«Сибирь, Сибирь ...» - рассказы и фотографии. Сибирь имеет свойство не поражать, не удивлять сразу, а втягивать в себя медленно и словно бы нехотя, с выверенной расчетливостью, но, втянув, связывать накрепко. И все — человек заболевает Сибирью. (Книга «Сибирь, Сибирь ...», Валентин Распутин)

Статьи, новости

Музей народов севера Бурятии

Диорама «Тайга». Фото В. Козулина

Композиция «Эвенк-охотник». Фото В. Козулина

Композиция «Шаман». Фото В. Козулина

Диорама «Эвенкийское стойбище». Фото В. Козулина

Коллекция геологического музея. Фото В. Козулина

Владимир Николаевич Козулин,
директор Музея
народов Севера Бурятии
им. А.Г. Позднякова,
с. Баградин, Баунтовский район, 
Республика Бурятия

 

В 2006 году Музей народов Севера Буря­тии отметил свое 25-летие. Это дает повод подвести некоторые итоги.

В Баунтовском районе Бурятии, един­ственном в республике эвенкийском районе, в ноябре 1981 года начал работу на общественных началах небольшой краеведче­ский музей по изучению эвенкийского народа. Это определило главные направления работы — этнография и краеведение. Музей имел около 400 экспонатов основного фонда и ограни­ченную экспозиционную площадь. В первые десять лет велось строительство, и общая площадь увеличилась в три раза. В 1985 году музей получил нынешнее наименование и звание «народный».

Становление музея было сопряжено со многими трудностя­ми. В его задачу входили поиск и сохранение исчезнувших пред­метов материальной и духовной культуры эвенкийского народа. Находясь под прессом инокультуры, эвенкийская сдавала одну позицию за другой. В таких условиях роль музея как хранителя культуры эвенков трудно переоценить.

В 1991 году была проведена реэкспозиция, оформлен неболь­шой выставочный зал. По научно обоснованному плану сформи­рованы разделы экспозиций: «Эвенкийский комплекс», «Приро­да», «Золотая промышленность», «Великая Отечественная вой­на». Все они дают полное представление об истории эвенкийского народа, включая период коллективизации и перехода на оседлый образ жизни, о названиях родов, об этнических и хозяйственных связях с тунгусоязычными народами Баргузина, Нерчинска и пра­вого Привитимья, о топонимике района, о ритуально-обрядовых комплексах шаманского культа. 

В Музее народов Севера Бурятии к настоящему времени накоплено 2 713 единиц основных фондов, в том числе по разделам: живопись — 11 единиц хранения, изделия прикладного искусства — 16, археология — 43, этнография — 202, оружие — 24, докумен­ты и редкие книги — 625, естественно-научная коллекция — 823 (вместе с коллекцией геологического музея), история техники — 161, прочие — 808. В число предметов этнографии, сбор и ком­плектование которых представляет основную трудность, включе­ны эвенкийские костюмы, обувь, головные уборы, берестяная по­суда, предметы охотничьего промысла, оленья упряжь и многое другое. На первый взгляд кажется, что коллекция предметов быта и хозяйственной деятельности аборигенов тайги скудна. Но она достоверно отражает кочевой образ жизни и частые кочевки эвен­ков. 

Постоянных экспозиций несколько. Центральное место зани­мает экспозиция «Золотая промышленность», так как в Баунтов­ском районе, раньше его называли Баргузинской тайгой, начиная с 1844 года и доныне ведется добыча золота, существенно по­влиявшая на таежный быт жителей этого района. В районе функ­ционировало около 500 золотоносных площадей и свыше 250 приисков, а количество официально зафиксированного добытого золота составило более 120 тонн.

Баунтовский район известен в России не только добычей золота. Это богатый месторож­дениями полезных ис­копаемых район. Здесь имеются огромные запа­сы алюминиевого сырья, молибдена, урана, бурого угля, бериллия, железа, марганца, нефрита, ми­неральных вод. Все это послужило основанием для открытия геологиче­ского музея как филиала. Основал его заслуженный инженер-геолог Респу­блики Бурятия Асканаз Апетович Гамчян, а в на­стоящее время заведует филиалом геолог Любовь Ивановна Андриевская.

