Шанхайская организация сотрудничества (интервью с Болатом Нургалиевым, генеральным секретарем ШОС)
Бережных Владимир
Категория: Точка зрения : Статьи, Иркутская область : Внешние связи
Предыдущая статья | Следующая статья
Владимир Бережных, редактор журнала «Прибайкалье»:
- Болат Кабдылхамитович, Шанхайская организация сотрудничества оправдала возлагавшиеся на нее надежды?
- Да, за семь лет своего сушествования ШОС себя зарекомендовала как достаточно эффективная площадка для обмена мнениями, выработки общих подходов, решений и координации позиций. Конечно, Шанхайская организация по международным меркам является достаточно молодой структурой и поэтому пока далеко не все те программы и концепции сотрудничества, которыми мы занимаемся, воплотились в конкретные реальные проекты по полному диапазону. Но проекты согласованы, есть долгосрочная Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества, рассчитанная на период до 2020 года. Эти проекты подлежат периодической корректировке, поскольку приоритеты меняются по мере того, как государства реагируют на изменяющуюся мировую экономическую конъюнктуру.
У нас в составе организации созданы специальные рабочие группы экспертов профильных министерств и ведомств, которые занимаются различными направлениями. Например: таможенное сотрудничество, транспортные дела, энергетические, здравоохранение, образование. В рамках этих специальных рабочих групп сближаются подходы к решению общих проблем, благодаря им мы приходим к лучшему пониманию того, какие действия необходимо принимать в интересах всех шести государств.
- В составе ШОС две крупные державы, Россия и Китай, и четыре страны, достаточно сильно отличающиеся от них и размером, и объемом валового продукта… Каким образом удается добиваться взаимоприемлимых решений, не носят ли отношения внутри ШОС характера «старший брат - младший брат»?
- Территория – это, безусловно, существенный критерий, но, тем не менее, одним из основополагающих принципов нашей организации является равноправие. И все шесть государств вне зависимости от их размера и численности населения и т.д. обладают равным голосом при принятии решений. И вот в этом я вижу залог того, что в ШОС приоритетность учета интересов всех шести государств будет сохраняться, поскольку участие в этой организации дает каждому из наших государств существенное преимущество и укрепляет их международный авторитет за счет членства в ШОС. Можно говорить о том, что в ШОС выстраивается новая модель взаимоотношений, где все решения принимаются при условии их поддержки всеми шестью государствами. И неготовность, какие-то сомнения одного из государств, приводит к тому, что внесенный вопрос снимается с повестки однозначно. То есть, уважение к мнению каждого – это железное правило организации.
- Какие перспективы, на Ваш взгляд, по членству в Шанхайской организации сотрудничества? Ставит ли организация перед собой задачу привлечения новых членов. Входит ли это в ее стратегические перспективы?
- В Хартии ШОС прописано, что организация открыта для членства любому государству региона, при условии, что эта страна разделяет цели и принципы Шанхайской организации и берет на себя обязательства руководствоваться теми договоренностями, которые уже были достигнуты. То есть в основополагающих документах принципы открытости организации и стратегической перспективы в виде возможности ее расширения достаточно четко прописаны. Но, в то же время, мы исходим из того, что ШОС – молодая организация, и нам хотелось бы накопить в рамках шести государств-основателей организации позитивный опыт взаимодействия и установления в ШОС партнерских связей, например - по вопросам энергетики, транспорта, реагирования на чрезвычайные ситуации, и уже затем можно будет думать о принятии новых членах, о расширении. Вопрос расширения ШОС периодически обсуждается, поскольку есть официальные обращения ряда государств о том, чтобы они были приняты в качестве полноправных членов. Но у нас внутри организации продолжаются дебаты по поводу того, какими критериями мы должны руководствоваться при принятии новых членов, и этих критериев набирается достаточно много. И это не только географическая близость к пространству Шанхайской организации, но и, например, какие проблемы существуют у того или иного государства в отношениях с мировым сообществом, его ответственность при соблюдении режима нераспространения оружия массового уничтожения и т.