Россия и Монголия, журнал. Задача журнала «Россия и Монголия» Оперативно реагировать на события в сфере российско-монгольских связей, поддерживать интерес к Монголии среди россиян, формировать определенные подходы и точки зрения на те, или иные вопросы взаимоотношений между Россией и Монголией

Материалы журнала

Международные связи ИГСХА начинались с Монголии

На фото: декан агрономического факультета ИГСХА А.Г.Абрамов представляет Министру Т.Бадамжунаю достижения в овощеводстве. Справа – ректор ИГСХА Ю.Е.Вашукевич.

Cтуденты ИГСХА во время стажировки в Монголии.

Пожалуй, наибольший вклад в подготовке специалистов для народного хозяйства, здравоохранения и образования Монголии внесли иркутские вузы. Они  за более чем 80-летнюю деятельность подготовили для Монголии несколько тысяч квалифицированных специалистов. Иркутский государственный университет, БГУЭП, ИрГТУ, ИГПУ, ИГСХА (ИСХИ) были награждены монгольским орденом Трудового Красного Знамени. Историческая практика доказала высокую востребованность выпускников советских/российских вузов, не только в экономическом секторе, но и особенно на политическом олимпе Монголии.

В связи с программой «Целина-2», принятой к реализации правительством Монголии, в ближайшие годы стране понадобятся сотни высококвалифицированных специалистов в сфере сельского хозяйства. Поэтому понятен интерес правительства Монголии к Иркутской государственной сельскохозяйственной академии – ведь она имеет почти полувековой опыт обучения кадров для Монголии.

Ректор ИрГСХА Юрий Евгеньевич Вашукевич, известный ученый-биолог, автор ряда книг по организационно-экономическим вопросам охотничьего хозяйства России, рассказывает:
- Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Иркутская государственная сельскохозяйственная академия было создано в соответствии с постановлением № 1082 Совета Народных Комиссаров СССР от 9 мая 1934 года как Иркутский сельскохозяйственный институт.  А уже с 1952 года ИСХИ начал подготовку специалистов в области сельского хозяйства для Монголии. За свою историю ИГСХА подготовила около 400 специалистов для этой страны: по агрономии, охотоведению, зооинженерии, экономике и управлению АПК, механизации и автоматизации сельского хозяйства. Монгольские студенты, после долгого перерыва, вызванного охлаждением отношений между Россией и Монголией в 90-х годах, учатся в ИрГСХА и сегодня.

- Географически мы находимся практически в одинаковых климатических условиях, у нас очень схожи проблемы в сельском хозяйстве. Поэтому ИрГСХА – наиболее предпочтительный вариант для обучения специалистов монгольской сельскохозяйственной отрасли. К тому же немаловажен и тот факт, что монгольским студентам до Иркутска добираться намного ближе, чем до других российских академических центров. Сегодня Монголия пришла к выводу, что ставка на животноводство не может обеспечить страну продовольствием. Монголия, несмотря на вековой скотоводческий уклад, должна заниматься становлением растениеводства и, в первую очередь, зерновых культур. Не без гордости могу сказать, что агрономический факультет ИрГСХА является одним из самых авторитетных в СФО. Наши научные достижения в растениеводстве получили признание не только в России, но и в Монголии, странах «ближнего зарубежья».

В апреле 2008 года мы проводили научно-практическую конференцию «Совместная деятельность сельхозтоваропроизводителей и научных организаций в развитии АПК Центральной Азии». В ней приняли участие ученые Алтая, Омска, Новосибирска, Читы, а также большая делегация из Монголии. Я тогда сказал о том, что, находясь в зоне рискованного земледелия, сегодня достигать урожайности, положим, 35 центнеров с гектара невозможно без участия ученых, квалифицированных кадров, применения современных технологий. Сегодня перед сельским хозяйством наших регионов и сопредельных государств стоит очень непростая задача – определение и оптимизация нашего местного национального сельского хозяйства в обеспечении качественным, экологически чистым питанием населения региона.