Научные сотрудники музея реконструировали полную картину быта и хозяйственной деятель­ности эвенков, в частно­сти оформили диораму «Эвенкийское стойбище», две композиции — «Ша­ман» и «Эвенк в охотничьем снаряжении». Несколько позднее возле музея, под открытым небом, был оформлен павильон-диорама «Эвенкийское стойбище» с двумя чумами и семьей охот­ника (4 муляжа). Рядом оборудована площадка для демонстра­ции ритуально-обрядовых комплексов шаманского культа эвен­ков — шаманский чум с камлающим шаманом как иллюстрация национального праздника Сингкелаун.

Экспозиция «Природа» дает представление о гидрографии, животном и растительном мире Баунтовского района, а останки ископаемых животных (мамонта, бизона, шерстистого носорога и др.) и предметы археологических раскопок, которые производят сотрудники Музея народов Севера Бурятии, существенно обога­щают данную экспозицию.

Музей народов Севера Бурятии ведет просвети­тельную деятельность. Музейная педагогика включает спецкурс (рас­считан на два года) по краеведению для учите­лей Эвенкийской школы-интерната. В программе курса — история эвенкий­ского народа с древних времен до наших дней, история освоения Забай­калья, религиозные веро­вания эвенков, топоними­ка районов и др. По адап­тированному спецкурсу организованы занятия для учащихся старших классов, а также для уча­щихся профессионально­го училища. Совместно с Багдаринской средней школой проведена кон­ференция по роману В. Митыпова «Инспектор зо­лотой тайги», повествую­щему о событиях на золотых приисках нашего района в первые годы советской власти; прототипами романа были жители Баун­товского района. Конференция состоялась в зале «Золотая про­мышленность», исторические документы, фотографии и орудия старательского труда которого послужили лучшей иллюстрацией к предмету обсуждения, что имело, безусловно, и воспитатель­ный характер. Состоялось пять подобных конференций.

Ежегодно музей формирует три-четыре выставки, приуро­ченные к значимым районным событиям и юбилейным датам. Школьные экскурсии и конференции в музее стали постоянной формой работы по краеведению и этнографии. В данном случае музейные сотрудники не только представляют участникам конфе­ренций архивные материалы для научного исследования, но и рецензируют доклады.

Музейные специалисты приняли участие в научно-практических конференциях Забайкальского филиала Рус­ского Географического общества, Российско-Американского международного симпозиума (Чита, 1995), Международного Байкальского информационно-культурного форума (Улан-Удэ, 2005).

Студенты вузов Бурятии постоянно проходят практику в на­шем музее, на архивных материалах которого пишут курсовые и дипломные работы. 

В разное время музейные документы изучали ученые и деяте­ли искусств: доктор географических наук Гейл Фондал (Институт арктических исследований) — Канада, Дэвид Андерсен — Кана­да, кинорежиссер Франц Райле — Швейцария, научный сотрудник Абердинского университета (Шотландия) Иштван Шантле — Вен­грия.

Сложилось устойчивое деловое сотрудничество с видны­ми учеными Бурятии — Д.Д. Мангатаевой, Б.Б. Дашибаловым, О.В. Бураевой, Е.Ф. Афанасьевой, чьи исследования углубля­ют и расширяют представление об этнических корнях эвенков Баунта.