д.. Насколько эта страна готова четко следовать всем договоренностям, в том числе договорам и соглашениям, подписанным за весь период существования организации, включая период, когда была Шанхайская пятерка. Одним из важнейших критериев является отсутствие территориальных споров страны-претендента с каким-либо государством, как входящим, так и находящимся вне нашей организации. Планка требований довольно таки высокая; мы исходим из того, что главным для нас является то, чтобы расширение организации не привело к снижению ее эффективности, особенно в плане принципа консенсуса в принятии решений. Этот момент для нас носит принципиальный характер. Поскольку мы не должны терять набранных темпов, то хотели бы, чтобы расширение не привело к появлению каких-либо спорных моментов, которые бы отвлекали организацию от ее главного предназначения. Т.е. от формирования в пространстве Шанхайской организации политической и экономической, информационной и даже, в какой-то мере - духовной общности, поскольку мы исходим из того, что наши шесть государств объединяют не только общеэкономические и политические интересы, но и общие исторические корни. Хотелось бы сохранить, приумножить позитив и на этой базе формировать в регионе гармоничное развитие отношений между суверенными странами без какого-либо диктата, без деления на сильных и слабых, больших и малых. Вот к этому мы идем. Но, естественно, этот процесс потребует значительных усилий и времени. Однако, этот вектор в стратегическом направлении выбран сознательно. Обобщая, я могу сказать, что некоторое торможение по расширению ШОС связано с возрастом, молодостью нашей организации. Накопив опыт, авторитет и политический вес, в более зрелом состоянии, уже окрепнув, ядро, в составе стран-учредителей, могло бы абсорбировать новых членов с тем, чтобы их прием пошел на пользу и организации, и им самим. Но мы не ставим цели превращаться в некую «мини-ООН». Пока и то, что мы пытаемся выстроить в пространстве шести государств, достаточно амбициозно и требует существенных усилий. Сегодня я не могу сказать, что мы решили все задачи, которые мы перед собой поставили, и теперь успокоившись, почивая на лаврах, можем приглашать – давайте, присоединяйтесь!
– Какие еще формы участия, кроме полноправного членства в ШОС предусмотрены?
– У нас, при Шанхайской организации, есть институт наблюдателей. Это четыре страны, из них первой, в 2004 году, была принята в качестве наблюдателя Монголия, и затем Индия, Иран, Пакистан. Из этих четырех стран-наблюдателей две страны, Иран и Пакистан, официально и уже неоднократно обращались с просьбой об изменении их статуса, изменения на их полноправное членство.
Также на Душанбинском саммите ШОС был принят документ «Положение о статусе партнеров по диалогу». Этот статус партнера по диалогу может предоставляться государству или международной организации. Имеется в виду, что государство, или международная организация, заинтересованная в установлении с ШОС партнерских связей по конкретному направлению (например, энергетика, здравоохранение, или реагирование на чрезвычайные ситуации техногенного или природного характера) могло бы воспользоваться Положением, и такого рода отношения с ШОС установить. Список потенциальных партнеров уже начинает пополняться. Для получения статуса «партнер по диалогу» географических ограничений нет, в отличие от варианта участия в ШОС в качестве полноправного члена (когда страна-претендент должна являться государством региона).
- Болат Кабдылхамитович, а как, например, насчет Монголии или Вьетнама, который также граничит с Китаем? – Что сказать по поводу Вьетнама... Пока мы конкретный интерес со стороны Вьетнама к ШОС не ощущали. Хотел бы напомнить, что Вьетнам с 28 июля 1995 г. является членом АСЕАН, возможно, что ему достаточно такого уровня регионального взаимодействия. У нас есть соглашение (меморандум взаимопонимания) о сотрудничестве с АСЕАН, которое действует. Они приглашают нас на свои мероприятия, мы приглашаем их на свои. Происходит обмен информацией о планах, проектах - так, чтобы видеть возможности увязки, взаимодействия по тому или иному вопросу. Что касается Монголии... Я бывал в Монголии, и из тех бесед, которые у меня состоялись, могу сделать вывод, что заинтересованность у Монголии в части проектов Шанхайской организации есть. И она, эта заинтересованность, что отрадно, не снижается, а, наоборот, усиливается. И, может быть, даже есть определенное неудовлетворение по поводу уровня и интенсивности сотрудничества с нами. В Душанбинском саммите, представляя Президента Н.Энхбаяра, приняла участие министр иностранных дел Монголии С.Оюуна. Выступая на нем, она подчеркнула, что Монголия заинтересована в дальнейшем взаимодействии с ШОС, в особенности в развертывании в регионе взаимовыгодного сотрудничества со странами-членами и наблюдателями этой организации в конкретных направлениях модернизации инфраструктуры и энергетической отрасли.
