дорога вдоль Хубсугула. Местами не дорога, а полное бездорожье...

Дорога вдоль Хубсугула. Местами не дорога, а полное бездорожье...

Дорога вдоль Хубсугула. На перевале.

Дорога вдоль Хубсугула. На перевале.

Дорога вдоль Хубсугула. Она не всегда "по зубам" и УАЗу...

Дорога вдоль Хубсугула. Она не всегда "по зубам" и УАЗу...

Дорога вдоль Хубсугула. Трудности пути скрашиваются такими сюжетами.

Дорога вдоль Хубсугула. Трудности пути скрашиваются такими сюжетами.

Дорога вдоль Хубсугула. Ради таких минут стоит пройти этот маршрут для  "Кэмел Трофи".

Дорога вдоль Хубсугула. Ради таких минут стоит пройти этот маршрут для "Кэмел Трофи".

МАПП Монды-Ханх. И зимой не остаются без дела пограничники. КПП с российской стороны.

В Хатгал прилетел очередной рейс. Будь возможность продолжить свой путь через МАПП Ханх-Монды на Байкал, в Иркутск, многие бы из прилетевших иностранных туристов так и поступили... А так им придется возвращаться в Улан-Батор.

Тойлогт - одна из первых турбаз на Хубсугуле. Сегодня их десятки...

Въезд в пос. Монды. За поселком, налево, на юг, дорога уходит в горы на перевал к монгольской границе, другая, на север, ведет в Окинский район Бурятии.

Въезд в пос. Монды. За поселком, налево, на юг, дорога уходит в горы на перевал к монгольской границе, другая, на север, ведет в Окинский район Бурятии.

Дорога от пос. Монды поднимается на перевал к границе. Видны южные отроги Восточного Саяна. На переднем плане - аэроглиссер "Хивус-6", на котором в 2002 г. автор совершил поездку по гидросистеме Хубсугул - река Эггийн-гол - Селенга - Тола (в составе команды также были Константин Мамаджанов, Сергей Дербенев, Виктор Ташкаев и Юрий Богданов). Об этой поездке мы расскажем в следующий раз.

Вопрос о необходимости придания международному пограничному переходу Монды - Ханх статуса "многосторонний" (сегодня границу здесь могут только граждане Монголии и России), похоже, начал решаться...Федеральное агентство  по обустройству границ прорабатывает вопрос об изменении статуса автомобильного пункта Монды-Ханх с двустороннего на многосторонний.

С этой целью необходимо обосновать данные о планируемой пропускной способности этого МАПП в случае изменения его статуса на многосторонний. По мнению ФТС России изменение статуса МАПП не приведет здесь к увеличению пассажирского потока. Такое мнение может серьезно повлиять на уровень финансирования работ на данном пограничном переходе.  

Я же, достаточно часто пересекая здесь границу (на Хубсугуле мы ежегодно проводим т.н. Караваны Дружбы, в составе которых в Монголию выезжают делегации муниципальных образований Иркутской области), могу сказать следующее относительно прогнозов насчет КПП Монды-Ханх: уверен, что увеличение пассажиропотока и оборота грузов через МАПП Монды-Ханх вырастет в ближайшие три – четыре года как минимум  втрое по следующим причинам: за это время будет все-таки отсыпана автодорога Хатгал – Ханх, и, соединившись с дорогой Мурэн – Хатгал (которая достраивается в рамках проекта «Дорога тысячелетия»), обеспечит транспортный коридор Иркутск – Мурэн – западные аймаки Монголии. А в перспективе – и западные провинции Китая. Т.е. этот транспортный коридор открывает новые возможности для расширения экономического пространства сибирских регионов за счет малоосвоенных монгольских территорий, а также для увеличения туристских обменов, в т.ч. и в направлении России через Монголию. Чтобы меня правильно поняли насчет "расширения экономического пространства", уточняю - речь идет о новых рынках по закупке мяса, сырья, по продвижению российской продукции и товаров в эти отдаленные территории, а не о чем-либо ином. Точно также и для западных монголов откроются возможности приезжать, например, в Иркутск, напрямую, а не через Улан-Батор, а это тоже новые возможности для них.