Сельхозтоваропроизводители ежедневно стоят перед проблемой конкурентности с товарами, ввозимыми из-за рубежа. Мощнейший конкурент - Китайская Народная Республика - создала сегодня эффективные экономические инструменты, которые позволяют ей захватывать, оккупировать (я не побоюсь этого слова) рынки продовольствия наших регионов. И в этих условиях, в первую очередь, должны срабатывать факторы рыночной экономики, которые бы позволяли нам производить конкурентноспособную продукцию. Это значит, что, кроме экологической безопасности и высокого качества, необходимо, чтобы произведенный у нас продукт отличался бы еще и приемлемой ценой, чего нельзя достичь без снижения себестоимости. Все это приводит нас к мысли о необходимости применения современных технологий, современных научных разработок в производстве сельскохозяйственных продуктов. И здесь наше участие в развитии и российского, и монгольского агропромышленного комплекса нельзя переоценить…

Тогда, в ходе конференции, было подписано соглашение о сотрудничестве между ИрГСХА и Монгольским аграрным университетом. Кстати, в делегации, прибывшей на конференцию, из семи человек пятеро закончили наш вуз, в том числе руководитель группы, ученый секретарь Аграрного университета Гантулга Гомбо. На встрече с журналистами бывшие иркутские студенты, а теперь монгольские профессора, с удовольствием вспоминали годы учебы в ИСХИ и высказывали большое удовлетворение тем, что сегодня традиция обучения у нас монгольских студентов возобновляется. Наши выпускники-монголы оказались и в составе большой правительственной делегации, которая приехала в Иркутск в январе этого года во главе с премьер-министром Монголии С.Баяром. Напомню, тогда прошел круглый стол по сотрудничеству  в агропромышленном комплексе, и участники этого круглого стола, в том числе министр продовольствия, сельского хозяйства и легкой промышленности Монголии Т.Бадамжунай в сопровождении большой группы монгольских чиновников и предпринимателей посетили ИрГСХА. В ходе экскурсии по академии наши гости еще раз смогли убедиться в том, что ближе и лучше варианта для подготовки кадров аграрному сектору Монголии, чем наша академия просто нет.

Тогда и было подписано соглашение с министерством о повышении квалификации руководителей и специалистов АПК Монголии. За прошедшие девять месяцев в рамках этого договора прошли обучение около 80-ти монгольских аграриев. Это механики, агрономы, зоотехники и ветеринары.

Но и нам, россиянам, есть чему поучиться у монголов. Так, например, в нашей стране практически утрачен опыт отгонно-пастбищного животноводства, а в Монголии оно позволяет содержать около 40 млн. голов скота! Если бы нам в Байкальском регионе иметь хотя бы треть от этого количества, то ситуация на продовольственном рынке значительно бы изменилась. Сейчас, например, Бурятия активно закупает живой монгольский скот, а специалистов, готовых его принять, и обеспечить сохранность, недостаточно. Этому можно и нужно обучаться в Монголии. Также у нас практически утрачено и поголовье, и опыт содержания яков (за исключением небольшого стада в Окинском районе Бурятии), а в Монголии, особенно в аймаках, соседствующих с Бурятией (где хорошие условия для этого ценного животного) яков-сарлыков достаточно много. И в этом бы монголы могли оказать нам значительную помощь. Кстати, в ИрГСХА уже занялись изучением этого вопроса. Думаю, что уже в 2010-м году в Монголию на практику (скорее всего – в Хубсугульский аймак) поедет первая группа наших студентов.