Еще пример: у нас недавно была встреча представителей Академий науки всех шести стран, и монгольский представитель также присутствовал и принимал активное участие в прениях и в подготовке формулировок итогового документа, и это показательно. У Монголии, я вижу, интерес проявляется больше в экономической сфере, а также в вопросах транспорта, трансконтинентального грузового транзита. Если говорить о других наших наблюдателях, то, например Иран проявляет интерес и к энергетике, и к сфере безопасности, и к борьбе с незаконным оборотом наркотиков, и к тому, как мы могли бы взаимодействовать в отношении нормализации ситуации в Афганистане. Думаю, что с его помощью действительно можно было бы снизить степень угроз, исходящих от терроризма, экстремизма и распространения наркотиков с афганской территории.
- Наверное, Вам время от времени задают вопрос - не является ли создание ШОС ответом на Европейский Союз. В чем отличия этих структур?
- Напомню, одной из задача Европейского сообщества является формирование общего рынка, а у нас задача формирования общего рынка сейчас не ставится. Если смотреть наши программные документы, то речь идет о том, чтобы в долгосрочной перспективе, где-то лет через 20, выйти на свободное перемещение товаров, услуг, технологий, капитала. Но отсутствует задача обеспечения свободного перемещения людей. Четыре позиции – это то, что мы пока видим в долгосрочной перспективе. Проекты, реализуемые ШОС, играют значительную роль в решении проблем занятости населения, развития депрессивных районов, что в перспективе будет способствовать снижению факторов, питающих вызовы и угрозы. Мы должны взаимодействовать в реализации региональных проектов, относящихся к развитию транзитного потенциала, транспортных сообщений, телекоммуникационных дел и энергетики. Одна из важнейших задач - формирование региональной инфраструктуры, которая бы создавала условия для развития взаимной торговли, реализации различных экономических проектов, способствовала решению проблем занятости населения. И в целом, с учетом того, что экономики наших государств находятся на разных уровнях развития, мы пытаемся выравнивать показатели, подтягивая тех, кто отстал, на приемлемый уровень с тем, чтобы жизненный стандарты выравнивались, и соответственно сокращалась бы социальная база, питательная среда для таких явлений, как терроризм, сепаратизм, экстремизм. Задача превращения в нечто подобное ЕС сейчас не формулируется. Мы реалисты и понимаем, что прежде чем выходить на такой уровень интеграции, нужно решить базовые задачи, и только после того как они будут решены, можно подумать о концепции совместного развития в пространстве ШОС, которая бы предусматривала более высокую степень интеграции. Все-таки сейчас у нас налицо существенные расхождения в экономических показателях, и поэтому выходить на иные стандарты мы можем лишь только добившись решения задач подтягивания. Об этом мы говорили и на V-м Байкальском экономическом форуме, где для нас особо важными были вопросы транспортной инфраструктуры и энергетики, вплоть до создания Энергетического клуба ШОС, поскольку без решения этих проблем нам не обеспечить ликвидацию существенных различий между странами-участниками.
- Есть ли у ШОС какой-то инструмент «подтягивания»? Например, какой-то фонд, из которого можно было бы обеспечить выравнивание уровня социально-экономического развития стран-членов ШОС?
- Это актуальный вопрос. На протяжении нескольких лет обсуждается идея создания Фонда развития ШОС. Концепция фонда подготовлена. Пока основной задачей является подтягивание индикаторов социально-экономического развития к среднему стандарту путем реализации проектов на условиях кредитования теми государствами, которые обладают необходимыми экономическими и финансовыми ресурсами. В частности, Китайская Народная Республика предоставила трем центральноазиатским республикам кредитную линию в 900 миллионов долларов, которые фактически уже потрачены Таджикистаном, Узбекистаном, Кыргызстаном на реализацию крупных проектов: строительство шоссейных дорог, гидротехнических сооружений и заводов по переработке газа, цементных заводов…. То есть на базовые моменты, на основе которых может и дальше развиваться инфраструктура. Сейчас готовится к реализации проект по созданию высокоскоростной информационной магистрали ШОС. Речь идет о том, чтобы соединить в единую региональную сеть линии оптико-волоконной связи государств ШОС, чтобы увеличить скорость и объемы передаваемой информации. Этим могли бы пользоваться государственные и предпринимательские структуры. Эти проекты будут реализовываться с привлечением кредитов. Но для создания Фонда развития ШОС нужны отчисления из бюджетов стран-участниц, средств частных структур, средств инвесторов при их конкретной заинтересованности и мотивированности. Большие надежды мы возлагаем на то, что Деловой совет и Межбанковское объединение ШОС, созданные два года назад, подтянут деловые круги и банковские структуры к реализации такого рода проектов. В рамках Межбанковского объединения определены критерии отбора инвестиционных проектов. Естественно, будучи банковскими структурами, они в первую очередь заинтересованы в том, чтобы это был рентабельный проект, коммерчески привлекательный, такой, чтобы можно было вернуть вложенные средства. Сегодня реализуются крупные, социально значимые межрегиональные проекты, в которых без участия бюджетных денег, средств государств не обойтись. Например, если модернизировать железную дорогу, которая связывает наши страны, в выигрыше будут все. То же касается и систем линий электропередач, автомобильных дорог, пограничных переходов. А для реализации таких проектов без консолидации межгосударственных средств не обойтись. Поэтому, я думаю, будет все-таки создан Фонд развития. Но надо понимать, что такой фонд не будет благотворительным. Он будет финансировать те проекты, которые будут приносить выгоду, и, в конечном счете, смогут выходить на доходы с тем, чтобы вложенные в этот проект средства вернулись в фонд для того, чтобы генерировать новые проекты, чтобы деньги распределялись в соответствии с реальным состоянием экономики и потребностями всех партнеров по Организации.
