Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Общие сведения


Мы пишем

Иркутские пути-дороги

Продвижение русских на восток в конце XVI – 1-ой пол. XVII вв. привело к образованию острогов и других поселений на громадных просторах Сибири. Связь с центральными районами России осуществлялась благодаря существовавшим сухопутным путям, проложенным в течение десятков тысяч лет народами, населявшими земли Сибири -  тунгусами, бурятами, эвенками и другими.

.

Сибирские волоки

Продвижение русских на восток в конце XVI – 1-ой пол. XVII вв. привело к образованию острогов и других поселений на громадных просторах Сибири. Связь с центральными районами России осуществлялась благодаря существовавшим сухопутным путям, проложенным в течение десятков тысяч лет народами, населявшими земли Сибири -  тунгусами, бурятами, эвенками и другими.

Направление конных троп этих народов совпадало с течением многих рек и от них шло в соседние речные системы. С приходом русских отрядов начинают формироваться многочисленные сухопутные связи между освоенными водораздельными участками, создается сеть сухопутных дорог местного значения.

Водные пути – самые доступные в XVII – XIX вв. играли главенствующую роль в системе коммуникаций на востоке России. Пользуясь естественной близостью и связью между отдельными реками первопроходцы, а затем и промышленники более 400 лет назад хаживали через всю сибирскую территорию, во всевозможных направлениях, перебираясь со своими суденышками и товарами из одной реки в другую, с запада на восток, север и юг. Используя течение и направление рек землепроходцы совершали дальние походы, покрывая за короткое время сибирского лета громадные расстояния. Так было на протяжении трех сотен лет. Еще в 90-х годах XIX в. в литературе можно было прочитать: «…при громадном развитии в этом крае водяных путей сообщения, волоки могут иметь в высшей степени важное значение для всей торговой, промышленной и экономической жизни всей Сибири…» и тут же: «…как это ни странно и ни жаль, вопрос о волоках в Сибири до сих пор остается не разработанным…». Каковыми же были наиболее важные волоки для связи Сибири с Уралом? От притоков р. Печоры к р. Сев. Сосьве сосвинский волок соединял бассейн Оби с той частью Печоры, откуда навигация становилась возможной почти в течении всего лета. Этот волок через Урал соединял систему Печоры с бассейном Оби – Енисея – Ангары.

Фото №1. Карбаз – это ни баржа, ни лодка, а какой-то утюг на воде. Днище карбаза плоский пятиугольник, к грузовой прямоугольной площади примыкает треугольная носовая часть. Каркас состоит из кокор-шпангоутов. Стволы кокор составляют основу днища, корневая часть – основу бортов. Днища и борта обшиты досками. Все крепления выполнены деревянными штырями-пятниками. Каюта карбаза - это небольшое по­мещение, площадью около четырех квадратных метров, обшитое тесом. Половина стенки каюты занимает входная дверь, открывающаяся вовнутрь карбаза. Внутри каюты есть стол и топчан из теса для постели сплавщиков. В оснастку карбаза входят кормовое рулевое весло и так называемые «оплеухи», устройства для сталкивания карбаза с мели.

На таких карбазах грузы шли от Качугской пристани до Бодайбо на реке Витиме, притоке Лены. Бодайбо – центр Ленского золотопромышленного района, отстоящего от Качуга на расстоянии 1538 км, из которых 1249 км карбаза ­плыли вниз по Лене до пристани Витим. В Витиме грузы из карбазов перегружались в баржи и далее шли на буксире за парохо­дом вверх по реке Витиму еще 289 км.

 

Текст: Сергей Иванович Медведев
(филокартист, сотрудник журнала «Земля Иркутская») 
Фотографии предоставлены
Сергеем Ивановичем Медведевым