Поэтому вопрос существования дороги Ханх - Хатгал для нас не безразличен, поэтому дипломатическими и иными  средствами необходимо оказать давление на ВГХ (парламент) и правительство Монголии с тем, чтобы оно выделило средства на строительство дороги Хатгал – Ханх. В настоящее время отсыпка ведется исключительно за счет средств Хубсугульского аймака. Кроме этого ощущается противодействие со стороны монгольских экологов, которые считают, что дорога Хатгал – Ханх, создав условия для кратного увеличения грузов и пассажиров, станет косвенной причиной деградации экосистемы Хубсугула. Есть также возражения со стороны некоторых представителей местных сообществ, в частности – в Дархатской котловине («мы живем своей жизнью испокон веков, и не хотим к себе никого пускать…»). Приходилось слышать и такое мнение, что нежелание финансировать эту дорогу вызвано соображениями государственной безопасности Монголии, т.к. сегодня бездорожье, якобы, является препятствием для переброски военной техники (естественно, с  российской стороны). Но это уже за пределами логики...

В целом же и большинство населения, и руководство Хубсугульского аймака в лице губернатора, г-на Цэрэнжава, прекрасно понимают, что такая изоляция Хубсугульского аймака, точнее - его северной, приграничной окраины, от остальной территории страны еще более опасна, чем перечисленные выше опасности. И как раз одной из главных целей проведения Караванов Дружбы, а также в их ходе конференций - укрепление экономических связей аймаков, входящих в Хангайскую зону (а это 6 аймаков, два из которых непосредственно граничат с Россией) с приграничными российскими территориями. И туризм в этих связях играет далеко не последнюю роль.

Сегодня на Хубсугуле, по разным данным, от 35 до 50 турбаз (большинство - с участием американцев, чехов, китайцев, корейцев), и только 5 из них - на севере Хубсугула. Все они - с российским участием, вблизи пос.Ханх (Турт). Они сегодня вносят реальный вклад в экономику сомона, дают местным жителям работу, покупают у них продукты, сувениры. Но существуют на грани выживания, т.к. туристский сезон неравномерен, а потенциальным туристам все сложнее и сложнее, и дороже, получать монгольскую визу. Можно предположить, что количество турбаз здесь увеличиваться уже не будет, но остается серьезный резерв роста объемов туризма за счет более эффективной и планомерной загрузки, а также в виду перспектив роста транзитного туризма Иркутск - Монды/Ханх - Хатгал - Мурэн и далее (на запад Монголии, в сторону границы с Алтаем, или на восток, через Хангай в Улан-Батор). И этот маршрут, открывающий новые возможности для знакомства одновременно и с Байкалом, и с Тункинской долиной, и с Хубсугулом, будет новой мотивацией для иностранных туристов приехать в Иркутск, а оттуда, через Тунку, на озеро Хубсугул.

Непосредственно туристские потоки расти начнут, очевидно, через три-четыре года после присвоения МАПП Монды - Ханх статуса "многосторонний", когда западные туроператоры узнают о новых возможностях для сдвоенных туров Россия – Монголия, к этому же времени, возможно, будут преодолены последствия кризиса.

Серьезно повлиять на турпотоки может отмена визового режима между нашими странами или, как вариант – обеспечение возможности группового обмена на безвизовой основе (по аналогии с Китаем).

Сегодня же, пересекая границу в этом удивительно красивом, и необычном месте (КПП расположен на перевале: на российскую сторону - великолепный вид на горы, а на монгольской, за широким степным пространством виден Хубсугул), каждый раз приходится испытывать чувство стыда за убогость КПП с нашей стороны, за те условия, в которых работают наши служители границы. Особенно сравнивая с тем, что смогли сделать на своей стороне монголы.

Трансфер на Хубсугул +79025600225, 9000 руб. Микроавтобус, 7 мест. 

Редактор журнала «Россия и Монголия»,
Член Комитета по Внешнеэкономической
деятельности ТПП ВС

В.В.Бережных