Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

О роли бурятской интелегенции в решении задач, стоящих перед этносом

Петр Ажунов

Петр Ажунов

Буряты всегда были и активными участниками, и инициаторами значительных исторических событий нашей страны. Буряты отражали агрессию маньчжуров и ойратов, приходивших в Прибайкалье за данью, и зачастую истреблявших целые рода, посмевшие оказать неповиновение и сопротивление. Вместе с казаками, а затем и в составе казачьих полков участвовали в охране восточных границ России, обеспечив тем самым современные контуры нашего государства, воевали за целостность страны, за само ее существование. В отличие от некоторых других соседних народов буряты у русских поселенцев считались честными, способными к знаниям, малопьющими и почитающими стариков, имеющими свой кодекс чести и развитую общественную структуру. Демократическая родовая система самоуправления бурят была взята в качестве модели графом Сперанским, изменившим своими реформами первой четверти девятнадцатого века систему государственного управления Российской империи.

Буряты внесли огромный вклад в российскую науку (Доржи Банзаров, Гомбожаб Цыбиков и др.), особенно в изучение Азии, а в начале двадцатого века и  вплоть до середины тридцатых годов  буряты были на острие восточной политики российского государства и являлись активнейшими политическими фигурами влияния на Монголию, Китай, Тибет (например, Агван Доржиев). Фундамент и науки, и образования современной Монголии формировался в 20-е годы этническими бурятами, а в начале 90-х годов среда бурятской интеллигенции выдвинула  здесь своих ярких представителей, ставших инициаторами и лидерами демократических преобразований, преобразивших до неузнаваемости древнюю страну, считавшуюся когда-то «16-й  республикой СССР». И до сих пор буряты в этой стране, составляя чуть более 1,5% от общего числа граждан страны, играют огромную роль в общественно-политической жизни Монголии.

В свое время глава Агинского Бурятского автономного округа Баир Жамсуев сделал ставку не только на экономическое, но и на духовное развитие своей территории, на то, чтобы к этому привлечь лучшие силы бурятской интеллигенции. Именно там в последние годы издавались лучшие книги на бурятскую тему, построены новые библиотеки. Там, в Агинском, были созданы условия для формирования нового бурятского театра, для развития народного творчества и туризма. Эти вложения в культуру дали достаточно впечатляющий результат.

Главной проблемой бурятского Прибайкалья, на мой взгляд, является то, что многие из лучших представителей бурятской интеллигенции, не найдя точки приложения своих талантов и знаний, не найдя на местах поддержки, в поисках лучшей доли отправляются в Агу, в Республику Бурятия. Почему так происходит? Почему бурятская интеллигенция не боролась за свои права, за создание лучших условий для своего творчества, предпочитала просто тихо «мигрировать» в Улан-Удэ? Где, в чем, в итоге, её вклад, почему нашему народу осталось, в поисках самоидентификации, апеллировать только к Чингисхану, ища в его «деяниях» национальную гордость и историю, производя себя в «потомки» великого завоевателя? Где художественные произведения, славящие наших собственных предков, и не только мифических? Где был голос бурятской интеллигенции (если уж она претендует на то, чтобы быть «гласом народа»), когда по частям распродавались святые для бурят приольхонские берега Байкала? Когда даже сам мыс Бурхан становится предметом торга для дельцов - выходцев из нашего же народа?

Когда американцы хотят политкорректно выразить отношение к беспринципности,  угодливости и чинопочитанию, тогда употребляют термины «гибкость», «упругость» и «резиновость». К сожалению, эта «резиновость», на мой взгляд, слишком присуща значительной части бурятской интеллигенции...

Борьба за блага, за близость к начальству часто отодвигает на задний план такие задачи как острая необходимость внятно изложить видение, суть и решение главных бурятских проблем, просто и доступно для всего этноса объяснить, где мы сейчас находимся и куда нам надо идти.

Мы должны честно, по крайне мере для себя,  выразить свое отношение к своим национальным «болезням», их диагностировать и искать совместно  пути к своему  выздоровлению.