Сегодня наша академия — это современный многопрофильный аграрный ВУЗ, обладающий мощным кадровым, научным и образовательным потенциалом. Мы ведем подготовку по 19-и специальностям, 8-и программам бакалавриата, готовим магистров. В этом году открыто две новых специальности: «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» и «Механизация переработки продукции сельского хозяйства», получена лицензия на право подготовки магистров по 8-и направлениям. Наряду с классическими аграрными специальностями, такими как ветеринария, экономика, биология (охотоведение), механизация, агрономия, зоотехния, электрификация, успешно развиваются новые направления подготовки - «Финансы и кредит», «Земельный кадастр», «Землеустройство», «Энергообеспечение», «Прикладная информатика» и «Агроэкология». Образовательный процесс в ИрГСХА постоянно совершенствуется с учетом требований работодателей. Мы внедряем в учебный процесс инновационные методы преподавания, совершенствуем его технические средства и формы. Активно развивается ведется переподготовка и повышение квалификации специалистов разных профессий. У нас сегодня очень востребовано такое учебное направление, как дополнительное образование (профпереподготовка и повышение квалификации).  Так, слушатели из 12 регионов России (от Сахалина и Камчатки до Новосибирска и Тюмени), Казахстана повышали квалификацию по биологии/охотоведению, а также и зоотехнии, агрономии, кинологии, ландшафтному дизайну (с упором на агрономические технологии). Интересен был для нас опыт проведения курсов повышения квалификации для таможенников, куда собрались специалисты из Хабаровска, Владивостока, Иркутска.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что ИрГСХА сегодня – это современное, динамично развивающееся высшее учебное заведение с огромным потенциалом. И своими знаниями, своими возможностями в обучении мы готовы делиться со всеми своими зарубежными партнерами, и в первую очередь - с монгольскими.

 

МОНГОЛЬСКИЕ СТУДЕНТЫ В СССР И РОССИИ

В 1952 г. между СССР и МНР было заключено соглашение «Об обучении граждан МНР в высших учебных заведениях СССР», согласно которому советская сторона брала на себя обязательство оплатить 50% всех затрат на обучение монгольских граждан. Только за десять лет с 1951 по 1961 год в вузах Советского Союза было подготовлено 410 специалистов для Монголии. С 1960 г. подготовка специалистов для монгольского народного хозяйства начинает приобретать массовый характер. Это было связано прежде всего с тем, что в Монголии с развитием промышленности ощущался большой дефицит квалифицированных кадров. В октябре 1960 г. между правительствами СССР и МНР было подписано соглашение об условиях взаимного обучения студентов и аспирантов в высших гражданских и научно-исследовательских учреждениях. В данном соглашении отмечалось, что расходы по обучению приезжающих, а также обеспечение их общежитием, бесплатным медицинским обслуживанием относится за счет принимающей стороны и производится на одинаковых условиях со студентами и аспирантами – гражданами своей страны. К 1960 г. обучение монгольских граждан осуществляли 148 высших учебных заведений в 19 городах Советского Союза. Значительное увеличение числа монгольских студентов в вузах СССР наблюдалось в 1970-е гг. Так, если в 1960-1961 учебном году обучалось 2083 студентов и аспирантов, то в конце 1970-х гг. – более 3 тысяч.

 

ЗАРУБЕЖНЫЕ ПАРТНЕРЫ ИрГСХА

Монгольский государственный сельскохозяйственный университет (Улан-Батор, Монголия)
Варшавский университет жизненных наук (Варшава, Польша)
Университет жизненных наук г. Познань (Польша)
Университет Жан Мулен Лион (Лион, Франция)
Институт агрофизики им. Богдана Добжаньского Польской академии наук (Люблин, Польша)
Павлодарский государственный педагогический институт (Павлодар, Казахстан)
Одесский государственный экологический университет (Одесса, Украина)
Запорожский национальный университет (Запорожье, Украина)
Союз «LOGO e. V.» (Сельское Хозяйство и  Экологическое Равновесие с Восточной Европой) (Германия)
Белоцерковский Национальный Аграрный Университет (Белая церковь, Украина)
Стокгольмский университет (Стокгольм, Швеция)