Одним из направлений работы музея является издатель­ская деятельность. За 15 лет вышли следующие книги сотруд­ников музея: Козулин В.Н. Баунт: прошлое и настоящее; Зо-тов А.П. Словарь эвенкийских топонимов Баунтовского райо на; Гамчян А.А. Багдаринская экспедиция. Выпущено несколь­ко коллективных сборников: художественно-публицистический сборник «Судьба моя, Баунт», посвященный 75-летию Ба­унта; сборник «Сквозь огонь и стужу мы прошли. Баунтовцы на фронтах Великой Отечественной» (составил А.П. Зотов). В составлении некоторых сборников принимали участие со­трудники не только музея, но и библиотеки, районной газе­ты «Витимские зори», районного архива. «Баутовские эвенки. След на земле» — коллективный труд сотрудников музея и библиотек района. Для школ района издано учебное посо­бие «Баунтовский эвенкийский район» — об истории района с древнейших времен до наших дней (А.А. Гамчян, А.П. Зотов, В.Н. Козулин).

В 1994 году, накануне объявленного ЮНЕСКО десятилетия коренных народов мира, музей совместно с районной органи­зацией Ассоциации малочисленных народов Севера провел со­циологический опрос, в котором участвовало 90 % эвенкийского населения. Зафиксированы данные о возрастном составе эвен­ков, образовании, занятости, семейном положении, знании исто­рии своего рода, языка и пр. По результатам данных исследо­ваний проведена научно-практическая конференция с участием ученых и представителей районов Бурятии и Читинской области как мест компактного проживания эвенков. По завершении деся­тилетия коренных народов мира, в 2004 году, был повторно про­веден опрос эвенкийского населения по анкете 1994 года. Опрос показал, что основные социальные показатели: низкая трудовая занятость, активная ассимиляция и т. п. — продемонстрирова­ли тенденцию к утрате этнического генотипа. Это подтверждают факты: 70 % браков являются межнациональными и одна треть эвенков знает родной язык. Очевидно, что международная ак­ция не оказала позитивного влияния на положение коренной на­родности Баунтовского района — эвенков. Напротив, основные социальные показатели имели отрицательную тенденцию, мно­гие проблемы перешли в разряд неразрешимых, а отношение государства к ним, надо признать, носит формальный, деклара­тивный характер.

Изучение опыта лучших российских и зарубежных музеев по сохранению историко-культурного наследия помогает сотрудни­кам в практике музееведения, в том числе и в критическом отно­шении к собственной деятельности.

В юбилейный для музея год предстоят многие события и ме­роприятия: проведение научно-практической конференции «Роль учреждений культуры в сохранении историко-культурного насле­дия», а также смотра-конкурса на лучшую постановку краевед ческой работы в школах и учреждениях культуры; оформление выставки «Эвенкийское народное творчество»; подготовка к из­данию записок музея по краеведению и сборника экспедицион­ных описаний Баргузинской тайги в XIX–XX веках, оставленных исследователями и путешественниками — П.А. Кропоткиным, Г.А. Лопатиным и др.; проведение реставрации павильона «Эвен­кийское стойбище» и ритуальной площадки; организация школь­ных музеев и краеведческих уголков и принятие над ними посто­янного шефства.

Музей с благодарностью вспоминает Александра Георгиевича Позднякова, основателя и первого директора музея. Ветеран Ве­ликой Отечественной войны, заслуженный деятель искусств Ре­спублики Бурятия Александр Георгиевич, будучи пенсионером, по просьбе райкома КПСС и исполкома районного Совета приступил в 1981 году к формированию коллекций и за десять лет подвиж­нической деятельности превратил это учреждение культуры в из­вестное не только в районе, но и в России. Учитывая заслуги А.Г. Позднякова, районный Совет депутатов присвоил его имя Музею народов Севера Бурятии.

Засвидетельствованный наукой факт: при столкновении культур разных народов культура более слабого этноса исче­зает, поглощаясь культурой более сильного этноса. Вместе с этим исчезают язык, предметы национальной одежды, предме­ты быта, фольклор и прочие элементы национальной матери­альной и духовной культуры. Именно по этой причине музей видит призвание в сохранении и изучении культуры эвенкий­ского народа, в воспитании чувства уважения к ней и гордости ею.

 

Журнал "Тальцы", 1 (32), 2009 год