В народном эпосе «Гэсэр», сложенном более тысячи лет назад в самом сердце Азии, и ставшим, в конце концов, частью бурятской духовной жизни и истории, часто звучит не только вековая народная мудрость, но и сильнейшая самоирония. В то же время мы, бурятская интеллигенция, в значительной степени утратили сегодня способность шутить и иронизировать по отношению к  самим себе. Но, слава Вечно Синему Небу, эта черта еще не утрачена в народе. А ведь способность к самоиронии – главный признак наличия жизненных сил коренного  этноса. Насмешник  Будамшу (главный герой пьесы Цырена  Шагжина «Хитрый Будамшу», созданной по мотивам бурятских народных сказок – О.К.), едва появившись как оформленный литературный персонаж, сразу ушел в народ и стал истинным его героем – обличителем глупости,  невежества и чванства!. Как нам сегодня не хватает в нашей жизни и Будамшу, и подобных ему героев с тем, чтобы привести в себя некоторых чиновников, зажравшихся «новых бурят» и таких же «новых русских», и прочих вечных персонажей! Как нам не хватает трезвого, может быть – немного ироничного взгляда на себя, на свою ментальность, на место и роль в регионе и в стране!

А эта роль может быть огромной, хотя бы имея в виду проблемы с демографией. Например, буряты никогда массово не потянутся косяками с родной земли в европейскую часть страны, для них никогда «первопрестольная» не была идеалом жизненного устройства. Мы, коренные народы, вместе с коренными сибиряками-русскими несем ответственность за родную землю, за рациональное использование богатств Сибири в интересах населения, а не финансово-промышленных групп и группировок. Мы должны дать трезвую оценку попыткам, опять-таки под предлогом решения демографических проблем,  массового заселения Сибири китайцами (как к тому призывают некоторые резвые депутаты и «сенаторы», а также «эксперты») и другими иммигрантами. Очевидно, что, вкладывая те же самые средства не в переселенцев, а в собственное население (улучшение жизненной среды, преодоление массового пьянства, реальная поддержка культуры и т.д.), в первую очередь – в молодежь, мы можем добиться значительно большего в плане обеспечения Сибири трудовыми ресурсами и по количеству, а главное – по качеству этих ресурсов. Это до правительства, до тех, кто формирует политику решения демографических проблем, может, и должна донести наша интеллигенция – и научная, и творческая. Именно интеллигенция должна сформировать нравственный базис для современного бурятского общества.

Не имея опоры на внятные ориентиры и национальные ценности, на современную национальную художественную литературу, мечась, в поисках самоидентификации, между православием и атеизмом, шаманизмом и буддизмом (а в рамках последнего – между «желтошапочниками» и «красношапочниками»), часть бурят пытается компенсировать неудовлетворение своим положением  копанием в болячках истории, припоминая русским (а заодно - и евреям) и Ивана Похабова, и 37-й год, и даже глобальное потепление... К сожалению, кое-кто не прочь подыграть этим настроениям – так ведь намного проще заработать себе (пусть даже дешевый) авторитет, чем неблагодарным литературным  трудом! Не поэтому ли бурятская литература в последние годы (по сути – после Александра Вампилова) не выдала ни одного значительного произведения, в которых сегодня так нуждается народ?

Необходимость в новых литературных героях и новых художественных произведениях для нашего народа крайне велика еще и в силу его колоссальной любви к чтению. Новые герои, и новый взгляд на свое прошлое и особенно будущее, нужны были, как говорится, еще вчера, т.к. более или менее научное понимание прошлого уже сложилось, в том числе и под влиянием общероссийских тенденций в гуманитарных науках.

