Задача Сибирской Байкальской Ассоциации Туризма (СБАТ) - создание и поддержание благоприятных социальных, экономических и политических условий для развития сферы туризма в Байкальском регионе

Предпосылки создания

Со времен распада Советского Союза, а вслед за ним и распада Советской системы туризма, основанной на принципах строгой централизации и разделения сегментов обслуживания, на въездном рынке Байкальского региона сложилась хаотичная система предоставления туристских услуг. Эта система базируется, в основном, на осколочных ресурсах старой системы и в значительно меньшей степени на вновь возникших ресурсах. Таким образом, к середине 90х годов прошлого века целостная система предоставления туристского продукта распалась на отдельные элементы, разобщенные между собой вследствие разделения собственников:

  • региональные частные компании в лице турагентств и объектов обеспечения досуга и развлечений,
  • транснациональные компании в лице авиатранспорта, связи и системы банковских расчетов,
  • федеральные структуры в лице железнодорожного транспорта, системы аэропорта и Прибайкальского национального парка,
  • частично частная собственность нерегиональных компаний и частично областной государственный сектор в лице гостиниц,
  • смешанные формы собственности сектора общественного питания,
  • муниципальная власть как собственник инфраструктуры мест посещения и локального транспорта (система очистки улиц и ремонт зданий в районе посещений, система городского транспорта и состояние автодорог, планирование постройки новых объектов, связанных с предоставлением туристских услуг),
  • областная власть как система законодательного, методологического и финансового воздействия на муниципальные власти и региональные частные компании,
  • власть соседних субъектов и регионов для создания единого туристского продуктового ряда,
  • кустарное сувенирное производство.

К середине 90х годов уровень благосостояния российской элиты позволил переориентироваться на потребление иностранного туристского продукта, уровень же среднего слоя российских граждан, напротив, привел к резкому сокращению потребления туристских услуг. В то же время, «туристический бум» посещения России и Сибири иностранными гражданами, обусловленный легальным доступом на закрытую в течение десятков лет территорию был исчерпан.
Исчерпан в том сегменте, который был готов мириться с нестабильностью транспорта, чрезвычайно слабой системой бронирования проживания в различных точках, сложностью осуществления безналичных финансовых расчетов и небезопасностью хранения наличных средств, отсутствием минимального набора комфортабельности за пределами крупных городов, сложной транспортной доступностью локальных точек, несоответствием уровня сервиса, получаемого в местах обслуживания клиентов (магазины, общ. транспорт) и уровнем затрат на транспортировку до географически удаленной территории Иркутской области.
Так, к концу 90х годов в Иркутской области и Байкальского регионе проявились три барьера дальнейшего развития туристской отрасли:

  • нестабильных турпоток;
  • неразвитая туристская инфрастуктура для обеспечения конкурентности регионального турпродукта;
  • слабые связи между элементами сферы услуг, связанной посредством турпродукта (в т.ч. информационной, продвигающей единый имидж Байкальского региона как привлекательного места посещения).

В 90-х годах, приоритетными задачами государства являлись процесс построения государственного устройства, отладка функциональности и взаимодействия его элементов, а также достижение уровня бюджетной обеспеченности, достаточной для покрытия первоочередных социальных издержек государства в целом и Иркутской области как субъекта. Все это вытесняло задачу стимулирования развития туристской отрасли из поля задач органов власти, с одной стороны.
С другой стороны, частный сектор, владеющий отдельными единичными элементами целостного туристского продукта при нестабильном въездном туристическом потоке и незначительном инвестировании государственных средств в развитие общей социальной и транспортной инфраструктуры не может считать целесообразным инвестирование в развитие туристской инфраструктуры. Таким образом, сами законы рыночной экономики оказались не в состоянии преодолеть три взаимоблокирующих барьера развития туристской отрасли, являющейся локомотивом оживления всей сферы услуг в регионе.
Это стало очевидно как органам государственной власти, что проявилось в создании советов по туризму при областной и муниципальных администрациях, так и участникам туристского рынка, ориентированных на долгосрочную деятельность.
Таким образом, основными предпосылками для создания Ассоциации можно считать необходимость объединения усилий всех участников туристского рынка и внедрение ими схем взаимодействия с органами власти для создания условий прорывного развития туротрасли.