- Но торговле между нашими странами, перевозкам, да и сотрудничеству в целом мешают бумажные барьеры...
- ШОС делает большую работу по устранению этих барьеров. Практически готово соглашение о международных грузоперевозках. Сегодня крайне важно сформулировать взаимоприемлемые, если не одинаковые, условия для трудовой миграции, для простых граждан, чтобы их интересы не ущемлялись при пересечении границы. Крайне необходимы взаимоприемлемые таможенные нормы и правила, но это достаточно деликатный вопрос. Каждая страна, конечно, хотела бы защитить свои экономические интересы, в то же время нужен разумный компромисс, так, чтобы была общая заинтересованность, чтобы поставки грузов не облагались непомерной данью, чтобы до минимума сократилось количество перегрузок… Это – в идеале. А в жизни-то все намного сложнее… Такого рода соглашение готовится, в том, чтобы оно функционировало, заинтересованы все шесть государств. Сейчас идет обсуждение приложений к нему, готовятся протоколы, в которых детально прописываются транспортные маршруты. Соглашение готово в деталях, но, есть некоторые шероховатости. В прошлом году было подписано соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах. Это важный составляющий элемент для облегчения перемещения товаров и услуг в нашем экономическом пространстве. В рамках нашей организации формируется юридическая база для такого рода сотрудничества. А дальше дело за предпринимателями. Но уже сегодня мы чувствуем большой интерес с их стороны. Ощущается хорошая динамика по росту товарооборота. Но здесь необходимо соблюсти баланс с тем, чтобы одни страны не превращались только в поставщиков сырья для других. Необходимо осознавать, что даже при нынешней конъюнктуре цен на энергоносители в стратегической перспективе нужно стараться выходить на формирование экономик, ориентированных на продукцию машиностроительной, сельскохозяйственной отраслей. Только такая диверсификация будет гарантировать успешное поступательное развитие наших экономик, усиление роли, например, Сибири и Дальнего Востока не только как поставщиков сырья. Можно понять интерес южнокорейцев, японцев и частично китайских партнеров получать сырье и перерабатывать у себя в конечную продукцию. Но в то же время все осознают, что центральноазиатским странам – членам ШОС нужно дать возможность окрепнуть с тем, чтобы и они смогли перейти на производство продукции уровня XXI-го века.
- Перед Шанхайской организацией сотрудничества стоят вопросы экологического характера?
- Эта работа идет по линии профильных министерств и ведомств. Министры экологии и охраны окружающей среды периодически собираются, сверяют свои позиции. У нас есть общая природоохранная концепция ШОС. Происходит обмен опытом в деле оздоровления и рачительного отношения к природе в нашем пространстве, концептуальные подходы отрабатываются. То же касается и реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Например, тема опустынивания у нас обсуждалась в рамках первой встречи старших должностных лиц министерств сельского хозяйства. Она впервые состоялась в 2007 году и там, конечно, помимо других первоочередных дел, шла речь о том, чтобы заниматься отвоевыванием у пустынь территории и пространства для сельскохозяйственного производства. Но это пока на начальной стадии. В рамках природоохранной концепции обсуждается и проблема чистой воды, проекты, связанные с рациональным использованием воды для орошения, и в первую очередь проблемы рек Амударьи и Сырдарьи… Эта проблема обсуждается, поскольку она является фактором межгосударственных отношений, от нее зависят и вопросы гидроэнергетики, и сельского хозяйства, и качества жизни населения.