Можем ли мы, современные буряты, продолжить славные традиции своих предков, и есть ли в нас те сила и энергия,  подвигавшая наших предков на исторически значимые события? Уверен – можем! Если говорить об экономической основе для нового подъема жизненных сил народа, то сегодня не может не радовать постоянный рост поголовья домашнего скота на бурятских подворьях. При этом возрождение экономической платформы домашнего хозяйства происходит без всякой руководящей и направляющей роли.  Безусловно, много случаев невыплат по банковским кредитам, с последующим банкротством и т.д. (и это не только личная  проблема  бурятских крестьян-фермеров!), но реальная практика показывает, что интенсивно занимающиеся своим домашним хозяйством  сегодняшние буряты волей-неволей приходят к  старым традиционным бурятским формам и методам домашнего животноводства, к необходимости отказа от каждодневного злоупотребления алкоголем. Хочешь жить нормально и давать образование детям? – не пей и работай, как твои предки! Этому простому правил сегодня придерживаются все больше и больше бурят и в сельской местности, и в городе, потому что альтернатива этому только одна – побираться у более благополучных или бичевать при мусорных свалках, как бы страшно это не звучало. А примеров этому, с учетом особенностей восприятия алкоголя нашим организмом, более чем предостаточно, это я знаю слишком хорошо…

Некоторое оживление в экономике повлекло за собой (при этом интеллигенция не может этого поставить себе в заслугу...) и духовное возрождение, признаки которого тоже налицо. Так, не может не радовать бурятская речь, зазвучавшая в общественном транспорте, в общественных местах. Наконец-то мы перестали стесняться говорить на родном языке! Но при этом нам жизненно необходимо лучше самих русских владеть еще и русским языком, не подменяя его компьютерно-пивным слэнгом! Стали обыденным явлением браки между восточными и западными бурятами, а это значит, что преодолевается вековая взаимная неприязнь, порожденная, во многом, историческими мифами и претензиями на ведущую роль в бурятском этническом сообществе. На бурятскую землю пришла «Алтаргана», и собирает огромное количество участников. Этот международный фестиваль, с одной стороны, дает возможность показать уникальность отдельных племен и родов, а с другой – стирает границы между нами! Поэтому, возможно, сегодня мы есть свидетели и участники начала реального процесса единения бурят и формирования действительно единого бурятского народа!

Но глобализация происходит еще быстрее, и поэтому сегодня мы не можем быть удовлетворены местом и ролью, а главное – позицией бурятской интеллигенции (особенно близкой «к верхам», которая, как правило, спешит поддержать любое телодвижение власть предержащих). Нам надо отдавать себе отчет, что общероссийские процессы укрупнения  регионов не ограничатся (это очевидно!) созданием Забайкальского края и объединением Иркутской области и УОБАО. И главная задача нашей интеллигенции – найти пути обеспечения достойного будущего и нашей культуры, и бурятского этноса в целом. А не угодливо обслуживать эти процессы! Не ограничиваться констатацией исторических фактов и бесплодными научными спорами по мелким, пусть и национальным, но чисто теоретическим вопросам, забывая о необходимости введения в повседневный практический оборот прикладных знаний, накопленных республиканской и национальной наукой в целях, с одной стороны, сохранения своей этничности, а с другой – эффективной и органичной интеграции бурят в единое общероссийское пространство.

 

И только тогда бурятская интеллигенция действительно займет то место в нашем обществе, на которое претендует сегодня – на место и роль духовного лидера бурятского народа.

 

От редакции:
Петр Ажунов, из рода Буура, уроженец улуса Хуты Эхирит-Булагатского района Усть-Ордынского бурятского округа - педагог, историк, общественный деятель. В своей работе специализируется на проблемах сохранения бурятской культуры и традиционной духовности, на установлении и развитии побратимских связей и сотрудничества бурят и коренных народов Северной Америки - индейцев Вашо и Навахо. Долгое время работал в США, читал лекции в Индианском университете, Университете Невада (Рино), выступал на конференциях в Сан-Франциско, Чикаго. Является инициатором и автором идей многих инновативных проектов в сфере традиционных знаний, традиционного природопользования, этно- и экотуризма.

 

Петр Ажунов
Журнал "Отчий край" №1, июнь 2008 года