- Как Вы относитесь к глобальному проекту советских времен и по поводу которого до сих пор возникают споры в СМИ – проект о переброске воды сибирских рек?
- Я думаю, что здесь слово за учеными и за практиками с точки зрения того, насколько это рационально, насколько это оправдано в контексте глобального изменения климата. Как это повлияет на экономику, поскольку все понимают - это затратный, многозатратный проект. Приведет ли это к решению тех проблем, которые вызывают к жизни такого рода предложения? По крайней мере, в рамках нашей организации такого рода предложения не обсуждались. Скорее речь идет у нас о практических делах, теоретические подходы мы оставим ученым и специалистам в этой сфере, поскольку, наверное, они могут компетентно ответить.
- И еще вопрос такой: мы через журнал «Прибайкалье» работаем с нашими муниципальными образованиями - городами и районами. Могут ли эти муниципальные образования выйти на возможности ШОС в рамках продвижения своих инвестиционных проектов, ресурсов и т.д.?
- Я думаю, муниципальные образования, как ячейка государства, должны иметь полный доступ к информационным ресурсам нашей организации. Я бы посоветовал администрации городов и районов, которые хотели бы свои ресурсы, свои возможности продвигать на всех возможных уровнях, заходить на наши сайты – как Секретариата, так и Делового совета, Межбанковского объединения. Наверное, в перспективе, нам можно подумать о том, чтобы провести встречу приграничных муниципальных образований наших стран, чтобы заинтересовать, чтобы они могли послушать друг друга и определить точки соприкосновения. ШОСовский процесс идет по линии государственных структур. Но, в принципе, он может быть эффективен только в том случае, если в него будут вовлекаться как можно больше конкретных участников. И мы постоянно ставим вопрос о том, чтобы была практическая польза, ощутимая гражданами оттого, что ШОС существует и функционирует. Если в ШОСовский процесс будут вовлечены муниципальные образования, этот будет здорово. Наверное, надо подумать насчет того, что может Деловой Совет вместе с Секретариатом еще сделать, чтобы регионы также могли активно вовлекаться и в рамках шести государств наладить такие связи.
- Вот в этом номере журнала «Прибайкалье» есть фотоматериал о нашем проекте «Караван Дружбы», в рамках которого мы помогаем нашим муниципальным образованиям устанавливать прямые связи с Монголией, вывозим мэров, предпринимателей в эту страну. Организовывали ответный Караван Дружбы из Хубсугульского аймака в Иркутскую область. В ходе Караванов уже и побратимские связи успели завязаться, и культурные контакты установиться. Может быть, наш опыт мог бы в какой-то степени пригодиться....
- Я посмотрю этот материал, в принципе – действительно интересная форма работы, надо подумать. Кстати, я в Иркутск приехал из Урумчи, где принял участие в открытии 17-й Урумчинской ярмарки внешней торговли и экономических связей, а также Форума регионального экономического сотрудничества в Центральной, Западной и Южной Азии. Урумчинский экономический форум – это предприятия и регионы Центральной, Западной и Южной Азии. Я бы посоветовал вашим муниципальным образованиям и предприятиям обратить внимание на эту ярмарку и на форум, там существуют колоссальные возможности для сотрудничества. Постарайтесь через свой журнал распространить эту информацию с тем, чтобы участниками становились бы и предприниматели, и руководители городов, районов Байкальского региона. Когда пространство стран Шанхайской организации сотрудничества будет связано тысячами, десятками тысяч деловых и культурных связей, когда люди, проживающие на данной территории, на себе почувствуют преимущества межрегионального сотрудничества, тогда ШОС станет эффективным инструментом развития стран, в нее входящих.
- Болат Кабдылхамитович, как известно, туризм является фактором, впрямую влияющим на качество жизни, на уровень развития многих стран. Входит ли туризм в число приоритетов ШОС?
- Безусловно, туризм входит в категорию приоритетных направлений шосовского сотрудничества. Это связано не только с экономической стороной, но и с реализацией задачи по сближению народов наших соседних государств. Не секрет, что потенциал туристических обменов в рамках стран-участниц ШОС пока не используется активно, хотя все необходимые предпосылки имеются. По линии туристических администраций государств ШОС готовится концепция сотрудничества, которая позволит существенно продвинуться в обеспечении более благоприятных условий для взаимного узнавания друг друга, как это подобает соседям и близким партнерам.
- Спасибо! Приезжайте к нам на Байкал еще – не только поработать, но и отдохнуть!
По материалам журнала "Прибайкалье", №3, 2008 год